Цепи управления переключателями режимов ПР (при наличии в схеме провода Н415)
При нахождении тумблеров 501—504 «Секция 1» — «Секция 4» в нижнем положении (что соответствует рабочему режиму секции), реверсивной рукоятки — в рабочем положении, а главной рукоятки — в положении «О», вентили ПР вкл. получают питание по цепи: НО, ВА5 «Переключатели» щитка 215, Н05, контакты реверсивного вала КМЭ13—14, Н414, контакты главного вала КМЭ 65—66, Н415, вентили 521—524, Н461—Н464, замкнутые РК тумблеров 501—504, через которые запитываются провода на передней секции Э110, Э112, Э113, Э114, с которых на секциях 2, 3, 4 через межсекционные и межэлектровозные соединения получают питание провода Э110, вентили ПР вкл., Ж.
При этом переключатель режимов ПР фиксируется в положении рабочего режима секции или переключается в этот режим.
При переводе главной рукоятки контроллера машиниста из положения «0» в рабочее, контакты КМЭ 65—66 размыкаются и провод Н415 теряет питание, но провода Э110 всех секций, соответственно и вентили ПР вкл., будут получать питание с провода Э115, получившего питание с Н414 через ЗК КМЭ 67—68, по цепи: Э115, вентиль 520, РК Пр, Э110, вентиль ПР вкл., Ж.
Для отключениялюбой секции необходимо:
1. На передней секции установить реверсивную рукоятку КМЭ в рабочее положение.
2. Главную рукоятку КМЭ установить в «0».
Для отключения, например, передней секции, надо тумблер «Секция 1» переключить в верхнее положение.
При этом РК501 размыкаются, отключая провод Э110 и соответственно катушку ПР вкл.
Через ЗК501 создается цепь питания электропневматического вентиля ПР откл.: НО, ВА5 «Переключатели», Н05, ЗК КМЭ 13—14, Н414, ЗК КМЭ 65—66, Н415, вентиль 521, Н461, ЗК501, Э131, вентиль ПР откл., Ж.
При этом ПР переключается в положение «Откл.», размыкая РК ПР и замыкая ЗК ПР, и если главную рукоятку КМЭ перевести в рабочее положение, то Н415 обесточится, но с получившего питание Э115 через вентиль 520 и ЗК ПР, Э131 вентиль ПР откл. остается под напряжением версоры переключаются или фиксируются для движения «вперед»), РК63, НЗ, РК64, Н5, 319, Н17, РК ОД1, Н21, катушка 51, Ж, -200 передней секции.
Линейный контактор 51, включаясь, создает силовыми контактами цепь тока на ТД1 от деповского источника: +деповского источника, розетка 106, В60, нож рубильника 19, ВЗОЗ, РК49, нож ОД1, РК63, обмотка возбуждения КК1-К1, РК63, РК49, В24, обмотка якоря ЯЯ1-Я1, В18, шунт амперметра 89 и амперметр, РШ, ЗК51, нож 19, Ж, - деповского источника.
При наличии напряжения, подведенного от электросети депо, электровоз придет в движение, контроль нагрузки — по амперметру на пульте машиниста.
Для прекращения тяги главную рукоятку КМЭ поставить в положение «0», при этом контактор 51 отключится, силовыми контактами прерывая цепь тока на ТД1.
Затем краном вспомогательного тормоза 254 затормозить электровоз.
Примечание.Рекомендуется для возможности наблюдения за током двигателя передвижение осуществлять с помощью тягового двигателя, в цепи которого имеется амперметр.
Определение неисправностей по сигнальным
Лампам и действия локомотивной бригады
Защиты с выключением ГВ
А. Если в пути следования выключается ГВ на одной из секций, на пульте загорается красная лампа «С» поврежденной секции, а при включении табло — следующие красные лампы: ГВ, ТД, ФР, если компрессор должен работать, может МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, МК, необходимо осмотреть реле 113 на первой панели поврежденной секции. Если оно не имеет выпавшего указателя, можно предположить, что ГВ выключился из-за потери питания 4УД или срабатывания реле РМТ.
- Если вновь включить ГВ не удается, можно поступить следующим образом: отключить секцию ПР и двигаться до станции на оставшихся секциях. При приезде на станцию, а если нет возможности, то после остановки на перегоне, предварительно накачав воздух в ГР, опустить токоприемник, перекрыть кран перед вентилем 245, включить ГВ. Если ГВ вновь отключается, РМТ здесь не причем, нет цепи на 4УД. Если ГВ при опущенном токоприемнике остается включенным, а при поднятии токоприемника отключается — это РМТ. Можно заклинить РМТна поврежденной секции, поднять два токоприемника, включить ГВ и понаблюдать за оборудованием секции. Возможно, удастся обнаружить искрение и дымление — их следует устранить. Если КЗ не проявило себя, то эту секцию под нагрузку ставить нельзя — трансформатор замкнут накоротко, можно повредить трансформатор и пережечь контактный провод.
- Если при повторном включении ГВ остается включенным, набрать одну позицию, и если ГВ не выключается, можно ехать дальше. Но на позициях выше 9 ГВ может выключиться снова, если он выключался с участием РМТ.
Б. Если при отключении ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и при осмотре первой панели поврежденной секции обнаружен выпавший указатель на реле ИЗ, то это свидетельствует, что ГВ выключился из-за срабатывания реле 113. Можно предположить, что реле 113 выключило ГВ случайно (кратковременное отсутствие напряжения, отрыв токоприемника и другое), необходимо вновь включить ГВ и продолжать движение. Если ГВ вновь отключится из-за срабатывания реле 113, то необходимо отключить поврежденную секцию ПР и продолжать движение до станции на оставшихся секциях. При приезде на станцию, а если нет возможности, то после остановки на перегоне, осмотреть оборудование первой панели поврежденной секции с обеих сторон и попытаться найти место замыкания между фазами. Если обнаружить КЗ не удается, то можно попробовать включить ГВ и запускать вспомогательные машины с большим интервалом по времени, чтобы определить, какая из машин включит 113. В этом случае нужно осмотреть вводы в машину и отыскать место замыкания между фазами или отключить вспомогательную машину на щитке параллельной работы и продолжить движение на одной из аварийных схем.
В. Если при движении в режиме реостатного торможения отключится ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, необходимо дополнительно осмотреть реле РТВ1 (установлено на секции 1). Если реле РТВ1 имеет выпавший указатель — то ГВ выключился из-за перегрузки обмоток возбуждения ТД и ВУВ 60. Не пользоваться реостатным тормозом.
Г. Если при движении под нагрузкой отключается ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и загорится лампа РП, это свидетельствует, что ГВ выключило РП. Осмотреть на поврежденной секции блоки силовых аппаратов, чтобы по выпавшему указателю РП определить работавший в режиме перегрузки ТД. Реле перегрузки может включиться при оттяжке поезда, в момент прекращения боксования при езде на больших позициях, при заклинивании колесной пары. Необходимо убедиться, что колесные пары вращаются, вновь включить ГВ, продолжать движение.
Д. Если при движении под нагрузкой отключается ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и загорится лампа «ГП», это свидетельствует, что ГВ выключило реле времени 204, из-за замедленного вращения валов ЭКГ или застревания их между позициями. При осмотре ЭКГ поврежденной секции могут быть дополнительные признаки: трещит предельная муфта ЭКГ и дутье воздуха в контакторы с дугогашением вентилями 221, 222. Нужно убедиться, что ЭКГ не зашел на упор, в противном случае сельсин на пульте показывает позицию 0 или 33, но зеленая лампа «ОХП» не горит. Причиной этому является подгар РК 208, или отпадание латунной пластины с якоря контактора 208, или зависли щетки на сервомоторе. Неисправность следует устранить и продолжать движение. Если определить причину не удается, необходимо отключить поврежденную секцию ПР и продолжать движение на оставшихся секциях. По прибытии на станцию, а если нет возможности, после остановки на перегоне, можно сделать следующее: вынуть предохранитель ПР12 на РЩ. С соблюдением правил техники безопасности войти в ВВК и ручным приводом провернуть валы ЭКГ, пытаясь определить место заклинивания, при необходимости удалив с предельной муфты шарики и пружины, установив штифты. Могут попадать посторонние предметы в открытые зубчатые передачи, свариваться контакты контакторов без дугогашения, их следует разрубить, зачистить, проверить по диаграмме, на каких позициях контактор замкнут, и эти позиции проходить без остановки. Если поломался корпус подшипника ручного привода, порча СМ, разрушение текстолитовой шестерни, поломка контактора с дугогашением — движение на поврежденной секции невозможно, при необходимости вызвать вспомогательный локомотив.
Е. Если при движении под нагрузкой отключается ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и загорятся лампы — «РЗ, РП, ВУ», это указывает, что ГВ выключился из-за возникновения кругового огня в тяговом двигателе. Осмотром БСА на поврежденной секции определить по выпавшему указателю РП тяговый двигатель, в котором возник круговой огонь. Нагрузку на ТД подавать нельзя, неисправный ТД следует отключить, на ходу отключать тележку кнопками МВЗ или МВ4 на щитках параллельной работы поврежденной секции, на станции — рубильником ОД.
Ж. Если при движении под нагрузкой отключается ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и загорится лампа РЗ, которая указывает, что ГВ отключило реле 88, следует проверить напряжение в цепях управления, если оно завышено или колеблется, то 88 УД может самопроизвольно включить Р388 — перейти на работу от одного РЩ. Если напряжение в ЦУ нормальное, то в этом случае наибольшую опасность может вызвать переброс дуги в тяговом двигателе, и лучше отключить поврежденную секцию ПР и двигаться до станции на оставшихся секциях, где осмотреть ТД и при обнаружении грязной коллекторной камеры в одном из ТД — отключить его рубильником ОД. Если на оставшихся в работе секциях выехать до станции невозможно, то можно ехать до станции на всех секциях, на позициях ниже 17, чтобы малое напряжение не вызвало в грязном ТД кругового огня. Если ГВ вновь выключается из-за срабатывания Р388, можно отключить одну тележку на поврежденной секции рубильниками ОД. Если Р388 вновь выключает ГВ, то отключаем другую тележку, а отключенную подключаем. Если ГВ вновь отключается — значит «земля» не в тяговых двигателях, можно отключить поочерёдно рубильники 81 или 82 и соответственно отнять провод В303 или В403 от уравнительных сопротивлений R37 или R38.
3. Если при движении под нагрузкой отключается ГВ с сигнализацией: на пульте «С», на включенном табло — ГВ, ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, и загорится лампа ВУ1 или ВУ2, это свидетельствует, что ГВ выключился из-за срабатывания блока дифференциальных реле 21—22, которые защищают выпрямительные установки 61 и 62. БРД 21, 22 является самой быстродействующей защитой, ВУ 61 и 62 собраны на лавинных (самовосстанавливающихся) вентилях и сохраняют работоспособность даже при выходе из строя одного вентиля в любом плече моста, поэтому, как правило, для БРД 21, 22 характерны ложные срабатывания. БРД 21, 22 может сработать при проезде нейтральной вставки, при отрыве токоприемника от контактного провода при въезде на боковой путь на большой скорости. Необходимо осмотреть БРД, если отпали два якоря — БРД сработало ложно, если один — осмотреть ВУ со стороны отпавшего якоря. При обнаружении гари (искрения) отключить поврежденную ВУ рубильниками 81 или 82, если ничего не обнаружено — вновь включить ГВ, продолжать движение. При необходимости ослабить выключающие пружины БРД 21, 22.
Примечание.На электровозах с № 2349 вместо БРД 21, 22 устанавливаются токовые реле 21, 22, у которых при срабатывании выпадает указатель. При каждом включении кнопки «Сигнализация» на пульте, на табло будет загораться лампа «ВУ1», но ГВ отклю-
чаться не будет. Чтобы погасить лампу «ВУ1», необходимо кратковременно переключить кнопку «Включение ГВ и возврат реле». И. Если при движении под нагрузкой на одной из секций начнет выключаться ГВ, но по какой-либо причине он встанет в среднее положение (промежуток), на поврежденной секции снимется нагрузка, при этом на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло — ТД, ФР, может МК, МВ1, МВ2, МВЗ, МВ4, МН, ЗБ, могут гореть лампы защит, если они принимали участие в выключении ГВ. На киловольтметре поврежденной секции не будет показаний напряжения в контактном проводе, в ГВ, находящемся в промежутке, слышно звук сильного дутья воздуха. Нужно остановиться, с соблюдением правил техники безопасности войти в ВВК, выпустить воздух из резервуара ГВ и вручную несколько раз включить и выключить ГВ, оставить его в выключенном положении, зарядить резервуар ГВ воздухом и включить обычным порядком.
Защиты без выключения ГВ
А. Если при движении под нагрузкой на табло загорается красная лампа «РКЗ», а при поочередном включении тумблеров «С» на пульте машиниста загорится одна из ламп «С», то на этой секции сработало реле 123 контроля земли во вспомогательных цепях 380 В. Необходимо осмотреть вспомогательные машины на поврежденной секции и первую панель, если обнаружили дымление или искрение — отключить поврежденную вспомогательную машину со щитка параллельной работы. Если обнаружить ничего не удалось, можно при движении на легком профиле пути снять нагрузку, выключить потребители 380 В и поочередно их включать. При каком включении лампа «РКЗ» вновь загорится — там имеется неисправность. Произвести отключение. Если неисправность не обнаружена, то на станции отключить реле 123, т. к. реле 123 не рассчитано на длительное протекание тока, необходимо чаще осматривать ВВК, в связи с возможностью появления второго заземления, а впоследствии — пожара.
Б. Если при движении в режиме реостатного торможения происходит разборка схемы реостатного тормоза и замена его пневматическим, на пульте загорается красная лампа «С», а при включении табло — лампы «ТД», «ТЦ», в кабине звенит зуммер, свидетельствующий о том, что в тормозных цилиндрах появился воздух. Необходимо осмотреть БСА, при обнаружении выпавших указателей на РПТ реостат не применять, также поступать при обнаружении выпавшего блинкера на РТВ2.
В. Если при движении под нагрузкой на пульте загорится красная лампа «С» и будет мигать белая лампа «ДБ», а при включении табло лампа «ТД», то можно предположить, что на поврежденной секции отключился один из линейных контакторов. Опасность этого режима заключается в том, что отключившийся контактор может самопроизвольно подключиться на больших позициях, что вызовет переброс или круговой огонь на коллекторе тягового двигателя. Необходимо поставить главную рукоятку КМЭ в положение «АВ» и осмотреть блоки силовых аппаратов. При обнаружении отключившегося линейного контактора на ходу отключить двигатели поврежденной тележки кнопками МВЗ или МВ4 на щитках параллельной работы.
Г. Если при движении под нагрузкой на пульте непрерывно будет мигать белая лампа «ДБ» при отсутствии боксования, можно предположить, что в одном из тяговых двигателей произошел обрыв межполюсных соединений. В этом случае, чтобы не допустить более тяжкое повреждение ТД, можно отключить два двигателя поврежденной тележки, которую определяем путем осмотра на БСА реле времени 211, 212 и реле боксования 43, 44. На каком БСА они срабатывают одновременно — там и неисправность. Отключаем поврежденную тележку кнопками «МВЗ» или «МВ4» на щитках параллельной работы, периодически с подветренной стороны электровоза необходимо контролировать, не идет ли дым из-под электровоза.
Д. Если при движении на табло загорится красная лампа «ЗБ», то поочередно включая тумблеры «С» на пульте, определяем по загоранию красной лампы «С», на какой секции нет зарядки аккумуляторной батареи. Рубильник ЗР «Цепи управления» на РЩ поврежденной секции перевести в положение «Аварийно» (вниз).
Е. Если при движении на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло загорятся: ТД, ФР, МВ1,МВ2, МВЗ, МВ4, МН, может МК, это указывает, что фазорасщепитель отключило ТРТ. ТРТ отключает вспомогательные машины при пониженном или завышенном напряжении в контактной сети, при обрыве одной из фаз, межвитковом замыкании обмоток статора. Необходимо осмотреть фазорасщепитель поврежденной секции и контактор 125 на первой панели. Если присутствует запах горелой изоляции, отключить ФР на щитке параллельной работы и перейти на работу «Без ФР». Если при осмотре ничего не обнаружено, то через полторы-две минуты биметаллическая пластина остынет и ТРТ вновь замкнет свои контакты в цепи контактора 125, но фазорасщепитель не запустится, пока не включим кнопку пульта «Фазорасщепитель».
Ж. Если на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло «МК», медленно или вообще не поднимается давление воздуха в главных резервуарах, это означает, что ТРТотключило компрессор на поврежденной секции. Осмотреть МК и контактор 124 на первой панели поврежденной секции, при необходимости отключить МК на щитке параллельной работы. Если при осмотре ничего не обнаружено, через полторы-две минуты включить кнопку «Фазорасщепитель» на пульте машиниста.
Примечание.При запуске МК, на пульте и на табло, перемигнут красные лампы «С» и «МК».
3. Если при движении под нагрузкой на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло — «МВ1» или «МВ2», это указывает, что МВ1 или МВ2 отключило ТРТ, при этом два тяговых двигателя работают под нагрузкой без охлаждения. Необходимо осмотреть двигатели первого или второго вентилятора и контакторы 127 или 128 на первой панели поврежденной секции, при необходимости отключить МВ1 или МВ2 на щитках параллельной работы. Если при осмотре ничего не обнаружено, через полторы-две минуты включить кнопки на пульте «МВ1» или «МВ2», запустить вентиляторы. В случае отключения МВ1или МВ2 необходимо отключить МВЗ или МВ4, чтобы два тяговых двигателя не работали под нагрузкой без охлаждения более 5—10 мин.
И. Если при движении под нагрузкой на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло: ТД, МВЗ или МВ4,это указывает, что МВЗ или МВ4 отключило ТРТ, выпрямительная установка 61 или 62 находится без охлаждения и два тяговых двигателя поврежденной секции отключились. Необходимо осмотреть двигатели третьего или четвертого вентилятора и контакторы 129 или 130 на первой панели поврежденной секции, при необходимости отключить МВЗ или МВ4 на щитках параллельной работы. Если при осмотре ничего не обнаружено, через полторы-две минуты включить кнопки на пульте «МВЗ» или «МВ4», запустить вентиляторы. Однако, чтобы включить все тяговые двигатели, необходимо главную рукоятку контроллера машиниста поставить в положения «0» — «АВ».
К. Если при движении под нагрузкой на пульте загорится красная лампа «С», а при включении табло: ТД, МН, это указывает, что масляный насос отключило ТРТ и поврежденная секция без нагрузки. Необходимо осмотреть мотор-насос и контактор 133 на второй панели поврежденной секции, при необходимости отключить кнопку «МН» на щитке параллельной работы 227 ведущей секции, перевести механическую блокировку, включить кнопку «Низкая температура масла», при этом на всех секциях масляные насосы работать не будут. Если при осмотре ничего не обнаружено, через полторы-две минуты включить кнопку «МВЗ» или «МВ4», включится масляный насос. Однако, чтобы поставить все тяговые двигатели под нагрузку, необходимо главную рукоятку контроллера машиниста поставить в положения «О» — «АВ».
Л. Если при движении под нагрузкой на пульте загорятся красные лампы «С» и лампа «ТМ», а при включении табло загорится лампа «ТД», это указывает на самопроизвольное снижение давления в тормозной магистрали (разрыв соединительного рукава, открытие концевого крана, большие утечки воздуха из тормозной магистрали и др.). Необходимо поставить ручку крана машиниста 395 в III положение на 5—8 с и убедиться, что давление в ТМ снижается. Если давление не снижается, необходимо провести служебное торможение и после выпуска воздуха из тормозной магистрали отпустить тормоза установленным порядком. После этого гаснет лампа «ТМ» на пульте и может перемигнуть лампа «ТЦ» на табло, и далее можно собирать схему на линейные контакторы 51—54. Если давление снижается (лампа «ТМ» загорится и после появления давления в ТЦ погаснет), делаем разрядку тормозной магистрали V положением крана машиниста 395 на 0,7—0,8 атм и возвращаем ручку крана машиниста в III положение до полной остановки поезда, для выяснения причин.
М. Если на табло загорится красная лампа «ТЦ», а при поочередном включении тумблеров «С» на пульте загорится красная лампа «С» поврежденной секции, это указывает, что в тормозных цилиндрах имеется давление воздуха более 1,1—1,3 атм. Отпустить тормоз краном вспомогательного тормоза 254 ведущей кабины. Если тормоз не отпускает, попытаться отпустить тормоз постановкой ручки 254 крана машиниста во второе положение в кабине ведомой секции.