Ориентировка детей во времени.

Детей уже с младшей группы учат ориентироваться во времени, и малыши трех-четырех лет вполне правильно пользуются различными грамматическими категориями, отражающими настоящее, прошедшее и будущее время. Эти грамматические формы заимствуются ими из речи взрослых сначала в порядке подражания, а затем начинают наполняться и некоторым содержанием. Уже преддошкольник пользуется словами сейчас, потом, которые отделяют в его представлении текущий момент от ближайшего будущего.

Однако использование грамматических категорий, в которых отражается текучесть времени, еще не свидетельствует о диффе-

ренцировке временных понятий, так же как не свидетельствует называние ребенком слов-числительных о наличии у него понятия о числе. Необходима специальная работа по формированию понятий о времени, о его движении, периодичности, сменяемости и в то же время необратимости.

Ознакомление детей с сутками, как мы говорили выше, начинается в младшей группе. Дети шести лет уже хорошо знают, что новые сутки начинаются с боя кремлевских курантов в Москве в 12 часов ночи, различают в сутках четыре отрезка: утро, день, вечер, ночь. Представления об этих отрезках связываются с бытом детей в конкретных условиях их жизни. Зная, что одни сутки приходят на смену другим, дети начинают понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. У них создается представление о движении времени, о смене одних суток другими.

Старшим детям уже вполне доступно выражение «идет день за днем», т. е. сутки за сутками. Это позволяет им понять, что дни имеют названия, таких дней семь, они составляют неделю. Одна неделя сменяет другую.

Представления о сменяемости отдельных отрезков времени формируются у детей в порядке накопления их личного опыта: «Было лето, оно прошло; начались более холодные дни, пошли дожди — наступила осень; за нею следует холодная, морозная зима, потом идет весна с теплыми днями, распускающимися почками, а за весною вновь появляется лето».

Вот об этой периодичности времен года, их сменяемости и в то же время необратимости следует формировать представления детей в подготовительной группе, обогащая их наиболее полными конкретными признаками, характеризующими времена года.

Каждый отрезок времени года отличается от другого не только явлениями природы, но и характерными видами труда, общественными праздниками и т. д. Представление о движении времени, о сменяемости одного отрезка другим должно быть отчетливым. Это позволяет детям понять и те условные мерки, которыми измеряется год: месяцами и количеством дней в каждом из них.

Детям подготовительной группы уже можно сообщить, что один год сменяется другим, что рубежом каждого года является новогодний праздник — 1 января. С января и начинается новый год. Всех месяцев в году 12, каждый имеет свое название, они следуют всегда в одном и том же порядке, как дни недели. Вполне допустимо познакомить детей с этим порядком и названиями месяцев, не настаивая, однако, на формальном запоминании их последовательности.

У детей шести-семи лет важно развивать «чувство времени», понятие о его необратимости (исследования Т. Д. Рихтерман).

Детей следует приучать беречь время, а для этого надо упражнять их в умении различать длительность минуты, пяти, десяти минут, связав представление об одной минуте, пяти, десяти минутах с тем, что можно сделать за этот срок.

Часы являются наглядной азбукой времени. Часами весьма интересуются старшие дошкольники, следя за движениями их стрелок. «Закройте глаза и посидите минутку тихо,— говорила детям старейший советский педагог Ю. И. Фаусек,— а я буду следить по часам. Когда пройдет минутка, я вам скажу об этом».

И современные исследования убеждают, что чувство длительности, равное минутке, становится более точным по мере упражнения детей.

В подготовительной группе должна быть введена мера измерения длительности. Такой мерой могут служить прежде всего песочные часы. Они наглядно показывают текучесть времени, позволяют учитывать небольшие отрезки длительности, и при их помощи становится возможным объективно регулировать свою деятельность. Песочные часы в Г, 5', 10' и 20' должны быть в каждой подготовительной группе. Такие часы могут служить регуляторами режима дня и поведения детей. «Занятие должно кончиться, когда дважды высыпется песок 10-минутных песочных часов»,— говорит воспитательница. И дети, следя за песком, работают интенсивней. Песочные часы становятся условными мерками измерения длительности занятия.

По мере упражнений дети точнее начинают представлять, что можно конкретно сделать за тот или иной отрезок времени; сами привыкают укладываться на занятии в определенное время, учатся беречь время, постепенно осознавая его необратимость. Научиться беречь время особенно важно будущему школьнику. Придя из школы, он должен успеть и погулять, и отдохнуть, и выучить уроки, и посетить кружок. У него должно быть развито «чувство времени», чтобы на прогулке не переоценить его и вовремя вернуться домой. Он должен интенсивно учить уроки дома, не отвлекаясь. Зная о неустанном движении времени, его текучести и необратимости, ребенок уже до школы должен научиться успевать все делать вовремя. Вот почему столь важно развивать у детей «чувство времени», а не просто научить «чтению» времени по циферблату часов.

Развитие «чувства времени» приучает детей к более высоким темпам работы, к интенсивности учебного труда, воспитывает организованность.

У детей устанавливаются также связи между временными и пространственными представлениями — дети начинают понимать, что, чем длиннее путь, тем больше времени на него требуется затратить; чем быстрее движение по этому пути, тем скорее дойдешь, значит, меньше затратишь времени.

Таким образом, если в младшей группе ставился вопрос о необходимости дифферепцировки количественных и пространственных представлений детей, то в подготовительной группе устанавливаются связи между ними, но уже на новой основе.

Знания о числе, умения оперировать числами, знания о величине и способах измерения условными и общепринятыми мерками, знания о временных и пространственных отношениях, об их взаимосвязях и взаимоотношениях, о способах их измерения, знания о разных геометрических фигурах и их отличиях, определяемых с помощью того же числа и измерения,— все это сближает представления о количественных, пространственных, временных отношениях, о форме и размерах предметов и создает основу для последующего математического развития детей.

Наши рекомендации