Основные принципы работы саут-цм
2.1. Контроль за движением и автоматическое управление торможением САУТ-ЦМ осуществляет из кабины, в которой производится управление локомотивом или МВПС.
2.2. Контроль за движением поезда осуществляется постоянно путем сравнения фактической скорости движения Vф. и допустимой (программной) Vдоп. Вычисление скорости Vдоп. производится в блоке электроники и коммутации (БЭК), используя следующие сигналы:
а) от антенны Ан-САУТ-УМ, принимающей данные путевых устройств;
Сигнал путевого устройства несет информацию о длине блок-участка, установленной по нему скорости движения, приведенном уклоне, номере маршрута и номере перегона;
б) от датчиков угла поворота ДПС-У и блока связи БС-ДПС;
Сигнал несет информацию о пройденном пути по контролируемому участку, фактической скорости и ускорению поезда;
в) от блоков связи БС-АЛС ( БС-КЛУБ);
сигнал несет информацию о показаниях локомотивного светофора (ЛС), импульсного реле и рукояток бдительности РБ1, РБ2, блока индикации локомотивного (БИЛ);
г) от датчиков давления (ДД).
Сигнал ДД обеспечивает информацию о величине разрядки уравнительного резервуара (УР) при управлении САУТ-ЦМ пневматическим тормозом (ПТ) через приставку к крану машиниста электропневматическую (ПЭКМ) или о наполнении тормозных цилиндров (ТЦ) при управлении САУТ-ЦМ электропневматическим тормозом (ЭПТ).
Для реализации автоматического управления торможением САУТ-ЦМ использует следующие сигналы цепей управления локомотива:
а) схемы контроля исправности ЭПТ;
При наличии этого сигнала САУТ-ЦМ осуществляет служебное торможение поезда посредством управления ЭПТ;
б) сигналы "Тяга", "ХВП", "ХНЗ" и "Рекупер".
Примечание: 1. Сигнал "Тяга" поступает в САУТ-ЦМ на всех позициях моторного режима, кроме нулевой. Начало движения при отсутствии сигнала "Тяга" воспринимается САУТ-ЦМ как самопроизвольное движение, при этом выдаётся голосовое сообщение " Внимание, начало движения ". Для исключения ступени служебного торможения кратковременно нажать РБ.
2. Для двухсекционных локомотивов и МВПС сигнал "ХНЗ" отсутствует, т.к. управление движением поезда из другой секции (не первой по ходу движения) не предусмотрено.
2.3. Автоматическое управление торможением на основе поступающей информации САУТ-ЦМ осуществляет выдачей следующих команд:
а) "ОТКЛЮЧЕНИЕ ТЯГИ";
Производится разбор схемы моторного режима локомотива или МВПС.
б) "ПЕРЕКРЫША";
Осуществляется подготовка тормозной схемы к последующему торможению. При управлении пневматическими тормозами (ПТ) обесточивается отпускной вентиль (ОВ) приставки к крану машиниста электропневматической (ПЭКМ). При управлении электропневматическими тормозами (ЭПТ) перекрыша осуществляется путем подачи питания на реле отпуска (РО);
в) "СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ";
При управлении пневматическим тормозом осуществляется ступень служебного торможения путем обесточивания тормозного вентиля (ТВ) ПЭКМ.
При управлении ЭПТ осуществляется ступень служебного торможения путем подачи питания на реле торможения (РТ);
г) "ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ".
Обесточивается катушка электропневматического клапана (ЭПК).
2.4. САУТ-ЦМ обеспечивает измерение фактической эффективности пневматического тормоза (ПТ) на грузовых и пассажирских (при использовании ПТ) поездах и формирует допустимую скорость движения Vдоп. с учетом
тормозного коэффициента Jр. САУТ-ЦМ производит измерение Jр при каждом торможении поезда при наличии путевых устройств САУТ.
2.5. САУТ-ЦМ обеспечивает отображение следующей информации на пульте машиниста (ПМ):
а) свечение индикатора ВКЛ зеленым цветом свидетельствует о том, что тумблер питания САУТ находится в положении ВКЛ, питание от ИП-ЛЭ поступает на САУТ-ЦМ, тумблер АЛС/САУТ на ПУ - в положении САУТ и цепи управления локомотива подключены к САУТ-ЦМ. При этом имеются соответствующие показания на индикаторах Vф. км/ч, S м и Vдоп. км/ч;
б) свечение индикатора ВКЛ красным цветом свидетельствует о том, что тумблер питания САУТ находится в положении ВКЛ, питание от ИП-ЛЭ поступает на САУТ-ЦМ, но тумблер АЛС/САУТ на ПУ - в положении АЛС и цепи управления локомотива отключены от САУТ-ЦМ. При этом показания на индикаторах Vф. км/ч, S м и Vдоп. км/ч сохраняются;
в) мигающая красная точка в правом нижнем углу поля индикатора S, м свидетельствует о неактивном состояние САУТ-ЦМ в нерабочей кабине однокузовного, двухкабинного локомотива;
г) мигающий режим работы индикаторов S, м и Vдоп., км/ч свидетельствует о снятии САУТ-ЦМ питания с катушки ЭПК;
д) индикатор S, мотображает расстояние, измеряемое САУТ-ЦМ до точки прицельной остановки. Величина расстояния изменяется от максимального значения в начале блок-участка (станционного пути) до нулевого значения в точке прицельной остановки;
Примечание: Точка прицельной остановки расположена на расстоянии 70 (+10 – минус 100) м перед светофором. Величина со знаком "+" - остановка за точкой прицельной остановки, со знаком "-" остановка перед точкой прицельной остановки.
При движении поезда по "зеленому" или "желтому" показанию ЛС (БИЛ) на участке, не оборудованном путевыми устройствами САУТ или при неисправных путевых устройствах, на индикаторе S, м отображается нулевое значение.
е) индикатор V ф., км/чотображает фактическую скорость движения поезда;
ж) индикатор V доп., км/чотображает вычисленную допустимую (программную) скорость движения;
з) тормозной коэффициент Jр отображается на индикаторе S, м при нажатой и удерживаемой кнопке КОМПЛЕКТ;
и) ЗАПРЕЩЕНИЕ ОТПУСКА -при свечении индикатора отпуск тормозов запрещён.
После включения САУТ-ЦМ на индикаторах "S,м", "Vф, км/ч" и "Vдоп, км/ч" отображаются показания, выдаваемые первым комплектом САУТ-ЦМ. Для отображения показаний второго полукомплекта следует кратковременно нажать кнопку КОМПЛЕКТ.
2.6. Для управления работой САУТ-ЦМ в случаях, описанных ниже в настоящем руководстве по эксплуатации, применяется кратковременное (около 1 с) нажатие на кнопки К20, ОС, ОТПР и ПОДТЯГ на пульте управления (ПУ).
2.7. САУТ-ЦМ обеспечивает выдачу следующих речевых сообщений:
1. Внимание; 14. Внимание! Начало движения;
2. Впереди переезд; 15. Внимание! Белый;
3. Впереди мост; 16. Впереди зеленый;
4. Впереди путепровод; 17. Внимание! Впереди желтый;
5. Сигнал; 18. Внимание! Впереди красный;
6. Впереди переход; 19. Внимание! Красный;
7. Впереди платформа; 20. Отключи тягу;
8. Впереди токораздел; 21. Впереди станция;
9. Впереди нейтральная вставка; 22. Впереди опасное место;
10. Проба тормозов; 23. Внимание! ПОНАБ, красный;
11. Впереди тоннель; 24. Внимание! ПОНАБ, желтый;
12. Впереди ПОНАБ; 25.ПОНАБ, зелёный.
13. Впереди газопровод;
При речевых сообщениях, начинающихся словом "ВНИМАНИЕ", САУТ-ЦМ требует подтверждение бдительности от машиниста, нажатием на рукоятку бдительности (РБ) или РБС.
Примечание: речевые сообщения, используемые на ВЛ11, прошедших КРП, и на локомотиве 2ЭС6, выпускаемом УЗЖМ, см. «Аппаратура локомотивная САУТ-ЦМ» 97Ц.06.00.00-01 РЭ приложение 6.
2.8. САУТ-ЦМ контролирует движение поезда и выполняет управляющие функции в следующих поездных ситуациях:
а) движение по "зелёному" показанию локомотивного светофора (ЛС).
Осуществляет контроль фактической скорости (Vф).
При скорости Vф=(Vдоп.-2)км/ч выдает речевое сообщение "Отключи тягу", при скорости Vф=Vдоп. отключает тягу (при отсутствии сигнала "ЭДТ"). При скорости Vф=(Vдоп+3),км/ч выполняет служебное торможение.
Примечание: Программа САУТ-ЦМ вычисляет величину максимально допустимой скорости движения (Vдоп.) по "зеленому" показанию ЛС Vдоп =Vmax +2 км/ч.
Vmax - максимальная скорость движения по "зеленому" показанию ЛС (БИЛ) на данной дороге (участке дороги) для грузового или пассажирского движения.
б) движение по "жёлтому" показанию ЛС.
В начале блок-участка САУТ-ЦМ контролирует максимально допустимую скорость. Исходя из длины блок-участков, уклона, тормозной эффективности и фактической скорости, САУТ-ЦМ вычисляет тормозной путь, необходимый для остановки у запрещающего сигнала на следующем блок-участке. На расстоянии необходимого тормозного пути до светофора отключает тягу (при наличии сигнала "Тяга"), выполняет ступень служебного торможения, обеспечивающую остановку у запрещающего сигнала.
в) движение по "красно-жёлтому" показанию ЛС.
В начале блок-участка контролирует максимально допустимую
скорость. Исходя из длины блок-участка, уклона, тормозной эффективности и фактической скорости, САУТ-ЦМ вычисляет тормозной путь, необходимый для остановки перед светофором с запрещающим показанием в точке прицельной остановки перед светофором (+10 – минус 100) м.
На расстоянии необходимого тормозного пути отключает тягу (при наличии сигнала "Тяга"), выполняет служебное торможение до остановки поезда перед светофором с запрещающим показанием;
г)движение по "жёлтому" показанию ЛС к входному светофору станции с двумя "желтыми огнями".
В начале блок-участка контролирует максимально допустимую скорость. На расстоянии необходимого тормозного пути до светофора отключает тягу ( при наличии сигнала "Тяга") и служебным торможением снижает скорость до скорости проследования входного светофора.
Величина этой скорости вычисляется САУТ-ЦМ в зависимости от величины ограничения скорости движения по стрелочному переводу и расстояния от стрелочного перевода до входного светофора.
д) движение по станционному пути к выходному светофору с запрещающим показанием.
При движении по станционному пути САУТ-ЦМ отключает тягу (при наличии сигнала "Тяга") на расстоянии необходимого тормозного пути до начала ограничения скорости и осуществляет служебное торможение до величины ограничения скорости по станционному пути.
При движении по станционному пути к выходному светофору с запрещающим показанием САУТ-ЦМ контролирует превышение установленного ограничения скорости, а на расстоянии необходимого тормозного пути служебным торможением обеспечивает остановку перед светофором с запрещающим показанием.
е) Смена показания ЛС на более разрешающее.
Снимает ограничение скорости и переходит к программе, соответствующей этому показанию ЛС. При движении по станционным путям скоростные ограничения не снимаются.
ж) Самопроизвольное начало движения в режиме выбега.
При самопроизвольном движении без тягового режима выдаётся речевое сообщение "Внимание, начало движения", и с задержкой по времени выполняется служебное торможение. При нажатии на РБ, ОС торможение отменяется.
2.9. САУТ-ЦМ выполняет служебное торможение через ПЭКМ с разрядкой ТМ на величину (0,07 ± 0,02) МПа для грузового поезда и на величину (0,05 ± 0,03) МПа для пассажирского поезда. Если тормозное усилие оказывается недостаточным, САУТ-ЦМ может осуществлять дополнительную разрядку ТМ ступенями 0,04...0,05 МПа.
На электропоездах, дизель-поездах и пассажирских поездах (с задействованным ЭПТ) служебное торможение осуществляется ступенью торможения через ЭПТ давлением в тормозных цилиндрах (0,05 … 0,25) МПа.