Факторы формирования социального интеллекта
Индивидуальный интеллект – это личностный потенциал человека разумного, образующий его возможности познания внешнего мира и своей роли в нем. Социальный интеллект характеризуется общечеловеческим уровнем социального развития, общественными возможностями на определенном его этапе. В традиционном понимании это уровень человеческой цивилизации, количественные и качественные характеристики ее развития. Взаимосвязь индивидуального и социального интеллектов такова, что сумма индивидуальных интеллектов не есть уровень социального интеллекта в целом. Возможности и качество социального интеллекта постоянно повышаются.
Уровень социального интеллекта определяется социальными факторами, образующими социальную среду. Эти факторы следует считать главным элементом в социальном механизме формирования и развития социального интеллектуального потенциала (рис.16.2).
1. Факторы функционирования, такие как, например, пища и организация ее производства, жилье и его строительство, биологическое воспроизводство, обеспечивают изначально физиологические основы для существования и развития интеллекта. Эти факторы должны быть органично встроены в системы «материальное – духовное», «биологическое –социальное», «интеллект – разум», «мускулы – интеллект». Очевидно, что факторы функционирования – это не только основа, но и органичная составляющая для развития внутри каждой из приведенных дуалистических систем.
2. Факторы защиты определяют интеллектуальное развитие и потенциал чрезвычайно сильно, ибо направляют мускульный и интеллектуальный потенциал на обеспечение безопасности функционирования человека как социально-биологического индивида. К ним относится максимизация информационного обеспечения всякой деятельности («верификация действий»), создание специализированных на этом общественных структур (армия, полиция, разведка), территориальность организованного взаимодействия, стремление к групповой деятельности и др.
3. Факторы развития в механизме интеллектуализации личности играют роль прямого катализатора и одновременно являются критерием уровня интеллектуального содержания человеческой деятельности: в труде вообще, в управлении, в частности, на бытовом уровне. Это образованность и уровень образования, общая и профессиональная культура, качество креатива и предрасположенность к нему, коммуникативность и коммуникации.
4. Факторы мотивации (внутренний и внешний) – это фактически система взаимосвязанных мотивов-побудителей, определяющих направленность и содержание интеллектуальной деятельности. Сюда следует отнести и воспроизводственную функцию, т. е. потребность в продолжении рода, конкуренцию, ориентацию на успех, индивидуализм, коллективистские формы взаимодействия, комплекс социально-биологических потребностей. Интенсивность их воздействия на формирование интеллекта зависит от развитости целей, системы существующих индивидуальных и воспринимаемых общественных ценностей, уровня и качества обязательств, статусности
5. в социальной иерархии и других детерминант.
Рис.16.2. Механизм формирования и развития социального интеллекта
6. Факторы обслуживания влияют на уровень комфорта среды, формирования интеллекта, его защиты. Это информационные системы, транспорт, товарообменные операции, деньги, политика. По своей сути они соединяют носителя интеллекта – человека и множество других факторов влияния. Можно сказать, что данная группа факторов – логистика интеллекта.
7. Факторы культуры определяют внутренние установки человека на позиционирование интеллекта как реально или потенциально свойственного ему ресурса. Наиболее важными из них являются нормы и правила (формальные и неформальные), кодексы, традиции, качество социальных коммуникаций, уровень социотехнических технологий, комфортность проживания. Эти факторы фактически дают ответы на вопросы: что для меня интеллект? Я и другие? Могу ли я быть более совершенным?
8. Факторы инфраструктуры по определению имеют надстроечный характер и участвуют в формировании интеллектуального базиса. Сюда в первую очередь нужно отнести социальные коммуникации и системы сопровождения, в числе которых медицина, физическая культура и спорт, рекреационные системы и объекты, информационные хранилища (библиотеки, архивы, виртуальные ресурсы). Они не только формируют, обеспечивают, поддерживают базис интеллектуального потенциала, но, как многие другие, развивают его.
9. Факторы доминирования (физическое и информационное превосходство, желаемые правила игры, возведенные в статус закона ресурсы) являются интеллектуально формирующими элементами по векторам функционирования, создания удобного жизненного пространства и поддержания доминантных преимуществ. Они имеют смешанную природу, т. е. социально-биологический характер. На низших стадиях интеллекта преобладают биологические начала человеческого поведения, на высших – социальные, определяющие уровень его интеллекта.
10. Факторы результата – это фактически те целевые установки, которые определяют деятельность каждого отдельного индивида, индивида в группе или группы в целом. Данная группа факторов имеет системообразующий характер для поведения. Их взаимосвязь с интеллектом диалектическая. По факторам результата (поставленным или достигнутым целям) можно судить об уровне интеллекта, но в то же время и интеллект определяет количество и качество результата. Эти звенья характеризуют как продукт интеллектуального исторического развития, его результаты, так и организационные формы функционирования социального интеллекта.
Социальный интеллект является безусловным отражением и всеобщей характеристикой большого количества индивидуальных интеллектов. Уровень интеллектуального развития индивидуумов есть основной критерий и показатель социального разума, его структуры, направленности, развитости. Социальный интеллект генерируется и формируется соответствующей социальной средой, которая является для него питательной основой. Он функционирует по принципам и законам среды, в обратном случае он не будет таким по определению. Социальный интеллект ориентирован на целеполагающие качества и содержание самих целевых установок своей среды. Развитость и качество социального интеллекта вместе с тем могут и не соответствовать среднему их уровню в социальной среде. Несмотря на его интегративное происхождение, это не всегда средняя величина уровня развития индивидуальных интеллектов. Социальный интеллект, как неразрывно связанное со своим базисом понятие, существует одновременно в двух измерениях.
Во-первых, это всеобщая характеристика уровня всеобщего развития, его интеллектуального потенциала и далее – степени капитализации и использования существующего потенциала.
Во-вторых, социальный интеллект всегда проявляется через индивидуальный личностный интеллект социального лидера. Социальная среда делегирует ему полномочия своего всеобщего лидера как на основе формальных институтов, так и через установившиеся в среде нормы, кодексы, традиции.
Знания – результаты познания, научные сведения, совокупность сведений в какой-либо области.
Такая характеристика – критерий и показатель интеллектуальных возможностей человека. В то же время они являются основой для интеллектуального развития, увеличения интеллектуального потенциала.
Знания – это информация, некоторые сведения, прошедшие через многочисленные фильтры и остающиеся у человека.
Выделяют два наиболее распространенных определения знаний. Одно из них имеет прикладной характер, другое – методологический.
Знания представляют собой практическую информацию, которая активно управляет процессами выполнения задач, решения проблем и принятия решений. Управлять знаниями– значит, систематически формировать, обновлять и применять знания с целью максимизации эффективности предприятия и прибыли от активов, основанных на знаниях |
Знания – это результаты познания, научные данные, совокупность сведений в какой-либо области. Такая характеристика – критерий и показатель интеллектуальных возможностей человека. В то же время они основа для интеллектуального развития, увеличения интеллектуального потенциала. Знания – это информация, некоторые сведения, прошедшие через многочисленные фильтры и остающиеся у человека |
Таким образом, знания можно назвать виртуальной пищей для интеллектуального развития, генерации новых идей, переходящих в знания как более высокое их качество, служащее основой для интеллектуальных решений.