Выполнение заданий на поиск слов в словаре
Поиск слов на некоторую букву. Самый простой, но очень важный тип задания при работе с большим словарём — найти в словаре какое-нибудь слово, начинающееся на заданную букву, например, такое задание:
Найти в словаре любое слово, в котором первая буква — буква Р.
Запиши это слово в тетрадь.
Запиши в тетрадь номер страницы, где находится это слово.
Номер страницы нужен, чтобы вы могли подойти к любому ребёнку и проверить его решение, даже если он случайно уже закрыл свой словарь. Кроме того, конечно, это просто очень полезное задание с точки зрения информационной культуры — во-первых, найти нужную информацию (слово) и, во-вторых, снабдить найденную информацию ссылкой на её источник (номер страницы словаря).
Можно задать для поиска всем одну и ту же букву (написав её на доске). А буквы для следующих аналогичных заданий вы можете написать в тетради каждого ученика, пройдя по классу, — так ученик не забудет, с какой буквой он работает, и вам потом будет проще проверять, то ли задание выполнено.
Не мешайте детям изобретать свои способы поиска слова на нужную букву. Пусть пройдёт некоторое время, прежде чем вы начнёте помогать и подсказывать. По возможности посмотрите, каким способом каждый ребёнок находит нужное слово.
Задание такого типа является достаточно сложным. Вот какие сложные с информатической точки зрения операции нужно будет осуществить:
1. Открыть словарь на произвольной странице.
2. Понять, на какую букву начинаются слова, находящиеся на этой странице.
3. Понять, в какую сторону от этой страницы надо двигаться, чтобы найти нужную букву (и, вообще говоря, как далеко нужно в эту сторону шагнуть).
4. Сделать шаг в правильном направлении — открыть другую страницу и т. д.
Конечно, большинство детей сначала будут просто быстро перелистывать весь словарь (с начала до конца или просто беспорядочно) и случайно наткнутся на страницы со словами на букву Р. И это совсем не плохо. Это тоже стратегия, хотя и весьма неэффективная. Очень полезно дать детям, которые выбрали такую стратегию, следующее подобное задание с буквой, на которую слов сравнительно мало, например на буквы Ж, Й, Х, Ц, Щ, Ю. При поиске слов на такие буквы выявится неэффективность стратегии простого перелистывания. Если ребёнок не сможет придумать никакой другой стратегии, подойдите к нему и обсудите, используя алфавитную линейку, в какой части словаря находится нужная буква, раньше или позже каких букв она идёт в алфавите и т. п. Откройте вместе словарь на произвольной странице, спросите, куда нужно дальше двигаться в поиске нужной буквы. После этого оставьте ребёнка одного, пусть всё-таки он попытается дальше додуматься сам. Такие обсуждения-подсказки мы советуем вам проводить индивидуально. Не надо других детей лишать шанса придумать более оптимальную стратегию поиска самостоятельно. Сильным детям, чтобы они вас часто не теребили, выпишите сразу много букв, на которые нужно искать слова, — пусть работают. Со слабыми детьми займитесь индивидуально. Но, пожалуйста, даже самым слабым детям не подсказывайте всё до конца. Дайте им шанс хотя бы немного подумать самостоятельно.
После того как каждый ребёнок найдёт самостоятельно по крайней мере одно слово, можно провести общую дискуссию в классе. Обсудите, как ребята искали в словаре нужную букву. Постарайтесь выслушать каждого желающего рассказать, помогите ему в формулировании того, что он хочет сказать. Попытайтесь добиться, чтобы практически все дети в классе участвовали в дискуссии — уж если не высказывались, то хотя бы слушали и пытались понять. Постепенно перейдите к обсуждению общего алгоритма, начало которого мы выписали выше: «Итак, как мы искали слово на букву Р? Вот мы открыли словарь где-то посередине, там оказались слова на О. Что делать дальше?» Вы можете просто сами взять словарь и на самом деле искать в нём слова на Р, на каждом следующем шаге советуясь с детьми о том, что надо делать дальше. Постарайтесь работать медленно, чтобы все дети успевали проследить за вашими действиями.
После того как вы все вместе найдёте слово на нужную букву, дайте детям ещё одно аналогичное задание (лучше на редкую букву) — для закрепления.
Поиск определённых слов в словаре.Задача на поиск слов на нужную букву — это подзадача (подготовка) по отношению к главной задаче — задаче поиска в словаре определённого слова.
Вот пример такого задания:
Найди в словаре слово ПТИЦА.
Запиши в тетрадь номер страницы, где находится слово ПТИЦА в твоём словаре.
Есть надежда, что слово ПТИЦА найдётся в любом словаре. Желательно, однако, проверить это заранее. Для начала лучше предложить всем учащимся одно и то же слово. Тогда общее задание можно написать на доске.
Как и раньше, мы советуем сначала не давать детям никаких советов. На наш взгляд, хорошо бы именно «окунуть» детей в эту новую и с первого взгляда непонятную проблему. Наверное, вам самим будет интересно некоторое время понаблюдать за работой детей, за их реакцией и первыми действиями. Постарайтесь продержаться хотя бы несколько минут и не отвечать ни на один содержательный вопрос. С первого взгляда может показаться, что, давая такое задание, мы, так сказать, «учим плавать, бросая на глубину». На самом деле это не так. Во-первых, большинство детей уже освоились с тем, что в словарях слова определённым образом упорядочены (например, все слова на букву А идут раньше слов на букву Б). Не так уж трудно догадаться, что и внутри списка слов на одну букву слова должны стоять в определённом порядке и что, вероятно, этот порядок тоже как-то связан с алфавитной цепочкой. Таким образом, если ребёнок догадается, что в словаре слово ПТИЦАидётраньше слова ПЯТЬ и позже слова ПТАШКА — этого будет достаточно для успешного поиска.
Итак, как же ваши ученики будут выполнять это задание? Скорее всего, большинство детей додумается для начала найти то место в словаре, где находятся слова на букву П. Если кто-то из детей от этого большинства отстанет, то подтолкните его аккуратно, например просто спросив: какая буква первая в слове ПТИЦА?
На данном этапе ребята уже должны хорошо понимать, как найти вообще слова на букву П. Дальше многие дети опять будут пытаться применить стратегию «беспорядочного поиска» — просто просматривать разные страницы со словами на П, надеясь случайно найти нужное слово. Не мешайте им в этом некоторое время. Наверняка очень немногим из них повезёт и они смогут найти нужное слово хоть сколько-нибудь быстро. Большинство детей все-таки завязнет в словах на П. Выждите некоторое время, а затем начните подталкивать их к более эффективной стратегии поиска. Это можно делать как индивидуально, так и со всеми одновременно — смотря по тому, насколько «дружно» ваш класс не справляется с заданием. Предложите детям обратить внимание на вторую букву слов на П, с которыми они работают. Не найдёт ли кто-нибудь закономерности их расположения в словаре? Кто отыскал хотя бы какое-нибудь слово на П? Тут дети наверняка назовут какие-либо слова. Выберите среди них слово, которое отличается от слова ПТИЦА второй буквой, например, пусть это будет слово ПАЧКА. Кто знает, какое слово должно идти раньше в словаре — слово ПТИЦА или слово ПАЧКА? Напишите слова ПАЧКА и ПТИЦАна доске друг под другом. Необязательно при этом, чтобы слово ПТИЦА было ниже слова ПАЧКА.
Тут, конечно, хорошо бы сделать паузу в обсуждении. Надо дать возможность хотя бы нескольким детям додуматься самим, как ответить на этот вопрос. Этот вопрос будет полезен даже детям, которые уже нашли случайно слово ПТИЦА в своём словаре — именно потому, что они нашли слово случайно, у них нет ответа на этот вопрос. Через некоторое время выслушайте предположения, обсудите разные ответы — все ли согласны друг с другом и т. п. В ходе дискуссии потихоньку подведите детей к тому, что неплохо бы сравнить вторые буквы двух предъявленных слов. Может быть, кто-то из ребят сам предложит выяснить, какая буква идёт раньше в алфавите.
Вообще, чтобы не повторяться далее, мы сразу же просим вас очень постепенно и очень небольшими шажками наводить детей на правильные выводы. Гораздо полезнее, чтобы ребёнок поучаствовал в обсуждении, попытался сам найти решение, а не просто выслушал объяснение учителя у доски. Во втором случае ребёнок может даже вообще ничего не понять — ведь обсуждаемый материал достаточно сложен для восприятия в его возрасте. Итак, мы просим вас лишь потихоньку направлять обсуждение в правильное русло и как можно дольше и терпеливее ждать, не появится ли у кого-нибудь правильное решение.
После того как выяснится, что слова на П упорядочены по второй букве, попросите детей найти какое-нибудь слово, начинающееся на ПТ. Пусть кто-нибудь назовет какое-то слово, но не ПТИЦА. Например, слово ПТЕНЧИК. Выпишите слова ПТЕНЧИК и ПТИЦА на доске друг под другом. Слов на ПТ будет в словарях уже заметно меньше, поэтому многие дети найдут слово ПТИЦА простым перебором. Тем не менее попросите всех вернуться и просмотреть все слова на ПТ — как упорядочены эти слова? Какое слово идёт раньше — ПТИЦА или ПТЕНЧИК? Кто догадается, по какому правилу? И т. д.
Можно выяснить ситуацию со словами ПТИЦА и ПТИЧИЙ, ПТИЦА и ПТИЦЕЛОВ. Не готов ли кто-нибудь из детей попытаться рассказать всё правило? Выслушайте желающих что-нибудь сказать, но пока не доводите дискуссию до конца. Попросите авторов проверить свои правила при поиске следующих слов.
После того как все дети нашли у себя в словаре слово ПТИЦА, предложите ребятам ещё несколько аналогичных заданий (не менее 3—5 слов). Сначала задания могут быть общие для всех детей. Затем можно дать индивидуальные задания. Каждое слово для поиска запишите ребёнку в тетрадь. Пусть он поставит рядом с каждым вашим словом номер страницы, где это слово стоит в словаре, с которым он работает. Потом вы сможете выборочно проверить работу каждого ученика. Мы предлагаем вам брать простые и общеупотребительные слова: есть надежда, что они встретятся в любом словаре. Впрочем, если какой-то сильный ребёнок точно уяснит для себя (и сможет доказать вам), что предложенного ему слова нет в его словаре — это просто замечательно! Если же слабый ребёнок нужного слова не обнаружит, просто поменяйте ему задание — дайте для поиска другое слово.