Цепи управления мотор-компрессорами
При включении кнопки «Компрессор» на пульте машиниста создается цепь включения реле KV51 (цикл работы компрессора № 1): «плюс» шкафа А25, провод Н09, автоматический выключатель SF27 (SF28) «Компрессоры», провод Н027 (Н028), кнопка пульта S19 (S20) «Компрессор», провод Н271, контакты реле давления SP9, провод Н274, з.к. реле времени КТ6, провод Н286, р.к. KV52, провод Н393, р.к. КТ7, провод Н394, катушка реле KV51, Ж, «минус» шкафа А25.
Реле KV51 включается и своими четырьмя блокировками производит следующие переключения:
+ р.к. Н286 — Н395 размыкает цепь на катушку реле KV52;
+ з.к. Н393 — Н394 создает цепь самоподпитки реле KV51, шунтируя контакты КТ7;
+ з.к. Н397 — Н398 создает цепь включения реле времени КТ7: провод Н271, р.к. KV52, провод Н397, з.к. KV51, провод Н394, катушка реле времени КТ7, Ж, «минус» шкафа А25. Реле времени КТ7 включается и размыкает блокировочный контакт между проводами Н393 и Н394, но реле KV51 остается включенным по цепи самоподпитки. В то же время з.к. КТ7 в проводах Н395 — Н396 готовит цепь включения реле KV52, а з.к. КТ7 в проводах Н397 — Н398 создает цепь самоподпитки, шунтируя з.к. KV51. Так подготавливается схема поочередного включения МК;
+ з.к. Н271 — Н272 создает цепь включения контактора КМ15: «плюс» шкафа А25, провод Н09, автоматический выключатель SF27 (SF28) «Компрессоры», провод Н027 (Н028), кнопка пульта S19 (S20) «Компрессор», провод Н271, з.к. KV51, провод Н272, контакты тумблера S15 «Компрессор 1» на блоке № 3, провод Н273, контакты ТРТ КК15, провод Н275, контакты ТРТ КК16, провод Н276, катушка КМ 15, Ж, «минус» шкафа А25.
Одновременно от провода Н273 через р.к. КМ15 по проводу Н447 получает питание и загорается индикатор сигнализации «МК1».
Контактор КМ 15 включается и своими силовыми контактами подключает двигатель МК1 к цепи 380 В. Его блокировочные контакты выполняют следующее:
♦ р.к. Н240 — Н295 разрывает цепь разгрузочного вентиля У15, но разгрузочный вентиль останется во включенном положении до окончания процесса запуска двигателя компрессора, так как существует вторая цепь питания: с провода Н240 через р.к. реле напряжения KV01 (А1), провод Н244, диод U49, провод Н295, катушкуаУ15, Ж, «минус» шкафа А25;
♦ р.к. Н273 — Н447 разрывает цепь на индикатор сигнализации «МК1», и он гаснет;
♦ з.к. Н404 — Н245 готовит цепь на индикатор «РН», в случае работы других вспомогательных машин на низкой частоте вращения.
После окончания процесса конденсаторного пуска двигателя МК (или двигателя любого вентилятора на высокой частоте вращения) и появления трехфазной системы напряжения, реле контроля напряжения KV01 (панель А1) включается и совершает следующие переключения:
♦ р.к. Н240 — Н244 разрывает цепь на контакторы КМ1, КМ2 и КМЗ. Они выключаются и силовыми контактами отключают пусковые конденсаторы С102 — С105 и часть конденсатора С101, а блокировочными контактами размыкают цепь питания реле времени КТ6;
♦ з.к. Н240 — Н246 создает новую цепь питания на реле времени КТ6, и оно остается включенным;
♦ р.к Н400 — Н404 разрывает цепь на индикатор сигнализации «РН», и он гаснет;
В момент пуска давление масла в системе смазки компрессора отсутствует и с провода Н273 через контакты датчика давления SP15 по проводу Н401 на блоке сигнализации загорается индикатор «ДМ1», после запуска, когда давление масла станет более 0,8 кгс/см2, контакты SP15 размыкаются, и индикатор «ДМ1» гаснет. При достижении давления в главных резервуарах 9 ± 0,2 кгс/см2, контакты SP9 размыкаются, прерывая цепь на катушку реле KV51.
Реле KV51 выключается, производя следующие переключения:
О з.к. Н393 — Н394 разрывает цепь самоподпитки; О р.к. Н286 — Н395 готовит цепь на реле KV52;
з.к. Н397 — 398 разрывает цепь на реле времени КТ7, но оно остается включенным, так как сохраняется цепь самоподпитки;
з.к. Н271 — Н272 разрывает цепь на катушку контактора КМ15, контактор КМ15 отключается, отключая двигатель МК1. При этом исчезает трехфазная система, и отключается реле напряжения KV01 (если не работал двигатель другой вспомогательной машины на высокой частоте вращения).
Реле KV01 выключается и своими контактами выполняет следующие переключения: один р.к. (при неработающих двигателях вентиляторов) создает цепь от провода Н400 на индикатор сигнализации «РН», второй р.к. вновь подключает контакторы КМ1, КМ2 и КМ3 к проводу Н240, подготавливая схему к конденсаторному запуску вспомогательных машин и включает разгрузочный клапан У15. З.к. между проводами Н240 и Н246 разрывает цепь на реле времени КТ6, но реле времени не отключается, так как в этом случае цепь на его катушку вновь проходит через з.к. КМ1 — КМЗ.
При снижении давления воздуха в главных резервуарах до 7,5 ± 0,25 кгс/см2 вновь замыкаются контакты реле давления SP9 и создается цепь включения реле KV52 (цикл работы компрессора № 2): «плюс» шкафа А25, провод Н09, автоматический выключатель SF27 (SF28) «Компрессоры», провод Н027 (Н028), кнопка пульта S19 (S20) «Компрессор», провод Н271, контакты реле давления SP9, провод Н274, з.к. реле времени КТ6, провод Н286, р.к. KV51, провод Н395, з.к. КТ7, провод Н396, катушка реле KV52, Ж, «минус» шкафа А25.
Реле KV52, включившись, своими четырьмя контактами выполняет следующие переключения:
р.к. Н286 — Н393 размыкает цепь на реле KV51, не допуская его включения;
з.к. Н395 — Н396 создает цепь самоподпитки; р.к. Н271 — Н397 размыкает цепь на реле времени КТ7, и оно с задержкой в 1 — 1,5 с выключается;
з.к. создает цепь включения контактора КМ16: провод Н271, з.к. KV52, провод Н294, тумблер S16 «Компрессор 2», провод Н277, контакты ТРТ КК18, провод Н279, ТРТ КК19, провод Н280, катушка контактора КМ 16, Ж, «минус» шкафа А25.
Одновременно от провода Н277 через р.к. КМ 16 по проводу Н448 получает питание и загорается индикатор сигнализации «МК2».
Контактор КМ16, включившись, силовыми контактами подключает двигатель второго компрессора к цепи 380 В, а блокировочными контактами выполняет следующие переключения:
* р.к. Н240 — Н296 отключает разгрузочный клапан У16; р.к. Н277 — Н448 прерывает цепь на индикатор сигнализации «МК2», и он гаснет;
з.к. Н404 — Н245 готовит цепь на индикатор «РН», в случае работы других вспомогательных машин на низкой частоте вращения.
При запуске двигателя второго компрессора на блоке сигнализации загорается и гаснет индикатор «ДМ2», а также гаснет (при неработающих вентиляторах) индикатор «РН». Реле КТ7 остается в выключенном положении, обеспечивая в следующем цикле создание цепи на реле KV51, т.е. включение контактора КМ 15 и запуск двигателя первого компрессора.
Для включения МК принудительно, вне зависимости от давления в главных резервуарах, необходимо нажать и удерживать кнопку с самовозвратом S23 (S24) «Компрессор» на пульте машиниста, которая своими контактами шунтирует блокировки реле давления SP9, позволяя собрать схему на реле KV51 (или KV52), минуя блокировки РД. В цепь принудительного включения мотор-компрессоров введены блокировочные контакты SA3 (SA4), исключающие возможность сбора этой схемы из нерабочей кабины.
Для работы двух компрессоров одновременно необходимо на блоке выключателей № 3 включить тумблер S14 «Компрессор 1, 2». В этом случае через блокировки KV51 (или KV52) и тумблер S14 будут одновременно включаться контакторы КМ15 и КМ16, обеспечивая синхронную работу обоих МК.
При неисправности одного из компрессоров необходимо на блоке выключателей № 3 отключить тумблер соответствующего компрессора (S15 «Компрессор 1» или S16 «Компрессор 2»). В этом случае через контакты тумблера, которые замкнутся в выключенном положении, будет создаваться цепь только на контактор исправного компрессора. В случае запуска вентиляторов на нормальной частоте (50 Гц) при работающем МК, в момент запуска двигателя любого вентилятора предусмотрено кратковременное включение пусковых конденсаторов и разгрузочных клапанов компрессоров У15 (У16).
При включении, например, контактора КМ11 (запуск вентилятора 1), включается реле KV50 по цепи: «плюс» шкафа А25, цепь питания катушки этого контактора, провод Н611, диод U71, провод Н627, р.к. KV49, провод Н628, катушка реле KV50, Ж, «минус» шкафа А25. Реле KV50 включается и в силовой цепи отключает реле напряжения KV01 (панель А1). Реле напряжения выключается и своими р.к. подает питание от провода Н240 на разгрузочные клапаны компрессоров У15 и У16, а также контакторы КМ1 — КМ3, которые силовыми контактами включают пусковые конденсаторы.
Одновременно включается реле KV49 по цепи: провод Н240, з.к. КМ1, провод Н247, з.к. КМ2, провод Н248, з.к. КМЗ, провод Н238, диод U54, провод Н633, катушка реле KV49, Ж, «минус» шкафа А25. Реле KV49, включившись, через свой замкнувшийся контакт Н627 — Н633 встает на самоподпитку от провода Н627, который будет находиться под напряжением, пока включен хотя бы один из контакторов вентиляторов КМ 11 — КМ 14.
Разомкнувшийся контакт KV49 (провода Н627, Н628) разорвет цепь на катушку реле KV50. Реле KV50 выключается и остается в отключенном положении, пока работает хотя бы один из вентиляторов на высокой частоте вращения. При отключении KV50 ее блокировки вновь подключают реле напряжения KV01 на панели А1. Оно включается и своими блокировками отключает контакторы КМ1 — КМЗ и разгрузочные вентили компрессоров У15 (У 16) от провода Н240. Такая схема управления исключает дополнительную нагрузку на двигатель компрессора в момент запуска MB.