Тема 2.2. Квадратные матрицы 2-го и 3-го порядков с действительными элементами.
Практическая работа № 8
Тема: «Вычисление определителей, ранга матриц.»
Цель работы: научиться выполнять действия над матрицами, вычислять определители.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:
Студент должен
уметь:
- выполнять операции над матрицами.
знать:
- основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии.
Оборудование: рабочая тетрадь, ручка, методические рекомендации по выполнению практической работы, справочная литература.
Методические указания по выполнению работы:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.
2. Рассмотрите образцы решения задач по теме.
3.Выполнить предложенное задание согласно варианту по списку группы.
4.Изучить условие заданий для практической работы и выполнить её.
5. Ответить на контрольные вопросы даются письменно, после решения заданий в тетради для практических работ. Во время выполнения работы обучающийся может пользоваться своим конспектом, а также учебной литературой и справочным материалом.
5. Оформить отчет о работе. Сделайте вывод.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Матрицейназывается прямоугольная таблица чисел, содержащая m строк одинаковой длины (или n столбцов одинаковой длины). Матрица записывается в виде
или сокращенно: , где (т.е. ) – номер строки, (т.е. ) - номер столбца. Матрицу называют матрицей размера и пишут . Числа , составляющие матрицу, называются ее элементами. Матрица, полученная из данной заменой каждой ее строки столбцом с тем же номером, называется матрицей транспонированной к данной и обозначается .
Действия над матрицами
Сложение
Операция сложения матриц вводится только для матриц одинаковых размеров.
Суммой двух матриц и называется матрица такая, что
( , ).Аналогично определяется разность матриц.
Умножение вектора на число
Произведением матрицы на число kназывается матрица такая, что ( , ).
Произведение матриц
Операция умножения двух матриц вводится только для случая, когда число столбцов первой матрицы равно числу строк второй матрицы. Произведением матрицы на матрицу называется матрица такая, что
, где ,
т. е. элемент i-й строки и k-го столбца матрицы произведения С равен сумме произведений элементов i-й строки матрицы А на соответствующие элементы k-го столбца матрицы В.
Тогда произведение не определено, так как число столбцов матрицы А (их 3) не совпадает с числом строк матрицы В (их 2). При этом определено произведение , которое считают следующим образом:
Умножение матриц обладает следующими свойствами:
1. 3.
2. 4.
Определитель матрицы
Квадратной матрице А порядка n можно сопоставить число det А (или , или ), называемое ее определителем, следующим образом:
1.
2.
3.
Свойства определителей
Если все элементы некоторого ряда пропорциональны соответствующим элементам параллельного ряда, то такой определитель равен нулю.
Свойство1. («Элементарные преобразования определителей»). Определитель не изменится, если к элементам одного ряда прибавить соответствующие элементы параллельного ряда, умноженные на любое число.
Минором некоторого элемента определителя n-го порядка называется определитель n - 1-го порядка, полученный из исходного путем вычеркивания строки и столбца, на пересечении которых находится выбранный элемент. Обозначается . Так если:
то
Алгебраическим дополнением элемента определителя называется его минор, взятый со знаком «плюс», если сумма четное число, и со знаком «минус», если эта сумма нечетная. Обозначается .
Свойство 2.(«Разложение определителя по элементам некоторого ряда»).
Определитель равен сумме произведений элементов некоторого ряда на соответствующие им алгебраические дополнения. В случае определителей 3-го порядка свойство 7 означает, что
Квадратная матрица А называется невырожденной, если определитель ∆ = det A≠0. В противном случае (∆ = 0) матрица А называется вырожденной.
Союзная и обратная матрицы
Матрицей союзной к матрице А называется матрица:
A*= ,
где А - алгебраическое дополнение элемента а данной матрицы А. Матрица А называется обратной матрице А, если выполняется условие А·А =А ·А=Е,
где Е – единичная матрица того же порядка, что и матрица А.
Пусть А – невырожденная матрица
A= , и det A≠0.
Составим союзную матрицу
A*=
Тогда A = , т.е. A = · .
Отметим свойстваобратной матрицы:
- det(A ) = ;
- (A·B) =B·A ;
- (A ) =(A ) .
Пример по выполнению практической работы
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3. .
Пример 4. Найти определитель матрицы .
Решение:
Пример 5. Вычислить определитель
Ответ: =4.
Пример 7.НайтиА , если
Решение:
Составим союзную матрицу. Для этого вычислим алгебраические дополнения:
Союзная матрица будет следующей: . Вычислим обратную матрицу:
Проверкой убеждаемся, что обратная матрица найдена верно.
Задания для практического занятия:
Даны матрицы А и В. Найти:
- A+ B, A-B
- C=2A-3B
- AB; BA
- det A; det B
- A‾ ¹, B‾ ¹. Проверить правильность их нахождения умножением :
Вариант 1 Вариант 2
A= ; B = ; A = ; B =
Вариант 3 Вариант 4
A = ; B = ; A = ; B = ;
Контрольные вопросы
1. Что называется матрицей? Дать определения основных понятий матрицы;
2. Какая матрица называется квадратной? Единичной?
3. Какие операции можно производить над матрицами?
4. Что такое определитель матрицы? Перечислите его свойства;
5. Как вычислить минор и алгебраическое дополнение элемента матрицы А?
7. Как найти союзную и обратную матрицы для матрицы А?
Практическая работа № 9
«Решение систем линейных уравнений методом обратных матриц»
Цель работы:научиться решать системы линейных уравнений методом обратной матрицы.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
- решать системы линейных уравнений.
знать:
- основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии.
Оборудование: рабочая тетрадь, ручка, методические рекомендации по выполнению практической работы, справочная литература.
Методические указания по выполнению работы:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.
2. Рассмотрите образцы решения задач по теме.
3.Выполнить предложенное задание согласно варианту по списку группы.
4.Изучить условие заданий для практической работы и выполнить её.
5. Ответить на контрольные вопросы даются письменно, после решения заданий в тетради для практических работ. Во время выполнения работы обучающийся может пользоваться своим конспектом, а также учебной литературой и справочным материалом.
5. Оформить отчет о работе. Сделайте вывод.