Алгоритм умножения на двузначное число
1. Записываем единицы под единицами, десятки под десятками.
2. Умножаем первый множитель на число единиц.
3. Получаем первое неполное произведение.
4. Умножаем первый множитель на число десятков.
5. Начинаем записывать под десятками.
6. Получаем второе неполное произведение.
7. Складываем неполные произведения.
8. Читаем ответ.
№156 (с. 44).(Коллективное выполнение с комментированием по алгоритму.)
№ 157 (с. 44).(Первые три примера — коллективно, с комментированием у доски, последний — самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
Так проворны наши руки —
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперед, назад —
С ними можно полетать!
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать,
А прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику№158 (с. 44).
— Прочитайте задачу.
— Как кратко записать условие? (Сделать чертеж.)
(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)
— Что известно в задаче? Что нужно найти?
— Что найдем в первом действии? (Общую скорость, или скорость удаления.)
— Как мы узнаем скорость второго самолета? (Из общей скорости удаления вычтем скорость первого самолета.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Самопроверка.)
Решение
1) 270 : 10 = 27 (км/мин) - скорость удаления;
2) 27-15 = 12 (км/мин).
Ответ: скорость второго самолета 12 км/мин.
— Составьте обратные задачи и решите любую из них. (Три ученика, решавшие разные задачи, записывают решения
на доске. Проверка, самооценка. Тем, кто справится с задачами быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить №154 (с. 44).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 44). Взаимопроверка.) Ответы: 1786, 7304, 174.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?
— Какие правила надо помнить при записи умножения на двузначное число столбиком?
— Какие задачи мы решали сегодня?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 159 (с. 44).
___________________________
Тема: Письменное умножение на двузначное число
Цели: закреплять умение выполнять письменное умножение на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Лабиринт»
- Пройдите через трое ворот так, чтобы произведение соответствующих чисел равнялось числу, записанному в центре.
Работа над задачами
- Запишите ответы долями.
• Весна длится 3 месяца. Какая это часть от года?
• В феврале 28 дней. Какую часть месяца составляет одна неделя?
• Мама купила 1 м тесьмы. На отделку кармана она истратила 50 см. Какую часть тесьмы истратила мама?
• Масса мешка картофеля 50 кг. Какая это часть центнера?
• Семья уезжает к морю на месяц. Какую часть года семья отдыхает у моря?
3. Логическаязадача
Кондуктор в трамвае за рейс продал 12 билетов. Номер следующего из оставшихся билетов 328 353. Сколько «счастливых» билетов продал кондуктор? («Счастливым» считается билет, суммы трех первых и трех последних цифр которого равны.) (Один билет № 328346.)
III. Самоопределение к деятельности
— Найдите ошибки в решении примеров столбиком. (Работа в парах. Примеры даны на карточках.)
х38 х57 х96 х49
46 82 54 34
228 114 384 196
152456480
380 5674 4184
— Какие ошибки вы нашли? (Примерный ответ. В первом примере второе неполное произведение надо начинать писать под десятками. Во втором примере к числу тысяч ошибочно прибавили 1. В третьем примере, наоборот, забыли прибавить единицу к числу тысяч. В четвертом примере не нашли второе неполное произведение.)
— Как избежать подобных ошибок в вычислениях? (Работать по алгоритму.)
— Расскажите друг другу алгоритм письменного умножения на двузначное число.
— Решите примеры правильно. (Взаимооценка.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить алгоритм письменного умножения на двузначное число, поупражняться в вычислениях с использованием этого алгоритма.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите примеры рядом с красной чертой на с. 45.
— Объясните, как выполнено умножение.
№ 161(с. 45).(Первые три столбика — коллективно, с комментированием у доски, последний столбик - самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)
№ 162 (с. 45).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее составить краткую запись? (В таблице.)
— Какие изделия сшили из ткани? (Пальто для взрослых, костюмы, детские пальто.)
— Сколько строк будет в таблице? (Три.)
— Что обозначает число 12? (Сколько ткани экономили при раскрое пальто.)
Что обозначает число 13? (Сколько ткани экономили при раскрое костюма.) Сколько раскроили пальто и костюмов?
Экономия при раскрое одной вещи | Количество вещей | Общая экономия | ||
Пальто для взрослых | 12 см | ? | } | |
Костюмы | 13 см | ? | ||
Детские пальто | По 2 м на 1 пальто | ? |
— Что можно узнать, имея эти данные? (Сколько ткани сэкономили на костюмах и на пальто.)
— Как узнать, сколько ткани пошло на детские пальто? (Это вся сэкономленная ткань.)
— Сколько ткани пошло на одно пальто?
— Запишите решение задачи по действиям с пояснением. (Один ученик работает у доски. Проверка.)
Решение
1) 12 • 96 = 1152 (см) — сэкономили при раскрое пальто;
2) 13 • 96 = 1248 (см) — сэкономили при раскрое костюмов;
3) 1152 + 1248 = 2400 (см) - общая экономия;
4) 24 : 2 = 12 (п.).
Ответ: можно сшить 12 детских пальто.
V. Физкультминутка
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.(Потягивания — руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп,
Там морковь у нас растет.(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.(Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.(Потягивания —руки в стороны.)
Мы ее не будем трогать —
Обожглись уже немного.(Потягивания —руки вперед.)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.(Сесть за парту.)