II. Повторение пройденного о числах 1–5. Соотнесение чисел с цифрами, их обозначающими.
Начать работу можно с выполнения заданий в тетради (задания 2, 3, с. 10 в тетради № 1).
Учитель предлагает ученикам рассмотреть внимательно задание 3.
– Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить в данном задании? (Соединить рисунок с цифрой, показывающей число предметов.)
– Выполните задание.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
В з а и м о п р о в е р к а.
Далее дети выполняют первую часть задания 2.
– Какая цифра написана? (5.)
– Обведите по контурам и закрасьте такое число треугольников, которое соответствует записанной цифре.
– Проверьте работу друг друга.
После этого задания учащиеся под диктовку учителя записывают в столбик следующие цифры: 4, 2, 3, 1.
Один из учеников после выполнения работы в тетради записывает цифры на доске.
С а м о п р о в е р к а с доски.
– Около цифры 4 нарисуйте такое количество яблок, которое соответствует записанной цифре.
– Около цифры 2 нарисуйте соответствующее число грибов.
– Около цифры 3 – соответствующее число слив.
– Около цифры 1 – соответствующее число морковок.
– Проверьте работу друг друга.
III. Изучение нового материала.
Формирование восприятия состава числа 5.
Работу можно провести по рисунку 1 (с. 34 учебника, часть 1) или с использованием наборного полотна.
– Рассмотрите внимательно рисунок.
– Что заметили? (На двух лавочках сидят пять девочек.)
– Как девочки расположились на лавочках? (Сначала на одной лавочке сидели четыре девочки, а на другой – одна девочка.)
Параллельно на наборном полотне или магнитной д о с к е «записывается»: 4 1.
Потом на одной лавочке осталось три девочки, а на другой стало – две.
З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 3 2.
Потом на первой лавочке осталось сидеть две девочки, а на второй стало три девочки.
З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 2 3 .
Затем ещё одна девочка пересела на вторую лавочку, и на первой лавочке осталась одна девочка, а на второй их стало четыре.
З а п и с ь на наборном полотне (магнитной доске): 1 4.
– Посмотрите на записи, сделанные на доске.
– Пользуясь записями, расскажите, как можно получить число 5.
Учащиеся проговаривают хором:
Пять – это четыре и один.
Пять – это три и два.
Пять – это два и три.
Пять – это один и четыре.
Упражнение в получении числа 5 разными способами.
Далее учитель может провести с детьми игру «Заселяем домик».
Можно использовать «домик», помещённый на полях учебника (с. 34, часть 1), но лучше, чтобы «домик» был на доске и дети «заселяли» его магнитными цифрами.
IV. Закрепление знаний учащихся о составе числа 5.
Подготовка к восприятию темы «Связь сложения и вычитания».
Учитель предлагает ученикам рассмотреть рисунок в задании 2 (с. 34 учебника, часть 1).
– Что хотите сказать? (С помощью бусинок показан состав числа 5.)
Далее дети записывают на доске или на наборном полотне: 4 + 1 = 5.
– Если от 5 бусинок убрать одну, сколько бусинок останется? (Четыре).
З а п и с ь: 5 – 1 = 4.
В итоге на д о с к е (наборном полотне) появляется следующая запись:
4 + 1 = 5 5 – 1 = 4
3 + 2 = 5 5 – 2 = 3
2 + 3 = 5 5 – 3 = 2
1 + 4 = 5 5 – 4 = 1
– Какой вывод можно сделать?
В заключение урока учащиеся выполняют задание 1 (с. 35 учебника, часть 1): сравнивают числа (устно). Задание выполняется фронтально.
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Чему научились?
– Оцените свою работу.
У р о к 22. ТОЧКА. КРИВАЯ ЛИНИЯ.
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. ОТРЕЗОК
Цели урока:дать учащимся первичные представления о кривой линии, прямой линии, отрезке; продолжать работу по усвоению учащимися состава чисел 2–5; продолжать пропедевтику темы «Задача».
Ход урока
I. Организационный момент.