Принципы управления организацией
Принципы управления– основополагающие идеи и положения осуществления управленческой деятельности |
Любая совместная деятельность людей в качестве обязательного условия предполагает наличие общих правил поведения в ходе совместных действий. В этом заключается объективная природа принципов управления, а также их исторический характер. Классификация принципов на общие и конкретные означает, что общие принципы управления прошли историческую проверку и подтвердили свою объективность. К наиболее известным принципам общего характера относятся такие принципы управления, как
· разделение труда,
· иерархичность управления,
· единоначалие,
· децентрализация,
· принципы участвующего управления и др.
Так, естественно выделившийся из деятельности людей древнего мира принцип разделения труда (собирательство и охота, далее растениеводство и скотоводство) в настоящее время характерен для всего социального управления, независимо от уровня. Кроме того, к общим принципам управления, характерным для нынешней организации, можно отнести: специализацию; интеграцию; сочетание централизации и децентрализации; научности; системности и комплексности.
Функциональное назначение принципов управления состоит в том, что они играют роль управленческого кодекса, своеобразного «каркаса» управленческого механизма. Другой функциональный аспект принципов управления состоит в том, что миссия, цели и задачи организации реализуются через управленческие принципы. В свою очередь, особенности реализации принципов управления основаны на системе методов и стиле руководства. Особенно это касается конкретных принципов управления, которые более мобильны и адаптированы к изменениям внутренней и внешней среды.
Принципы современного управления:
· лояльность к работникам;
· ответственность как обязательное условие успешного управления;
· коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх по горизонтали;
· обязательное установление долевого участия каждого работника в общих результатах;
· методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
· умение слушать всех, с кем сталкивается менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей;
· этика бизнеса;
· честность и доверие к людям;
· перспективное и целостное видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть;
· качество личной работы и ее постоянное совершенствование
В механизме управления организацией одной из важнейших задач и сложнейших проблем является гармонизация государственных, корпоративных и индивидуальных целей |
Решение этой проблемы зависит от множества факторов: социальной ориентации государственной политики, уровня экономического развития общества, состояния общей культуры населения, системы доминирующих ценностей и приоритетов в обществе, управленческой культуры руководителей всех уровней, имеющихся организационных ресурсов и других факторов.
Программно-целевое управление.Система целевых установок определяет сущность программно-целевого управления, ориентированную на достижение определенных результатов путем соответствующего программирования, алгоритма такого процесса. Практически это означает, что ставится определенная цель, и для ее реализации разрабатывается соответствующая программа.
Под программойпонимается единый, целевой, завершенный комплекс обоснованных и логически увязанных между собой по ожидаемым результатам, исполнителям, срокам осуществления, ресурсам и формам контроля мероприятий по достижению какой-либо приоритетно значимой цели, реализуемой участниками программы |
Программно-целевое управление по своей сути является воплощением системного подхода и может быть реализовано на всех уровнях управления: от предприятия до макроуровня. Оно представляет собой совокупность организационно-экономических процедур, сочетающих в себе как планирование действий, так и их организацию.
Главной задачей программно-целевого управления является эффективное распоряжение имеющимися ресурсами (временными, материально-техническими, финансовыми, трудовыми, информационными и др.).
Эффективность программно-целевого метода управления определяется следующими факторами:
· многообразием функций и процессов в деятельности организации;
· сложностью организационных отношений;
· необходимостью рационального использования имеющихся и возможных для использования ресурсов;
· имеющимися технико-технологическими средствами для его реализации, в первую очередь, компьютерными технологиями;
· возможностью максимального учета всех факторов, определяющих решение той или иной проблемы;
· широким участием всех исполнителей в реализации намеченного комплекса целей.