III.Самоопределение к деятельности
— Пользуясь алгоритмом деления на двузначное число, проверьте правильность решения примера.
- Какую ошибку допустили? (При подборе пробной цифры в частном: цифра 3 не подходит, так как произведение получилось больше делимого.)
- Округлите число 27. (20.)
- Сколько десятков возьмем в частном? (60.)
- Если 6 разделить на 2, получится 3. Почему же цифра не подошла? (Ответы детей.)
Бывают такие случаи деления, когда пробная цифра частного не подходит и ее нужно изменять.
- Сформулируйте задачи урока. (Продолжать учиться выполнять деление многозначного числа на двузначное.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 61.
- Как выполнено деление?
- Почему цифра 7 не подошла?
№232 (с. 61).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 - вторая строка. У доски по цепочке работают слабоуспевающие учащиеся, учитель оказывает им индивидуальную помощь. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.(Показать нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,(Покружиться.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.(Соответствующие движения руками.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику№233 (с. 61).
— Прочитайте задачу.
— Как будем составлять краткую запись? (В таблице.)
— Что обозначает число 17 066? (Общую массу сена для коров.)
— Что обозначает число 10 176? (Общую массу сена для телят.)
— Что обозначают числа 23 и 12? (Расход сена на одно животное.)
Расход сена на одно животное | Количество животных | Общий расход сена | |
Коровы | 23 ц | ? | 17 066 ц |
Телята | 12 ц | ? | 10 176 ц |
— Что надо узнать в задаче? (Количество телят и коров.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка. Один ученик объясняет решение задачи. Самооценка.)
Решение
1) 17 066 : 23 = 742 (к.);
2) 10 176: 12 = 848 (т.).
Ответ: в хозяйстве 742 коровы и 848 телят.
№236 (с. 61).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Четыре ученика по цепочке работают у доски. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 61). Коллективная проверка.)
— Какие получились треугольники? (Прямоугольные.)
— Как вы определили? (Квадрат разделили пополам. А квадрат — это прямоугольник.)
— Какую часть квадрата составляет треугольник? (Одну вторую.)
— Найдите площадь каждого треугольника.
— Сколько таких треугольников в составленной фигуре?
— Из каких фигур состоит елочка?
— Какую часть квадрата составляют маленькие треугольники? квадрат?
— Сравните площади. (Площадь фигур, из которых составлена елочка, больше.)
(Сильным ученикам можно предложить познакомиться с материалом для расширения и углубления знаний и выполнить задание 2 (с. 109).)
Выполнение заданий в рабочей тетради
№10 (с. 58).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
№ 11 (с. 58).(Работа в парах. Коллективная проверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 61). Проверка.) Ответ: 11, 13 и т. д.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой алгоритм вы учились использовать сегодня на уроке?
— Какие числа можно делить, пользуясь этим алгоритмом?
— Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?
— Какие виды задач мы решали?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 234, 237 (с. 61).
_____________________________
Тема: Закрепление изученного
Цели: закреплять письменный прием деления многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи; выполнять преобразования именованных чисел.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на двузначное; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Эстафета»
(Соревнование по рядам. Для каждого ряда своя цепочка примеров. Учащиеся по очереди выходят к доске и решают по одному примеру из цепочки. Выигрывает ряд, который быстрее всех выполнит все вычисления и не допустит ошибок.)
Работа над задачами
• Бабушка купила 4 м шелка по 9 руб. и 3 м ситца. За всю покупку она заплатила 54 руб. Сколько стоит метр ситца? (6руб.)
• Для уроков труда купили 4 катушки белых ниток по 2 руб. и столько же катушек черных ниток по 3 руб. Сколько всего денег заплатили? (20руб.)
• Два мастера купили 9 отверток по одинаковой цене. Один заплатил за отвертки 16 руб., а другой - 56 руб. Сколько отверток купил каждый мастер? (2 отв. и 7отв.)
• У Миши было 13 руб., а у Оли - 14 руб. Сколько билетов в кино они смогут купить, если один билет стоит 3 руб.? (96.)
— Чем похожи задачи? (Это задачи на нахождение цены, количества, стоимости.)
— Как найти стоимость? (Цену умножить на количество.)
— Как найти цену? количество?
Логическая задача
Вкоридоре детского сада стояли двухколесные и трехколесные велосипеды. Рулей было 7, а колес - 18. Сколько было двухколесных и сколько трехколесных велосипедов? (3 двухколесных велосипеда и 4 трехколесных!)