Сравнение крепежных и силовых резьб
Рис.10
На рис.10 показаны в сравнении профили силовой (б) и крепежной (а) резьб. При равной в обоих случаях осевой нагрузке р крепежная резьба имеет большую силу трения в витках. Сила трения в силовой резьбе:
Fб=Pf
Сила трения в крепежной резьбе:
Fa = Nf = = Pf¢; f¢ = .
f¢ > f; Fб > Fa.
2. По шагу резьбыразделяются на основные и мелкие. Мелкие резьбы для тех же диаметров имеют меньший шаг того же профиля, что и в основной резьбе. Применение мелких резьб меньше ослабляет сечение деталей и благодаря меньшему углу спирали нарезки лучше предохраняет соединение против самоотвинчивания.
Для диаметров свыше 20 мм уже обычно применяются мелкие резьбы.
Пример обозначения резьбы:
М 16 х 2 - основная; М 16 х 1,5 - мелкая.
Здесь: М - метрическая; 16 - номинальный (наружной) диаметр резьбы в мм; 2 и 1,5 - шаг резьбы в мм.
По числу заходов нарезки
Рис. 11
Однозаходные (рис. 1l a) применяются для крепежных деталей.
Многозаходные (рис. 11 б) - обычно для силовых соединений. Угол наклона спирали нарезки b определяется из формул:
для однозаходных резьб - tgb = ,
для многозаходных резьб - tgb = ,
где Z - число заходов, t - шаг, dc - средний диаметр.
]
Цилиндрические и конусные резьбы
Рис. 12
Конусные резьбы (рис. 12) применяется там, где необходимо герметически плотное соединение (пробки, трубы, наконечники арматуры). Применяются конусное резьбы как метрической, так и дюймовой системы измерения.
Для возможности свертывания конических резьб с цилиндрическими, биссектриса угла профиля конусной резьбы по ГОСТ перпендикулярна оси.
Метрические и дюймовые резьбы
Для нового проектирования резьбы дюймовой системы измерения запрещены; они применяются только для ремонтных целей.
В дюймовых резьбах шаг определяется числом ниток резьбы на дюйм.
Элементы крепежных соединений
Рис. 13
Болт (рис. 13 a) требует для размещения гайки много места что увеличивает габариты и вес конструкции. Зато, при обрыве он легко заменяется.
Винт (рис.13 6) может иметь головку разной формы, в частности и шестигранную. Винт ввертывается в корпус и поэтому требует мало места для размещения, что сокращает размеры и вес конструкции. Однако, при сборке, резьба в корпусе (в особенности чугунном или алюминиевом) может быть повреждена. При обрыве трудно извлечь оставшуюся в резьбе часть винта.
Шпилька также ввертывается в корпус, для чего имеет с этой стороны тугую нарезку. При разборке свинчивается только гайка и тугая резьба в корпусе не повреждается. Шпильки рекомендуется применять при чугунных или алюминиевых корпусах.
Силовые зависимости в резьбовом соединении
Рис. 14
а) зависимость между осевой силой и крутящим моментом на оси винта иди гайки при завинчивании
Dc - средний диаметр трения по торцу головки или гайки;
dc - средний диаметр резьбы;
Mk - крутящий момент на оси ;
P - осевое усилие;
Т - окружное усилие по среднему диаметру резьбы;
N - нормальное усилие взаимодействия между винтом и гайкой, вектор которого смещен на угол трения r;
f - коэффициент трения в торце;
f1 - коэффициент трения в резьбе.
tg r = f1
При завинчивании возникают моменты трения в резьбе и на торце:
Mk = Mрез + Mгор
Mрез = T = P tg(b+r)
Mгор = Pf
Mk = P tg(b+r) + Pf
Mk = P [tg(b+r) + f ]
б) определение КПД резьбы
КПД резьбы определяется отношением идеального момента (без учета сил трения) к реальному моменту (с учетом трения).
КПД - h =
h = ; h = .
В частном случае, когда трение в опорах по торцам очень мало (например, если опорой являются подшипники качения):
h = .