Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения

Уравнение жидкостного трения имеет вид:

Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения - student2.ru

Обозначим: Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения - student2.ru - абсолютный диаметральный зазор;

Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения - student2.ru - абсолютный радиальный зазор;

Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения - student2.ru - абсолютный эксцентриситет;

Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения - student2.ru - относительный диаметральный зазор.

Можно принимать в среднем y = 0,001;

Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения - student2.ru -относительный эксцентриситет;

hmin - минимальный зазор Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения - student2.ru

На и Нп - высота гребешков - следов механиче­ской обработки для вала и подшипника (по ГОСТ).

Величина подъемной силы выражается уравнением:

Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения - student2.ru

Здесь: К - коэффициент, равный 1, 07 * 10-9;

d и l - диаметр и длина шейки вала;

n - число оборотов в минуту вала;

m - абсолютная вязкость смазывающей жидкости;

СR - табличный коэффициент;

Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения - student2.ru

в среднем Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения - student2.ru = 0, 8 + 1, 2.

Расчет подшипников на основе гидродинамической теории трения - student2.ru

Рис.44

Пользуясь этим уравнением, можно определить размеры опорной поверхности подшипника, либо по данным размерам и скорости подобрать вязкость, а, следовательно, и сорт смазки. Следует заметить, что подъемная сила, обеспечивающая состояние жидкостного трения, возрастает обратно пропорционально квадрату относительного зазора, который, в свою очередь, определяется чистотой обработки шейки вала и под­шипника. Поэтому для обеспечения надежной работы подшипников при жидкостном трения необходима приработка, то есть сглаживание гребешков на опорной поверхности вала и подшипника. Приработка новых и отремонтированных машин производится на режиме пониженной нагрузки. Во всех руководствах и инструкциях обязательно должен быть указан режим и время обкатки к приработки.

Смазочные материалы

В настоящее время для смазки машин применяются в основном лишь минеральные масла - продукты перегонки нефти. Из растительных может применяться только касторовое масло, обладающее очень высокими смазывающими свойствами; другие растительные масла окисляются и для смазки не годятся. Смазочные материалы разделяются на жидкие, консистентные и твердые. Желательно применять, по возможности, жидкие масла со смазкой окунанием в масляную ванну. При весьма высоких угловых скоростях вращения деталей (свыше 5000 об/мин) применяют подачу жидкой смазки форсунками под давлением, так как при таких скоростях начинают сильно возрастать гидравлические потери на взбалтывание масла. Консистентную смазку применяют в отдельных точках, где нельзя организовать масляную ванну. Количество точек смазки в машинах должно бить минимальным, иначе усложняется их техническое обслуживание. Твердые смазки содержат графит и применяются при очень больших давлениях и малых скоростях относительного перемещения смазываемых деталей, например, для смазки листовых рессор.

Основной характеристикой жидких смазок, которая определяет их применение, является вязкость. Различают абсолютную или динамическую вязкость, которая выражает сопротивле­ние сдвигу молекулярных слоев жидкости и относительную или кинематическую вязкость, которая характеризуется временем истечения жидкости через калиброванное отверстие при опре­деленной температуре (50 или 100°С).

m = g n

где g - удельный вес масла, который можно принимать равным 0,9;

m - абсолютная вязкость в сантипаузах (СПЗ);

n - относительная вязкость в сантистоксах (ССТ).

Вязкость масел очень сильно изменяется с изменением температуры: с повышением температуры масло становится жидким и теряет смазывающие свойства, а с понижением -оно сильно густеет, создавая дополнительные сопротивления вращению и затрудняя пуск машин. Оптимальной можно считать температуру масла 50 - 70°С. При более высоких температу­рах масла должны содержать специальные присадки.

Все сорта масел нормализованы по ГОСТ, различаются по назначению.

К маслам универсального назначения относятся так называемые индустриальные масла разных марок, например, индустриальное масло - 50 (вязкость 50 сст при 50°С).

Широкое распространение получили автотракторные масла: автолы, дизельные, нигролы, гипоидные. Первые два сорта масла - для смазки двигателей, вторые - для трансмиссий.

Авиамасла подобны автотракторным, но отличаются луч­шим качеством очистки.

Кроме того, широко применяются другие типы масел: турбинные, веретенные, сепараторные. Общее соображение по применению масел вытекает из гидродинамической теории смазки: чем выше скорости, тем меньше должна быть вязкость масла; при сверхвысоких скоростях даже воздух является смазкой и создает жидкостное трение.

Антифрикционные материалы

Это материалы и сплавы, обладающие низким коэффициентном трения в паре со стальным валом. К ним предъявляются, кроме того, следующие требования:

а) хорошая прирабатываемость;

б) способность удерживать масляную пленку, которая должна как бы прилипать к поверхности;

в) хороший отвод тепла;

г) достаточная механическая прочность.

Всеми этими качествами не обладает ни один из антифрикционных материалов, например:

Баббиты - оловянистые сплавы - не обладают свойством (г), однако их наплавляют на стальной, бронзовый или чугунный вкладыш, что и решает вопрос прочности.

Бронзы оловянистые и свинцовистые слабо обладают свойством (а).

Сплавы на алюминиевой основе слабо обладают свойст­вом (г).

Антифрикционные чугуны вообще обладают недостаточными антифрикционными свойствами и могут применяться лишь при малых удельных давлениях и скоростях.

Неметаллические материалы (пластмассы) имеют довольно высокое значение коэффициента трения и не обладают свойством (в).

Наши рекомендации