Тема: Приём письменного деления на однозначное число.
Цели:повторить алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное; развивать логическое мышление; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Актуализация знаний
1.Логическая задача
Как набрать из водопровода 6 л воды, пользуясь двухлитровой банкой и чайником, в который входит 5 л? (Налить в банку 2 л, перелить в чайник, набрать еще 2 л, перелить в чайник и снова набрать в банку 2л.)
2. Математический диктант
1) Сумма 4 сотен, 4 десятков и 4 единиц равна 444.
2) Число 28 больше 7 в 4 раза.
3) 1 меньше 87 в 86 раз.
4) При делении на 7 могут быть остатки 7 и 8.
5) Все двузначные числа четные.
6) Частное чисел 120 и 4 равно 3.
7) Произведение чисел 36 и 2 равно 72.
8) Разность чисел 180 и 3 равна 60.
9) Числа 42, 48, 54 делятся на 6 без остатка.
10) Делимое 75, делитель 25, частное 3.
11) Половина от суммы чисел 88 и 12 равна 45.
Ответы: 1) +; 2) +; 3) -; 4) -; 5) -; 6) -; 7) +; 8) -; 9) +; 10) +; 11)-.
III. Самоопределение к деятельности
— Выполните умножение.
56-6 67-3
— Проверьте, выполнив деление столбиком.
(Два ученика у доски выполняют деление по алгоритму.)
Находим первое неполное делимое — 33, значит, в частном будет две цифры. Делим: 33 :6 = 5. Умножаем: 5 • 6 = 30. Вычитаем: 33 — 30 = 3. Сравниваем остаток с делителем: 3 < 6. Второе неполное делимое 36. Делим: 36: 6 = 6. Умножаем: 6 • 6 = 36. Вычитаем: 36 — 36 = 0. Читаем ответ: 56. (Второй пример — аналогично.)
— Что мы сейчас вспомнили? (Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить алгоритм деления трехзначного числа на однозначное, научиться использовать его при решении примеров.)
IV. Работа по теме урокаРабота по учебнику
— Посмотрите на примеры на клеточках на с. 12. Прочитайте объяснение.
№54 (с. 12). №55 (с. 12). №57(с. 12). — Прочитайте задачу.
— О ком говорится в задаче?
— Чем занимались бабушка и внучка?
— Что такое 20?
— Что значит «в 4 раза меньше»?
— О чем говорит предлог «в»?
— Что обозначает число 10?
— Что мы должны узнать, решив задачу? Из чего состоит понятие «было сначала»? (Посадили и осталось.)
— Решите задачу самостоятельно.
№58 (с. 12). — Прочитайте задание.
— Что такое периметр? (Сумма длин сторон.)
— Сколько слагаемых будет при нахождении периметра первой фигуры? Почему? (Пять, так как это пятиугольник.)
— Второй фигуры? (Три, так как это треугольник.)
— Третьей фигуры? (Четыре, так как это четырехугольник.)
— Измерьте самостоятельно длины сторон и найдите периметр: первый ряд — пятиугольника, второй ряд — треугольника, третий ряд — четырехугольника.
(Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
— Как живешь?
— Вот так! (Показать большой палец.)
— А плывешь?
— Вот так! (Движения руками как при плавании.)
— Как бежишь?
- Алгоритм письменного деления
— Вот так! (Бег на месте.)
— Вдаль глядишь?
— Вот так! (Приставить ладонь ко лбу.)
— Ждешь обед?
— Вот так! (Подпереть рукой щеку.)
— Машешь вслед?
— Вот так! (Помахать рукой.)
— Ночью спишь?
— Вот так! (Голову набок, ладони под щеку.)
— А шалишь?
— Вот так! (Надувать щеки и хлопать по ним кулачком.)
Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради
№22 (с. 8). Самостоятельное выполнение. Проверка.
Решение Первый способ: 4 • (7 - 2) = 20 (кг). Второй способ: 4 • 7 - 4 • 2 = 20 (кг).
Ответ: осталось 20 кг картофеля.
№23 (с. 8). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Чему равен периметр прямоугольника? (18 см.)
- Отрезок какой длины вы начертили? (6см.) (Самооценка.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Что мы повторили сегодня на уроке?
- У кого деление не вызывает затруднений?
— Кому еще трудно решать такие примеры?
Домашнее задание
Учебник: № 56, 59 (с. 12).
_________________________
Тема: Приём письменного деления на однозначное число.
Цели: отрабатывать умение выполнять деление трехзначного числа на однозначное; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи и задачи геометрического характера.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Логическая задача
На майках 25 спортсменов написали их порядковые номера. Каких номеров больше — четных или нечетных и на сколько? (Четных номеров 12, а нечетных на 1 больше, их 13.)
Индивидуальная работа по карточкам
— Выполни деление столбиком и проверь умножением.
980 : 5 696 : 4 858 : 3
Устный счет
— Вычислите удобным способом.
235+ 180 + 45 + 13(473)
375+ 186+114 + 25(706)
13+ 50+ 60 +237 (360)
— Прочитайте значения сумм в порядке убывания. (700, 473, 360.)
— Сколько единиц каждого разряда в числах? Сколько всего десятков? Сколько всего сотен?
— Назовите соседей чисел.
— Увеличьте каждое число на 4 десятка. (740, 513, 400.)
— Уменьшите каждое число на 5 единиц. (695, 468, 355.)