Тема 4. Мотивация труда персонала
Задание 1.Контрольный тест.
Вариант 1
1. Мотивация труда – это:
а)стремление работника удовлетворить потребности посредством трудовой деятельности
б)процесс увеличения объемов производства и повышения качества
в)процесс удовлетворения потребностей производства через трудовой потенциал
г)процесс побуждения себя и других к деятельности для удовлетворения духовных потребностей
2.Какой элемент не содержится в структуре мотива:
а)благо
б)стимул
в)потребность
г)цена
3.Все современные теории мотивации основаны на двух основных понятиях – это:
а)желание и стоимость
б)потребность и трудовое действие
в)ценность и стимулы
г)потребности и вознаграждение
4.Процесс мотивации поведения через потребности по теории Абрахама Маслоу – является:
а)незаконченным
б)циклическим
в)бесконечным
г)многоэтапным
5. Не соблюдение мотива справедливости приводит работников:
а)к совершенствованию
б)к отставанию
в)к инновациям
г)к демотивации
Вариант 2
1. К первичным потребностям относятся:
а)культурные потребности
б)психологические потребности
в)материальные потребности
г)физиологические потребности
2. Вторичные потребности – это:
а)юридические потребности
б)психологические потребности
в)производственные потребности
г)физиологические потребности
3. Степень желательности, привлекательности, приоритетности для человека достижения конкретного результата получила в теории мотивации название:
а)наказание
б)валентность
в)потребность
г)вознаграждение
4. Внутреннее вознаграждение дается:
а)самой работой
б)организацией
в)правительством
г)психологом
5. Внешне вознаграждение дается:
а)МЧС
б)организацией
в)самой работой
г)психологом
Вариант 3
1. Исходя из положений теории мотивации, деятельность человека всегда обусловлена реально существующими:
а)желаниями
б)увлечениями
в)выгодами
г)потребностями
2. Мотив состязательности присущ:
а)всем творческим личностям
б)некоторым предпринимателям
в) только руководителям
г)каждому человеку
3. Установление дружеских отношений в коллективе, принадлежности к организации – это характеристика соответствует потребности:
а)в безопасности
б)в признании
в)в поддержании социальных контактов
г)в самовыражении
4. Иметь постоянный источник доходов, жилье, право на гарантированную пенсию, получить квалифицированную медицинскую помощь, жить в обстановке мира – это характеристика соответствует потребности:
а)в безопасности
б)в признании
в)в поддержании социальных контактов
г)в самовыражении
5. Исходя из положений теории мотивации, потребности человека определяют:
а) стиль его жизни
б)его культуру
в)его поведение
г) его возможности
Вопросы по теме:
1.Каково содержание мотивации работников к труду?
2.Какова структура мотива (назовите элементы и охарактеризуйте их)?
3.На каких понятиях строятся современные теории мотивации?
4.Какие содержательные теории мотивации Вы знаете? В чем суть содержательных теорий мотивации?
5.Какие процессуальные теории мотивации Вы знаете? В чем суть процессуальных теорий мотивации?
6.Охарактеризуйте виды мотивов к труду.
Тема 5. Стимулирование трудовой деятельности персонала
Задание 1.Контрольный тест.
Вариант 1
1. Стимулирование труда – это:
а)целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его трудовую активность
б)целенаправленное применение по отношению к человеку мотивов для воздействия на его трудовую активность
в)целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его эмоциональное состояние
г)целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его материальное благосостояние
2. Теория подкрепления Синклера предполагает воздействие на поведение работников посредством следующих способов:
а)положительное подкрепление, наказание гашение, отрицательное подкрепление
б)толерантное поведение, гашение, наказание, активное поведение,
в)активное подкрепление, косвенное подкрепление, гашение, наказание
г)отрицательное подкрепление, наказание, прямое подкрепление, затухание
3. Функция стимулирования, которая выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства – называется:
а)социальная;
б)экономическая;
в)нравственная;
г)административная;
4. Подкрепление, при котором поощряются действия, имеющие позитивную направленность – называется:
а)положительное подкрепление;
б)отрицательное подкрепление;
в)гашение;
г)наказание;
5. Эффективное подкрепление всегда должно быть:
а)своевременным, справедливым, конкретным
б)традиционным, регулярным, долговременным
в)конкретным, постоянным, справедливым
г)справедливым, неожиданным, краткосрочным
Вариант 2
1. Подкрепление, при котором отсутствует подкрепление отрицательных или положительных действий приводит к их затуханию – называется:
а)положительное подкрепление
б)отрицательное подкрепление
в)гашение
г)наказание
2. Подкрепление, которое характеризуется прямым воздействием на человека, направленное на пресечение негативных действий, недопущение их в будущем – называется:
а)положительное подкрепление
б)отрицательное подкрепление
в)гашение
г)наказание
3. Подкрепление, при котором поощряется отсутствие действий, имеющих негативную направленность – называется:
а)положительное подкрепление
б)отрицательное подкрепление
в)гашение
г)наказание
4. Функция стимулирования, которая определяется тем, что обеспечивает формирование структуры общества через различный уровень доходов, зависящий в значительной степени от воздействия стимулов на различных людей – называется:
а)социальная
б) экономическая
в)нравственная
г)административная
5. Функция стимулирования, которая определяется тем, что стимулы к труду должны способствовать формированию сплоченного коллектива, отношений партнерства между руководителями и подчиненными – называется:
а)социальная;
б)экономическая
в)нравственная
г)административная
Задание 2.Внимательно изучите и проанализируйте информацию, изложенную в представленных ниже кадровых ситуациях. Сформулируйте выводы, ответьте на поставленные вопросы и предложите мероприятия, которые позволят разрешить сложившиеся кадровые ситуации на предприятиях.
Ситуация 1
Существует такой вид стимулирования как «планы дополнительных выплат»,стимулирующий поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта. Это могут быть подарки от фирмы, субсидирование служебных расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруги или друга в поездке).
Для каких, из нижеуказанных предприятий он будет наиболее эффективен? Аргументируйте свой ответ.
а) торговый дом ОАО «ВЗТДиН» (специализируется на продаже изделий в области тракторостроения)
б) ООО «Пекарь» (специализируется на выпечке хлебобулочных изделий)
в) фирма «Издатель» (специализируется на распространении полиграфической продукции: книги, рекламные буклеты, плакаты, календари и т.д.)
Ситуация 2
В 70-х годах на советских предприятиях активно использовались следующие методы морального стимулирования:
- доска почета,
- поощрительные грамоты и благодарности победителям социалистических соревнований,
- награждение памятными подарками за хорошую работу и др.
Стоит ли использовать данные методы в современных системах управления персоналом? Аргументируйте свой ответ и предложите свои варианты
Ситуация 3
Предприятие ООО «Заря» использует современные и дорогостоящие методы стимулирования:
- денежное стимулирование (премии, бонусы),
- материальное стимулирование (предоставление жилья, кредиты, бесплатное питание и др.)
Однако в последнее время производительность труда резко снизилась. Руководство предприятия в замешательстве: при высоком уровне заработной платы и регулярном материальном поощрении раскрыть и использовать трудовой потенциал работников в полном объеме не удается.
В чем причина (сделайте предположение)? Какие мероприятия Вы можете посоветовать руководству ООО «Заря» для разрешения сложившейся кадровой ситуации?
Вопросы по теме:
1.Сформулируйте определение понятия «стимулирование труда».
2.В чем заключается идея теории подкрепления Синклера?
3.Какие функции выполняет стимулирование труда?
4.Перечислитевиды и формы стимулированиятруда.
5.Какие формы стимулирования относятся к экономическому денежному стимулированию?
6.Какие формы стимулирования относятся к экономическому неденежному стимулированию?
7.Какие формы стимулирования относятся к неэкономическому стимулированию?
Тема 6. Управление карьерой
Задание 1.Контрольный тест.
Вариант 1
1. Профессиональная (деловая) карьера внутри предприятия реализуется в 3-х направлениях, и соответственно им выделяют виды карьеры:
а) вертикальная, горизонтальная, центростремительная
б)линейно-функциональная, перспективная, горизонтальная
в)перспективная, вертикальная, цикличная
г)горизонтальная, функциональная, нисходящяя
2. Мотив карьеры, при котором человеком движет стремление к независимости – именуется:
а)потребность в первенстве
б)стиль жизни
в)обладание властью
г) автономия
3. Мотив карьеры, при котором человеком руководит желание получить должность, связанную с высокой заработной платой или иными формами вознаграждения – именуется:
а) материальное благосостояние
б)потребность в первенстве
в)стиль жизни
г)обладание властью
4. Мотив карьеры, при котором человек стремиться быть непревзойденным специалистом, уметь решать самые сложные проблемы, то есть быть лучшим из лучших – именуется:
а)материальное благосостояние
б)потребность в первенстве
в) функциональная компетентность
г)стиль жизни
5. Мотив карьеры, при котором человеком управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в организации – именуется:
а)потребность в первенстве
б)стиль жизни
в)обладание властью
г) безопасность и стабильность
Вариант 2
1. Мотив карьеры, при котором человек стремиться к привилегиям и статусным символам (личный кабинет, служебный автомобиль и т.д.) – именуется:
а)материальное благосостояние
б)потребность в первенстве
в)стиль жизни
г) обладание властью
2. Мотив карьеры, при котором человек ставит задачу интегрировать, с одной стороны, свои интересы как работника, а с другой – потребности своей семьи – именуется:
а)материальное благосостояние
б) стиль жизни
в)автономия
г)безопасность и стабильность
3. Мотив карьеры, при котором человек стремиться показать себя всегда и везде лучшим, обойти своих коллег – именуется:
а) потребность в первенстве
б)стиль жизни
в)автономия
г)функциональная компетентность
4. Этап профессиональной карьеры, на котором люди могут сосредоточиться на передаче своих знаний, опыта и мастерства – именуется:
а)завершающий
б)подготовительный
в)стабилизационный
г) зрелый
5. Этап профессиональной карьеры, на котором происходит вхождение молодого работника в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе – именуется:
а)завершающий
б)подготовительный
в)стабилизационный
г) адаптационный
Задание 2.Ознакомьтесь с предложенной кадровой ситуацией, проанализируйте её. Определите вид карьеры, её мотив и этап, на котором находится сотрудник организации.
Ситуация 1
Главный специалист Воронов С.А. в этом году отмечает 30-летие трудового стажа в фирме ООО «МАРС». За эти годы он завоевал всеобщую любовь и признание коллег и руководства. Он активно помогает «новичкам» влиться в коллектив, передаёт им свои знания и умения.
Будучи высококвалифицированным специалистом, он неоднократно выполнял важные задания руководства и успешно с ними справлялся благодаря богатому накопленному опыту. Руководство высоко ценит Воронова С.А., зная его уникальные способности, активно использует их в управлении организацией.
Ситуация 2
Рябцева Н.Н. молодой специалист (экономист-бухгалтер), работает в ООО «ФЕНИСТ» с момента окончания ФГОУ ВПО «ВолГУ» по специальности «Экономика предприятия».
За время работы в фирме проявила себя как высококвалифицированный, ответственный работник, обладающий организаторскими способностями. Именно поэтому руководство ООО «ФЕНИСТ» очень довольно её работой, на должности, заведующей сектором по оплате и стимулирования труда и видит её как перспективного менеджера.
Сама же Рябцева не хочет останавливаться на достигнутых результатах, так как полна сил и творческих идей, к тому же она предпочитает быть ведущей, а не ведомой.
Ситуация 3
Сурикова В.В. многодетная мать. Однако считает, что роль домохозяйки ей не подходит. Поэтому всю свою сознательную жизнь она работала, стремилась стать высококвалифицированным и высокооплачиваемым специалистом по своей профессии. И это ей удалось.
За последние два года назад её дважды повышали в должности, что существенно повысило уровень её материальной обеспеченности.
Ситуация 3
Иванов И.И. работает ведущим специалистом в отделе маркетинга фирмы ООО «Лангуст» уже 17 лет. Неоднократно ему предлагали повышение в должности, так как он является непревзойденным специалистом; пользуется уважением администрации, которая неоднократно обращается к нему за советом, считая его авторитетным сотрудником, имеющим богатый опыт работы.
Вопросы по теме:
1.Сформулируйте определения понятий «карьера» и «профессиональная карьера».
2.В каких направлениях профессиональная карьера реализуется внутри организации?
3.Какова главная задача управления карьерой?
4.Какие виды карьеры Вы знаете? Охарактеризуйте их.
5.Какие модели карьеры реализуются в организации? Охарактеризуйте их.
6.Назовите и охарактеризуйте виды мотивов карьерного роста.
7.Перечислите и охарактеризуйте основные этапы профессиональной карьеры в организации.
Тема 7. Аттестация персонала
Задание 1.Контрольный тест.
Вариант 1
1. Аттестация персонала – это:
а) кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие уровня, качества и потенциал работника требованиям, выполняемой работы;
б)кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие уровня заработной платы, количество и размеры поощрений работника его должностному статусу;
в)кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие уровня труда, заработной платы и стимулирования работника его потребностям;
г)кадровые мероприятия, которые призваны оценить степень свободы, демократичности и гражданского сознания работника конституции РФ;
2. Оптимальная периодичность проведения аттестации:
а)ежегодное проведение аттестации
б)не чаще, чем один раз в 7 лет
в) не чаще, чем один раз в три года
г)ежеквартально
3. Аттестация имеет большое значение и тот факт, что она способствует повышению эффективности системы стимулирования труда за счет объективной увязки реального вклада работника с его материальным вознаграждением – это:
а) социально-экономическое значение аттестации
б)организационно-производственное значение
в)социально-психологическое значение
г)организационно-административное значение
4. Аттестация имеет большое значение и тот факт, что она дает информацию о качестве укомплектованности кадрами различных подразделений, позволяет определить степень эффективности программ развития персонала, мотивирует сотрудников к участию в этих программах – это:
а)социально-экономическое значение аттестации
б)организационно-производственное значение
в) организационно-административное значение
г)организационно-экономическое значение
5. Аттестация имеет большое значение и тот факт, что в ходе ее удовлетворяется базовая потребность работников в объективной оценке их деятельности, признании их специфических достижений – это:
а)социально-экономическое значение аттестации
б)организационно-производственное значение
в) социально-психологическое значение
г)организационно-административное значение
Вариант 2
1. Принцип аттестации, который указывает на то, что ее прохождение должно быть обязательным для всех категорий работников, кроме тех, кто не подлежит аттестации – именуется:
а)гласность
б)комплексность
в) всеобщность
г)объективность
2. Принцип аттестации, который указывает на то, что должна оцениваться вся совокупность важнейших факторов, определяющих эффективность деятельности на данном конкретном рабочем месте – именуется:
а) комплексность
б)дифференциация оценок
в)системность
г)всеобщность
3. Принцип, который указывает на то, что стандарты результативности труда, используемые для оценки труда, должны быть заранее известны работникам – именуется:
а) гласность
б)дифференциация оценок
в)всеобщность
г)объективность
4. Принцип аттестации, который указывает на то, что аттестация должна проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, за исключением внеочередных аттестаций – именуется:
а) комплексность
б) систематичность
в)всеобщность
г)объективность
5. Аттестация выступает – гарантом:
а)демократии для работников фирмы
б) социальной справедливости для работников
в)занятости для работников
г)социальной ответственности работников
Вопросы по теме:
1.Сформулируйте определение понятия «аттестация персонала».
2.В чем состоит значение аттестации персонала?
3.На каких принципах должны выстраиваться аттестационные мероприятия?
4.Назовите и охарактеризуйте основные этапы аттестации персонала?.
5.Перечислите документы, регламентирующие процесс аттестации персонала.
6.Каковы цели беседы с работником по результатам аттестации?
7.Перечислите общие правила проведения беседы с работником по результатам аттестации.