Сущность и классификация целей
Цели и задачи. В свою очередь, ключевые цели достигаются на основе решения соответствующих задач. Их количество и содержание зависит от внутренних и внешних ресурсов, ситуации, а также других факторов.
Количество, разнообразие, направленность и масштабность целей и задач в управлении организацией настолько велики, что без системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация. Это предполагает их определенную классификацию.
По степени важности цели классифицируются на стратегические и тактические.
Стратегические цели ориентированы на решение перспективных и масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организации, например, достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обновление производственной базы. Стратегические цели образуют основу стратегии организации.
Тактические цели являются промежуточными по отношению к стратегическим и отражают как отдельные этапы их достижения, так и определенные направления целевых установок.
По периоду времени, необходимому для их реализации, цели разделяют на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
Срочность целей понятие достаточно относительное.
Долгосрочность для решения одной проблемы может означать среднесрочность и даже краткосрочность для решения другой проблемы. Чаще считается, что долгосрочные цели рассчитаны на период достижения в 5 и более лет.
По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.
К технологическим целям следуетотнести те, реализация которых способствует качественному изменению в технологиях управления, производства, сбыта, например: компьютеризация, внедрение гибкихтехнологий, методы участвующего управления, современные маркетинговые системы, современные товаропроводящие сети и т. д.
Экономические целинаправлены надостижение экономической результативности деятельности организации (укрепление финансовой устойчивости, увеличение прибыли, повышение ликвидности капитала и др.).
Производственные цели преследуют высокий уровень организации производства в соответствии с современными требованиями и могут состоять в выпуске тех товаров и услуг, которые пользуются высоким спросом на рынке,повышении их качества, широком внедрении высоких и новых производственных технологий и т. д.
Административные цели предполагают эффективное использование административных полномочий, т. е. достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе.
Маркетинговые цели связаны с обеспечением стабильности на известных рынках, расширением присутствия на новых рынках сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов,продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерствавценах ипр.
Научно-технические цели фокусируются насоздании и внедрении в производство новых и усовершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня требований мировых стандартов, высокой обновляемости производственного ассортимента и производственных технологий.
Социальные цели ориентированы на создание благоприятных условий труда, жизнии отдыха работников, повышение их образовательного иквалификационного уровня, повышение мотивации труда, креативности, инновационного мышления.
Относительно формы выражения можно говорить о целях, характеризуемых количественными показателями и описываемых качественно.
По уровню, к которому они относятся, цели делятся на общие испецифические.
Общие цели отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям ее деятельности.
Специфические цели устанавливаются для реализации нестандартных проблем на основе нестандартных методов, а также проявляются в тех сферах деятельности, которые не являются основными для организации.
Соотношение миссии, целей и задач в теории и практике управления организации известно под названием «дерево целей».
Функции целей организации
В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций.
1. Цели отражают идеологию и философию организации,стратегию ее деятельности и развития. Именно цели определяют в конечном итоге характер и особенности организации. 2. Цели уменьшают неопределенность внутренней и внешней деятельности организации, каждого ее сотрудника, являясь для них ориентирами в окружающем мире,помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов. 3. Цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации,которые при этом внаибольшей степени отличились. 4. Цели являются очень сильным организующим началом, особенно если они формализованы в виде определенной идеи и служат социальным мотивом деятельности людей. 5. Цели являются «визитной карточкой» организации, формируют ее имидж в обществе, а механизмы достижения целей дают основание судить об их эффективности |