Урок 74. Делениедвузначногочисла наоднозначное
Цели: познакомить с приемом деления двузначного числа на однозначное; закреплять умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление двузначного числа на однозначное; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
1. Устный счет Игра «Математическое лото»
(Каждый ученик получает карточку, на которой записаны числа - ответы из таблицы умножения (на всех карточках одинаковое количество чисел). Учитель показывает карточку с выражением из таблицы умножения, а учащиеся на своих карточках зачеркивают ответы. Выигрывает тот, кто раньше зачеркнет все числа на своей карточке.)
Геометрический материал
Коротышки из Цветочного города: Пончик, Гусля и Незнайка — решили построить углы. Вот какие углы у них получились:
Оказалось, что угол, нарисованный Незнайкой, меньше угла нарисованного Пончиком, но больше угла, нарисованного Гуслей.
- Назовите угол каждого коротышки.
- Как называется угол, который начертил Незнайка? (Прямой.)
- Какой угол начертил Пончик? (Тупой.)
- А какой угол получился у Гусли? (Острый.)
III. Самоопределениекдеятельности
- Выполните вычисления.
48:860:380:4039:3
- Какой пример вызвал у вас затруднения? Почему? (Последний, так как мы не решали примеры на деление двузначных чисел на однозначные.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работапотемеурока
1. Знакомство с приемом деления двузначного числа на однозначное
— Замените в частном 39 : 3 делимое суммой разрядных слагаемых. Запишите получившееся выражение. ((30 + 9) : 3.)
— Как можно вычислить результат? (Можно первое слагаемое разделить на 3, потом второе слагаемое разделить на 3, а полученные результаты сложить.)
— Запишите выражение. (39:3 = (30 + 9) : 3 = 30:3 + 9:3 = = 10 + 3 = 13.)
— Каким вычислительным приемом мы воспользовались, чтобы разделить двузначное число 39 на однозначное число 3? (Делением суммы на число.)
— Что мы сделали, чтобы воспользоваться этим приемом? (Заменили число 39 суммой разрядных слагаемых.)
— Решим следующий пример: 84:3. Замените делимое суммой слагаемых.
(Учащиеся могут предложить вариант 84 = 80 + 4.)
— Можно ли каждое слагаемое разделить на 3?
— На какие удобные слагаемые можно разделить это число? (60 и 24.)
— Запишите выражение. (84:3 = (60 + 24): 3 = 60:3 +24:3 = = 20 + 8 = 28.)
— Объясните еще раз порядок деления двузначного числа на однозначное.
(Учащиеся проговаривают алгоритм, учитель закрепляет на доске карточки с каждым пунктом.)
Алгоритм деления двузначного числа на однозначное
1. Заменяем число ... суммой удобных слагаемых. Получаем выражение...
2. Делим каждое слагаемое на...
3. Складываем результаты...
Работа по учебнику
(Учащиеся устно объясняют решение примеров на с. 15, делают вывод.)
№ 1 (с. 15).
— Как заменить число 72 суммой разрядных или удобных слагаемых так, чтобы его можно было разделить на 4? (40и 32.)
— Запишите выражение и вычислите результат. (72 : 4 = = 40:4 + 32:4 = 10 + 8 = 18.)
(Аналогично разбираются остальные случаи.)
№2 (с. 15).
(Письменное выполнение с комментированием по цепочке по алгоритму.)
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,(Махируками на себя.)
Закачалось деревцо.(Наклоны.)
Ветер тише, тише, тише,(Присесть.)
Деревцо все выше, выше.(Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI. Закреплениеизученногоматериала
Работа по учебнику
№3(с.15).
— Прочитайте задачу. Выделите слова для краткой записи. (Краткая запись составляется под руководством ученика.)
— Что значит «в 6 раз больше»? (Надо умножить на 6.)
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее.)
— Запишите решение и ответ задачи.
(Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 7 (с. 15).)
№ 6(с. 15).(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№55(1,2) (с. 23).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 54 (с. 22).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 15). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведениеитоговурока
— С каким новым вычислительным приемом мы познакомились сегодня на уроке?
— Как разделить двузначное число на однозначное?
— Какое открытие вы сделали?
— Кто хорошо понял тему?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнеезадание
Учебник: № 4, 5 (с. 15).
Урок 75. Делимое. Делитель
Цели:познакомить с правилами нахождения делимого и делителя на основе взаимосвязи компонентов действий; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать взаимосвязь умножения и деления при вычислениях; выполнять деление двузначного числа на однозначное; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
Устный счет