III.Самоопределение к деятельности

— Пользуясь алгоритмом деления на двузначное число, про­верьте правильность решения примера.

- Какую ошибку допустили? (При подборе пробной цифры в частном: цифра 3 не подходит, так как произведение полу­чилось больше делимого.)

- Округлите число 27. (20.)

- Сколько десятков возьмем в частном? (60.)

- Если 6 разделить на 2, получится 3. Почему же цифра не по­дошла? (Ответы детей.)

Бывают такие случаи деления, когда пробная цифра частного не подходит и ее нужно изменять.

- Сформулируйте задачи урока. (Продолжать учиться выпол­нять деление многозначного числа на двузначное.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 61.

- Как выполнено деление?

- Почему цифра 7 не подошла?

№232 (с. 61).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 - вторая строка. У доски по цепочке работают слабо­успевающие учащиеся, учитель оказывает им индивидуальную помощь. Проверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.(Показать нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.(Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,(Покружиться.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.(Соответствующие движения руками.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику№233 (с. 61).

— Прочитайте задачу.

— Как будем составлять краткую запись? (В таблице.)

— Что обозначает число 17 066? (Общую массу сена для коров.)

— Что обозначает число 10 176? (Общую массу сена для телят.)

— Что обозначают числа 23 и 12? (Расход сена на одно живот­ное.)

  Расход сена на одно животное Количество животных Общий расход сена
Коровы 23 ц ? 17 066 ц
Телята 12 ц ? 10 176 ц

— Что надо узнать в задаче? (Количество телят и коров.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка. Один ученик объясняет решение задачи. Само­оценка.)

Решение

1) 17 066 : 23 = 742 (к.);

2) 10 176: 12 = 848 (т.).

Ответ: в хозяйстве 742 коровы и 848 телят.

№236 (с. 61).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Четыре ученика по цепочке работают у доски. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 61). Коллективная проверка.)

— Какие получились треугольники? (Прямоугольные.)

— Как вы определили? (Квадрат разделили пополам. А ква­драт — это прямоугольник.)

— Какую часть квадрата составляет треугольник? (Одну вторую.)

— Найдите площадь каждого треугольника.

— Сколько таких треугольников в составленной фигуре?

— Из каких фигур состоит елочка?

— Какую часть квадрата составляют маленькие треугольники? квадрат?

— Сравните площади. (Площадь фигур, из которых составлена елочка, больше.)

(Сильным ученикам можно предложить познакомиться с ма­териалом для расширения и углубления знаний и выполнить за­дание 2 (с. 109).)

Выполнение заданий в рабочей тетради

№10 (с. 58).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

№ 11 (с. 58).(Работа в парах. Коллективная проверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 61). Проверка.) Ответ: 11, 13 и т. д.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой алгоритм вы учились использовать сегодня на уроке?

— Какие числа можно делить, пользуясь этим алгоритмом?

— Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?

— Какие виды задач мы решали?

— Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 234, 237 (с. 61).

_____________________________

Тема: Закрепление изученного

Цели: закреплять письменный прием деления многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи; выполнять преобразования именованных чисел.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деле­ние трехзначного числа на двузначное; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; моде­лировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет Игра «Эстафета»

(Соревнование по рядам. Для каждого ряда своя цепочка при­меров. Учащиеся по очереди выходят к доске и решают по одному примеру из цепочки. Выигрывает ряд, который быстрее всех вы­полнит все вычисления и не допустит ошибок.)

Работа над задачами

• Бабушка купила 4 м шелка по 9 руб. и 3 м ситца. За всю покупку она заплатила 54 руб. Сколько стоит метр ситца? (6руб.)

• Для уроков труда купили 4 катушки белых ниток по 2 руб. и столько же катушек черных ниток по 3 руб. Сколько всего денег заплатили? (20руб.)

• Два мастера купили 9 отверток по одинаковой цене. Один заплатил за отвертки 16 руб., а другой - 56 руб. Сколько отверток купил каждый мастер? (2 отв. и 7отв.)

• У Миши было 13 руб., а у Оли - 14 руб. Сколько билетов в кино они смогут купить, если один билет стоит 3 руб.? (96.)

— Чем похожи задачи? (Это задачи на нахождение цены, коли­чества, стоимости.)

— Как найти стоимость? (Цену умножить на количество.)

— Как найти цену? количество?

Логическая задача

Вкоридоре детского сада стояли двухколесные и трехколес­ные велосипеды. Рулей было 7, а колес - 18. Сколько было двух­колесных и сколько трехколесных велосипедов? (3 двухколесных велосипеда и 4 трехколесных!)

Наши рекомендации