III. Составление равенств и неравенств.
Пропедевтика темы «Задача».
Учитель предлагает ученикам рассмотреть задание 2 (с. 58 учебника, часть 1).
– Как вы думаете, какую работу нам предстоит выполнить?
Задание выполняется с комментированием, один из учеников работает у доски.
Затем ученики составляют по рисункам задания 3 (с. 58 учебника, часть 1) краткие рассказы, содержащие вопрос и соответствующие схемам, записанным ниже.
IV. Пропедевтика темы «Связь сложения и вычитания».
С этой целью учителем может быть использовано задание 5 (с. 58 учебника, часть 1).
Учащиеся составляют рассказ по первому рисунку.
Например: дети вырезали 2 синих флажка и 3 жёлтых. Сколько всего флажков вырезали дети?
На д о с к е появляется з а п и с ь:
2 + 3 = 5.
Далее учитель предлагает рассмотреть второе числовое выражение: 5 – 2 = и составить по нему рассказ.
Дети вырезали 5 флажков, из них 2 – синих. Сколько жёлтых флажков?
На д о с к е появляется з а п и с ь:
5 – 2 = 3.
Затем ученики составляют рассказ по третьему числовому выражению: 5 – 3 =
Дети вырезали 5 флажков, из них 3 жёлтых. Сколько синих флажков?
На д о с к е появляется з а п и с ь:
5 – 3 = 2.
Далее учитель предлагает ученикам рассмотреть полученные равенства.
– Что заметили?
– Как равенства связаны между собой?
Аналогичная работа проводится со вторым рисунком и записанными под ним числовыми выражениями.
V. Работа с геометрическим материалом.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся под руководством учителя выполняют задание 2 (с. 16 в тетради № 1).
– Какие геометрические фигуры у вас получились?
– Как их можно назвать одним словом? (Многоугольники.)
Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть отрезки в задании 4 (с. 58 учебника, часть 1) и найти среди них такие, которые имеют одинаковую длину. (Учащиеся могут использовать мерки или узнать длину отрезков, считая клетки.)
VI. Проверочная работа.
Учитель может предложить ученикам задание 1 (с. 16 в тетради № 1), при выполнении которого учащиеся закрашивают числовые выражения, имеющие одинаковые значения, одним цветом.
В з а и м о п р о в е р к а.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Какая работа понравилась больше всего?
– Чья работа вам понравилась больше всего?
У р о к 37. САНТИМЕТР – ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ
Цели урока:познакомить учащихся с единицей измерения длины – сантиметром; учить детей измерять длину отрезков при помощи линейки; продолжать пропедевтику темы «Задача»; работать над развитием мышления учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель может начать урок с отрывка из сказки Григория Остера «Зарядка для хвоста», а также использовать фигурки персонажей сказки: мартышки, слонёнка, попугая, удава.
…Удав напомнил, что он просил, чтоб его мерили.
– Сейчас! – сказал Попугай. – Уже начинаю. Я измерю твой рост в попугаях.
– В попугаях? – хором удивились Слонёнок и Мартышка.
– Как это? – растерялся Удав.
– А так, – сказал Попугай. – Сколько попугаев в тебе поместится, такой у тебя и рост!
Попугай шагнул и наступил Удаву на хвост.
– Ой! – тихонько сказал Удав. Но Попугай еще раз шагнул и пошел по Удаву от хвоста к голове.
Попугай шел и считал шаги. Дойдя до головы, Попугай спрыгнул на землю и сообщил Удаву:
– Твой рост будет ровно тридцать восемь попугаев! Вот какой у тебя рост!
– Ух ты! – восхитился Удав. – Тридцать во-семь!
– А чем еще можно мерить рост? – спросила у Попугая Мартышка.
– Всем! – сказал Попугай.
– И мартышками можно?
– Можно!
Мартышка подскочила к Удаву и стала по нему кувыркаться.
– Раз, два! – кричала Мартышка, кувыркаясь. – Левой, правой! Дважды… – И тут Мартышка, которая начала кувыркаться с головы, докувыркалась до хвоста.
– Все! – разочарованно сказала Мартышка. – Он уже весь кончился!
– Пять мартышек! – объявил Попугай.
– А теперь… давайте слонёнками! – предложил Слонёнок.
Слонёнок стал возле хвоста Удава, шагнул и сказал: «Раз!»
Потом он еще шагнул и сказал: «Два». И когда он сказал:«Два», он уже оказался возле головы Удава.
– Два! – вздохнул Слонёнок. – Только два…
– Два слонёнка! – объявил Попугай.
– Ура! – прошептал счастливый Удав. – Ура!!! – закричал он изо всех сил. – Ура!!! Прекрасно! Просто здорово! Спасибо вам, друзья! Тебе, Попугай! Тебе, Мартышка! И тебе, Слонёнок! Ну, как бы я измерил свой рост, если бы не вы?!
– А теперь, – сказал Удав, – теперь я знаю, что мой рост…
– Два слонёнка! – сказал Слонёнок.
– Пять мартышек! – сказала Мартышка.
– Тридцать восемь попугаев! – сказал Попугай.
– Что хотите сказать?
– Почему длина удава выходила всё время разной?
– Можно ли таким образом определить длину любого другого предмета?
– Почему?
– Как же быть, если нам необходимо узнать длину какого-либо предмета? (Высказывания учащихся.)