Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства

Эти темы — особенные для 8 класса. Расширение понятий

о числе и функциях.

Формирование навыка решения квадратных уравнений, чис-ловых и линейных неравенств. Чтобы достичь опорного уровня, необходимо больше времени уделять повторению, обобщению

и систематизации учебного материала, чтобы ученик с невысоким уровнем математической подготовки адаптировался к изучению нового материала на следующей ступени обучения.

Изучение алгебры в 9 классе Квадратичная функция

Курс алгебры в 9 классе начинается с темы «Квадратичная функция», на изучение которой отводится 28 часов. Вводное по-вторение отдельно не планируется, а включается в уроки изучения нового материала.

На первых уроках актуализируется понятие «функция» с по-

Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru

мощью примеров изученных ранее функций: y = kx + b, Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru y = x2,

y = x3, Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Обобщая изученный материал на конкретных при-мерах, иллюстрированных графиками приведенных функций, формулируются общие свойства функций, такие как область определения функции, область значений функций, возрастание

и убывание, нули функции, промежутки знакопостоянства функ-ции. Затем эти свойства анализируются для любых функций. Со-ставляется алгоритм исследования функций. Опорой для работы по этой теме служат готовые графики функций.

Сложность выполнения заданий учащимися состоит в том, что у большинства учащихся вследствие основного заболевания

нарушены пространственные представления и координация движе-ний, что отражается на работе с прямоугольной системой координат. Снять напряжение при этом помогают крупный рисунок, готовый единичный отрезок, частично выполненное построение. Способ-ствовать формированию навыков чтения графиков функции помога-ют карточки с рисунками, тетради с печатной основой или отдельно напечатанные задания с рисунком, плакаты, использование компью-терных технологий для проведения тестов и контрольных работ.

Изучение тем « Квадратный трехчлен » и «Разложение ква-дратного трехчлена на множители» (5 ч) подготовит учащихся

к дальнейшему изучению свойств квадратичной функции. На дан-ном этапе повторяются тема «Решение квадратных уравнений», формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения. Для работы с формулами полезно видеть их постоянно перед собой, так как учащиеся коррекционной школы имеют кратковременную память. Формулы дискриминанта D = b2 – 4a и корней квадрат-

Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru

ного уравнения Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru вывешиваются на дополнительную

Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru

доску «К уроку» или раздается справочный материал, накоплен-ный за годы учебы. Работа в классе по этой теме часто происхо-дит фронтально, проговариваются разные способы нахождения корней квадратного уравнения, включая использование прямой

и обратной теорем Виета для нахождения корней или проверки полученных корней; комментируются и вычисления. Некоторые сложности возникали с воспроизведением способов решения не-полных квадратных уравнений. Здесь следует обратить внимание на нерациональность применения формул в легких случаях. От-работка этих затруднений носит индивидуальный характер.

Новая формула разложения квадратного трехчлена на мно-

жители ax2 + bx + c = a(x – x1)(x – x2) закрепляется в самостоятель-

ных упражнениях, на первых этапах часто используется шаблон ax2 + bx + c = a(x – ...)(x – ...),для заполнения которого необходимотолько вычисление корней квадратного трехчлена.

Изучение функции y = ax2 + bx + c проводится по составленному ранее алгоритму.

Построение графиков квадратичной функции: y = ax2, y = ax2 + n, y = a(x – m)2, y = a(x – m)2 + n в основном проводим с помощью ша-

блонов (шаблонной линейки) y = x2, y = 2x2, Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru посредством па-

Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru

раллельных переносов вдоль осей Ох или Оу.

Обобщая изученный материал, подводим учащихся к алгоритму построения графика квадратичной функции y = ax2 + bx +c. При этом следует уделять внимание формированию умения указывать коор-динаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы. При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Ведущей целью при изучении этого учебного материала ста-вится умение описать этапы построения, схематичного изобра-жения от руки графика квадратичной функции, принимая во вни-мание значительные двигательные нарушения у детей вследствие ДЦП. А следовательно, ответы на вопросы о преобразовании гра-фиков функций вообще носят описательный характер. Возмож-ность использования ИКТ на уроках алгебры существенно облег-чает работу по данной теме.

Основная цель —выработать представление о построении графи-ка квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной.

При изучении темы «Степенная функция» (3 ч) основной це-лью является введение понятия корня n-й степени. В данной теме продолжается изучение свойств функции: выводятся понятия чет-ной и нечетной функции, рассматриваются (повторяются) свойства степенной функции с натуральным показателем. Изучение корней ограничивается введением понятия корня n-й степени и выполне-ния заданий на вычисление корней n-й степени, в частности, ку-бических корней. Свойства корней n-й степени, понятие степени

с рациональным показателем и ее свойства не изучаются. Этот ма-териал будет рассмотрен в старшей школе.

Уравнения и неравенства

Основная цель —выработать умение решать простейшие систе-мы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными,

и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобще-ние и углубление сведений об уравнениях. Даются понятия цело-го рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей и четвертой степени с помощью раз-ложения на множители и введения вспомогательной переменной.

170 171

Метод решения уравнений путем введения вспомогательной пере-менной будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

В данной теме завершается изучение уравнений с двумя перемен-ными и их систем. Вводится уравнение окружности (x – a)2 + (y – b)2 = r2. Рассматриваются системы, содержащие уравнения второй степени

с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно уравнение первой степени, а другое — второй. Из-вестный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее

применение и позволяет сводить решения таких систем к реше-

нию квадратного уравнения. Решение систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, не явля-ется обязательным и может быть рассмотрено только на неслож-ных примерах.

С помощью графических представлений можно наглядно по-казать учащимся, что система двух уравнений с двумя переменны-ми второй степени может иметь одно, два, три, четыре решения, а может и вовсе не иметь решений.

Важно обратить внимание учащихся на то, что математиче-ский аппарат, охваченный данной темой, позволяет существен-но расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых

с помощью систем уравнений.

Основные трудности при изучении этой темы связаны с боль-шим объемом записей, что остается значительной преградой для детей с последствиями заболевания ДЦП. Чтобы не потерять цель, поставленную на уроке, по нашему опыту рекомендуется суще-ственно сокращать объем письменных работ. Переносить выполне-ние части задания в устную работу, обсуждая план решения (алго-ритм), используемые формулы, правила и свойства при решении алгебраических уравнений и неравенств. Для экономии времени на уроке задания даются в виде шаблонов, где часть письменной работы выполнена, — например, напечатано условие, начало ре-шения, которое следует закончить. Используются приемы анали-за приведенного текста решения — «найди ошибку». При решении дробно-рациональных уравнений, связанных с большим объемом преобразований, особо обращаем внимание на проверку получен-ных корней уравнения. При решении систем уравнений обсужда-ем приемы решения, при этом акцентируем внимание на выборе наиболее рационального способа.

Не секрет, что вычислительные навыки у большинства учащих-ся находятся на весьма низком уровне, что сводит на нет всю само-стоятельную работу по решению уравнений и их систем. Здесь необ-ходимы постоянный контроль и помощь учителя, систематическое обучение самоконтролю и рефлексии при выполнении заданий. Про-ведение на уроках небольших самостоятельных работ (1–2 задания)

с обязательной проверкой в классе с помощью готовых ответов или полных верных решений способствует формированию рефлективных навыков по нахождению места и причины ошибок.

Формирование умений решать неравенства вида ax2 + bx + c > 0, ax2 + bx + c < 0,где a ≠ 0,осуществляется с опорой на сведения о гра-фике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси ОХ).

Прогрессии

Основная цель —дать понятия об арифметической и геометриче-ской прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

В начале изучения темы разъясняется смысл понятий «после-довательность», «n-ый член последовательности», вырабатыва-ется умение использовать индексные обозначения. Эти сведения используются при введении понятий арифметической и геоме-трической прогрессий, выводе формул n-го члена и суммы n пер-вых членов для каждой из прогрессий. При изучении темы можно ограничиться только одной формулой для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии, а именно Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru

Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru

(см. Приложение 1)

Для геометрической прогрессии достаточно рассмотреть одну

формулу суммы n первых членов прогрессии Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru .

Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru

При выполнении упражнений основное внимание уделяется за-даниям, связанным с непосредственным применением изучаемых формул, а также задачам практического содержания. Сведения

о бесконечно убывающей геометрической прогрессии не являются обязательными. Сложность данных тем — в большом количестве используемых формул. Имея в виду нарушенные функции мыш-ления у большинства учащихся, для выбора нужной формулы ре-комендуется открыто использовать справочные материалы всеми доступными способами.

Элементы комбинаторики и теории вероятностейРекомендуем рассмотреть обзорно на интересных задачах, ил-

люстрируя математический аппарат в особых разделах математи-ки: теории информации, линейном программировании.

Итоговое повторение

Основная цель —обобщение и систематизация полученных зна-ний в течение года, корректировка пробелов и ошибок. Подготовка к следующему этапу обучения.

На уроках итогового повторения возможно проведение не-стандартных уроков, презентаций, проектных работ, где в нетра-диционной форме происходит обобщение и закрепление учебных знаний, умений и навыков, установление межпредметных связей и устойчивого интереса к математике.

Приложение

Урок алгебры в 9а классе

Учитель высшей категории Толстикова Ольга Алексеевна Информационная карта урока № 3/4 Модуль № 3 «Арифметическая прогрессия»

Тема: «Формулаn-го члена арифметической прогрессии»

Тип урока: комбинированный

Микроцели урока

Для ученика Для учителя  
1. Учиться находить место затрудне- Коррекционные:  
ния и ошибки в домашнем задании – тренировать способность рабо-  
2. Знать определение арифметиче- тать по алгоритму (по формулам);  
ской прогрессии и способ нахожде- – развивать и корректировать мысли-  
ния членов арифметической про- тельные процессы: память, внимание,  
грессии по формуле анализ, синтез, сравнение, логику;  
  – развивать речь учащихся;  
3. Уметь работать с формулой n-го  
члена арифметической прогрессии – развивать способность к самосто-  
при решении задач на нахождение ятельной работе;  
– развивать рефлексивные способ-  
недостающих членов прогрессии; раз-  
ности прогрессии и ее первого члена ности учащихся  
   

Для ученика Для учителя
4. Тренировать способность рабо- Образовательные:
тать самостоятельно – проверить сформированность по-
5. Учиться проводить рефлексию нятия арифметической прогрессии
  и характеристического свойства ее
  членов;
  – формировать умение работать
  с формулой n-го члена арифмети-
  ческой прогрессии, решая задачи
  на нахождение недостающих чле-
  нов арифметической прогрессии,
  разности прогрессии, первого чле-
  на прогрессии;
  – проверить уровень сформирован-
  ности знаний и навыков по теме
  Воспитательные:
  – прививать аккуратность при веде-
  нии записей в тетрадях;
  – развивать коммуникативные спо-
  собности;
  – развивать интерес к математике
  для успешной учебы
Опорные понятия, термины Новые понятия, термины
Арифметическая прогрессия, раз-  
ность (d) арифметической прогрес-  
сии, формула n-го члена арифмети-  
ческой прогрессии, характеристи-  
ческое свойство членов арифмети-  
ческой прогрессии  

174 175



Этапы урока, форма,       Обратная связь  
Методический инструментарий (Деятельность  
краткое содержание  
      обучающихся)  
         
           
1. Самоопределение Задание, в котором возникли затруднения, — на доске 1. Устные ответы уча-  
обучающихся       щихся, рефлексия до-  
(Вопросы: какую тему изуча-       машней работы; на-  
ем? Что уже умеем делать по Формулы арифметической прогрессиина доске строй на учебную де-  
этой теме? Какие формулы вы ятельность  
использовали во время выпол-          
нения домашней работы? Где d = an+1 – an    
вы испытывали затруднения?)          
Проверка домашней an = a1 d(n – 1)    
работы.          
Устная работа с опорой          
на формулы          
           
2. Актуализация знаний и навы- Задания на доске: 2. Фронтальная  
ков учащихся, необходимых для 1. Какие последовательности являются арифметиче- работа  
работы на уроке скими прогрессиями?    
  а) 3; 7; 11; 15; …    
  б) 1; 2; 3; 4; 5; …    
  в) –4; –2; 0; 4; 8; …    
  г) 0; –1; 1; –2; 2; …    
  Сформулировать определение арифметической прогрессии.    
           

Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru


  Этапы урока, форма,   Обратная связь  
  Методический инструментарий (Деятельность  
  краткое содержание  
    обучающихся)  
       
         
    2. Найти неизвестные члены прогрессии:    
    ÷ (án) : a1; a2; – 19; – 12; a5; ...    
    Как найти предыдущий член арифметической прогрессии?    
    Как найти последующий член арифметической прогрессии?    
         
    3. План к решению задачи № 349, аналогичной в домаш-    
    нем задании:    
    а) Значения пути, пройденного телом в каждую следу-    
    ющую секунду, составляют арифметическую прогрес-    
    сию с разностью… (d = ?);    
    б) Найдем а8:    
    а8 = a1 + d(8 – 1) = ...    
         
  3. Обобщение знаний об ариф- Задание на доске: 3. Подводящий диалог.  
  метической прогрессии Дано: арифметическая прогрессия Устные ответы  
      учащихся  
    n) : –21; – 18; ...    
         
  4. Тренировочные упражнения Найти, под каким номером в эту прогрессию входит 4. Письменная рабо-  
    число 0? та с комментариями  
  Задача № 349 (учебник, с. 87)    
       
       


          Продолжение таблицы  
               
Этапы урока, форма,         Обратная связь  
  Методический инструментарий (Деятельность    
краткое содержание      
        обучающихся)    
             
             
  Индивидуальное задание:        
  Используя формулу   , найдите неизвестные      
         
  члены арифметической прогрессии:      
    4; _; 8; _; 12; 14; 16;...      
             
5. Самостоятельная работа   Задания по уровням на листках: 5. Самостоятельное    
  Самостоятельная работа   выполнение задания    
  Уровень I   на листках    
  1. В арифметической прогрессии (an) известны a1 = 3,      
  d = 4. Найти a11.        
  2. Найти разность арифметической прогрессии (yn),      
  если y1 = 12, y5 = 18.        
  Решение.        
  y = 18;          
  y55 = y1+ d(4–1)        
  Подставим известные значения для y5 и y1 и получим      
  уравнение ……………..........        
  Решим уравнение и найдем разность d.      
  ОТВЕТ:        
               

Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства - student2.ru



Этапы урока, форма,     Обратная связь  
  Методический инструментарий (Деятельность  
краткое содержание    
    обучающихся)  
       
       
  3. В арифметической прогрессии (xn) x1 = 3 и d = 2.    
  Найти номер члена прогрессии, равного 49.    
  Решение.    
  В формулу n-го члена хn=x1+ d (n-1)    
  подставим значения x1 = 3 и d = 2.    
  Получим уравнение: …………………………    
  Решим его и найдем значение n.    
  ОТВЕТ:    
  Самостоятельная работа    
  Уровень II    
  1. В арифметической прогрессии (bn) известны b1 = 3,    
  d = 4. Найти b7 и b11.    
  2. Найти разность арифметической прогрессии (аn),    
  если a1 = 5, a8 = –1,3.    
  Решение:    
  a = –2,3;    
  a88 = а1+ d(8–1).    
  Подставим известные значения для а8 и а1 и получим    
  уравнение……………..........    
  Решим уравнение и найдем разность d.    
  ОТВЕТ:    
         

Продолжение таблицы Обратная связь(Деятельность обучающихся)     6. Рефлексия выпол- нения самостоятель-нойработы(устно).Оценкасобственнойдеятельности 7. Возможные вопро- сы по домашнему за- данию
                   
  Методическийинструментарий   3.Варифметическойпрогрессии(x Найтиномерчленапрогрессии,равного Готовыеответыкзаданиямпоуровнямнакарточках (илинадоске)—длявизуальногоконтроля 1)учебник:§7,п.16,с.88,№350; 2)заданиевтетради:найтисумму100первыхнату- ральныхчисел
      = 11 и d = 0,5. 34.          
               
      ) x            
      n          
                 
  Этапы урока, форма,краткоесодержание     6. Подведение итогов урока   7. Домашнее задание с коммен- тированием  
                   

Урок алгебры в 9а классе

Учитель высшей категории Толстикова Ольга Алексеевна

Информационная карта урока № 3/8

Модуль № 3 «Арифметическая прогрессия»

Тема: «Формула суммы n первых членов арифметической про-грессии»

Для ученика Для учителя  
1. Учиться находить место за- Коррекционные:  
труднения и ошибки в домаш- – тренировать способность работать  
нем задании по алгоритму (по формулам);  
2. Познакомиться с выводом – развивать и корректировать мысли-  
формулы суммы n первых чле- тельные процессы: память, внимание,  
нов арифметической прогрессии анализ, синтез, сравнение, логику;  
  – развивать речь учащихся;  
3. Научиться работать с фор-  
мулой суммы n первых членов – развивать рефлексивные способно-  
арифметической прогрессии при сти учащихся  
   
решении задач    
  Образовательные:  
  – актуализировать знания формул ариф-  
  метической прогрессии;  
  – вывести новую формулу суммы n пер-  
  вых членов арифметической прогрессии;  
  – формировать умение работать с фор-  
  мулой суммы  
  Воспитательные:  
  – прививать аккуратность при ведении  
  записей в тетрадях;  
  – прививать уважительное отношение  
  к учебному труду; умение выражать  
  и обосновывать свое мнение;  
  – развивать интерес к математике, рас-  
  ширять научное мировоззрение  
Опорные понятия, термины Новые понятия, термины  
Арифметическая прогрессия, Формула суммыnпервых членов  
разность (d) арифметической арифметической прогрессии  
прогрессии, формула n-го члена    
арифметической прогрессии    

Домашнее задание: Учебник: § 7, п. 17, с. 89–91, №№3 70б)

371 а) или 373.

180 181


Этапы урока Методический инструментарий Обратная связь  
   
         
  1. Самоопределение учащихся. Презентация, слайд 3–4 (или задание на доске) 1. Устные ответы  
  Проверка домашней работы   учащихся  
    Задача № 350    
    Поезд, отойдя от станции, равномерно увеличивал скорость    
    на 50 м в минуту. Какова была скорость поезда в конце двад-    
    цатой минуты?    
    Решение:    
    Последовательность чисел: 50; 100; 150; … является арифме-    
    тической прогрессией.    
    Поэтому можно считать, что:    
    Дано:(аn) — арифметическая прогрессия,    
    а1 = 50; d = 50. Найти: а20 =?    
    Решение.    
    По формуле n-го члена найдем а20:    
    а20 = а1 + d(20 – 1) = 50 + 50 × 19 = 1000.    
    Значит скорость поезда в конце 20-й минуты равна 1000 м/мин.    
    1000 м/мин = 1000 × 60 : 000 км/ч = 60 км/ч    
    Ответ: 60 км/ч.    
         
  2. Актуализация знаний и на- Презентация, слайд 5–6 (или задание на доске) 2. Фронтальная  
  выков учащихся, необходимых   работа  
  для новой темы Задание 2    
    Является ли последовательность 1; 2; 3; 4; …; 100.    
    арифметической прогрессией?    
         
  Этапы урока Методический инструментарий Обратная связь  
         
  3. Вывод новой формулы суммы ........................................... 3. Подводящий  
  n первых членов арифмети- Из домашнего задания: диалог  
  ческой прогрессии на основе Найдите сумму натуральных чисел от 1 до 100. Запись темы на до-  
  домашней задачи.    
    1 + 2 + 3 + 4 + … + 100 = ? ске и в тетрадях  
    Ответ: 5050. Визуальное и вер-  
       
  Исторические сведения Иоганн Карл Фри́дрих Га́усс (нем. Johann Carl Friedrich Gauß);  
  по теме 1777–1855 — немецкий математик, астроном и физик, счи- бальное закрепле-  
    тается одним из величайших математиков всех времен, «ко- ние нового мате-  
    ролем математиков». риала  
         
  Знакомство с решением Гаус- «Формула суммы n первых членов    
  сом задачи. Формулировка арифметической прогрессии»    
  темы урока      
         
  Доказательство новой формулы Презентация, слайд 10    
    Формула суммы n первых членов арифметической про-    
    грессиина доске.    
         
  4. Тренировочные упражнения Примеры на доске, презентация, слайд 11–12 4. Устные ответы  
    Задача 1 учащихся  
 

Наши рекомендации