Сущность и характеристика основных методов управления
В теории и практике управления организацией под методами понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей субъекта управления.
Значение роли и места методов в управленческой теории и практике очевидно. Роль методов управления состоит в том, что они определяют, как выполнять ту или иную управленческую работу. Место методов управления состоит в том, что с их помощью формируется система правил, приемов и подходов выполнения функций управления. Эти приемы и подходы призваны сокращать затраты времени и других ресурсов на формулирование целей деятельности и их достижение. Кроме того, когда субъект управления сталкивается с новыми проблемами, требующими изучения и поиска новых путей решения, система методов тоже подвергается корректировке адекватно изменениям во внутренней и внешней среде, что дает возможность увеличивать знания об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя развитию теории и практики управления.
Методы управления – способы воздействия управляющей подсистемы (субъекта управления, менеджера) на управляемую подсистему (объект управления) для достижения поставленных целей. При этом в качестве объекта управления может выступать любая система, организационно-экономический объект, работник или коллектив организации.
Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных, или специфических, методов.
Конкретные (специфические) методы управления могут классифицироваться по трем основным направлениям:
• управления функциональными подсистемами;
• выполнения функций управления;
• принятия управленческих решений.
Методы управления функциональными подсистемами организации связаны с производственной и управленческой структурой организации, ее отраслевой спецификой и видами деятельности. Методы управления, применяемые в этих функциональных подсистемах, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения. Например, управление подсистемой «Производство» предполагает использование следующих методов:
• контроль качества;
- факторный анализ;
• функциональный анализ;
• учет расходов;
• контроль использования труда, материалов, оборудования;
• изучение операций;
• анализ надежности;
• программирование, планирование и контроль производства и др.
Методы выполнения функций управления. Управленческая деятельность предполагает реализацию функций управления, которые представляют собой обособленные и однородные по характеру, содержанию и сложности виды работ, выполняемые в процессе управления. В теории и практике управления выделяются так называемые общие функции управления, присущие управлению любыми системами. К ним, как правило, относят: планирование, прогнозирование, организацию, мотивацию, координацию, учет и контроль. Каждая из перечисленных общих функций управления имеет свою специфику исходя из сущности и содержания данной функции. Следовательно, для выполнения каждой функции управления требуются свои, определенные методы управления.
Так для реализации функций прогнозирования и планирования, предполагающих разработку прогнозов и планов, используются методы экстраполяции, корреляционно-регрессионного анализа, факторного анализа, прогнозного графа, формирования дерева проблем и решений и т.д.
Методы принятия управленческих решений. В зависимости от этапа (стадии) принятия управленческого решения выделяют следующие группы методов: постановки проблемы; определения допустимых критериев решения проблемы, определения возможных альтернативных вариантов поведения (действия) для решения проблемы; выбора решения; выполнения принятого решения (рис.9.1).
Рис. 9.1. Методы принятия управленческих решений
Методы постановки проблемы или возможности определяют инструменты, которые обеспечивают достоверное и наиболее полное описание, выявление проблемы, анализ воздействия внутренних и внешних факторов. В их составе существенная роль принадлежит методам наблюдения, сбора, хранения, обработки и анализа информации, методам фиксации важнейших событий, факторного анализа, сравнения, аналогии, декомпозиции, моделирования и т.п. Набор применяемых приемов зависит от характера и содержания проблемы, уровня ее появления и решения, сроков и средств, которые выделяются на этом этапе.
Для выявления и анализа причин и факторов возникновения проблем и появления новых возможностей используется ряд практически полезных приемов и подходов. Один из них — это своеобразная «инвентаризация» всех факторов и условий, сгруппированных по направленности их воздействия. Отдельно группируются факторы и условия, которые приводят к ухудшению (усугублению) проблемной ситуации, усилению ее негативных последствий. Отдельно выделяются также факторы, смягчающие остроту протекания негативных процессов в организации или внешней среде, которые позволяют сократить время действия проблемной ситуации и уменьшить потери (табл. 13.1).
Таблица 9.1 – Группировка факторов и условий по направленности их воздействия на проблемную ситуацию
Факторы и условия, приводящие к ухудшению проблемной ситуации | Факторы и условия, сокращающие размеры проблемы |
Второй подход заключается в составлении перечня неизвестных факторов. Акцент делаетсяна неизвестных, ранее не выявленных причинах возникновения проблемной ситуации, которые как- бы скрыты. Эти причины необходимо определить и устранить, чтобы разрешить проблемную ситуацию. Появляется новый взгляд на проблему, устанавливаются новые направления ее анализа и разрешения (табл. 9.2).
Таблица 9.2 – Перечень неизвестных причин возникновения проблем или возможностей
Описание проблемы или возможности | Что не известно о причинах ее возникновения |
Третий подход — это проведение хронологического анализа с целью восстановления последовательности событий, вызвавших появление проблемы или возможности во времени. Главная цель применения хронологического анализа – определение связи между причинами возникновения проблемной ситуации, ответными действиями на эти причины (события) и последствиями действий. Это позволяет выявить причинно-следственную связь проблемной ситуации. Кроме того, данный подход позволяет по хронологии событий определить, насколько своевременно были обнаружены признаки проблемной ситуации и насколько оперативно на них отреагировали руководители всех уровней в организации (табл. 9.3).
Таблица 9.3 – Временной (хронологический) анализ развития проблемы / возможности
Главные симптомы и причины возникновения проблем / возможностей | Время их появления (когда их обнаружили?) | Что произошло в результате? |
Четвертый подход состоит в цепном анализе, направленном на выявление ключевой проблемы, лежащей в основе сложившейся проблемной ситуации. Воздействие различных групп факторов на проблему может быть наглядно представлено в виде причинно-следственной диаграммы, известной в специальной литературе под названием «рыбий скелет» (рис. 9.2). В качестве главных причин («ребер скелета») здесь выступают группы факторов, приведшие к возникновению проблемы. Эти главные факторы проблемной ситуации при построении причинно-следственной диаграммы раскладываются на более мелкие составляющие причины («кости скелета»). Таким образом, благодаря построению причинно-следственной диаграммы не только определяются главные причины возникновения проблемы, но и выявляются более мелкие поводы возникновения этих причин.
Рис.9.2. Причинно-следственная диаграмма («рыбий скелет»)
Реализации целей и задач этапа разработки возможных вариантов решения проблемы способствуют методы, стимулирующие воображение, свободу размышлений, обмен идеями и мыслями. К таким методам, например, относят метод номинальной групповой техники, метод Дельфи и метод «мозговой атаки».
Методы выбора решения предусматривают формирование критериев выбора альтернатив действий. Применение экономико-математических методов к решению управленческих проблем позволяет использовать в качестве критерия выбора целевую функцию, которую обычно надо максимизировать или минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным.
Методы организации выполнения решения используются после его принятия и утверждения. Методом доведения принятого решения до исполнителей чаще всего является составление плана реализации, которым предусматривается система мер, обеспечивающих успешное достижение поставленных целей. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, указание) используются методы материального стимулирования, проводятся встречи работников с руководством, разъясняется суть принятых решений и значение принятых решений для обеспечения устойчивого развития организации.
Все существующие методы управления можно условно разделить на три группы в зависимости от того, какой рычаг воздействия в них является основополагающим (рис. 9.3).
Рис. 13.3. Методы управления организацией
Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные.
Характеристика методов управления организацией, механизма их воздействия на объект управления, и соответствующих видов воздействия представлена в таблице 9.4.
Таблица 9.4 – Характеристика основных групп методов управления организацией
Группы методов | Механизм воздействия на объект управления | Стимул выполнения управленческого воздействия | Виды воздействия |
Административные | прямой директивный | дисциплинарная ответственность | нормы гражданского и административно-го права, инструкции, приказы, распоряжения |
Экономические | косвенный, стимулирующий | материальная заинтересованность | поощрительные фонды, цены, прибыль, кредиты, технико-экономический анализ |
Социально-психологические | косвенный, стимулирующий | Порицание или похвала, признание заслуг, общение | стиль руководства, психологический климат, традиции |