Тема 4. Мотивация труда персонала

Задание 1.Контрольный тест.

Вариант 1

1. Мотивация труда – это:

а)стремление работника удовлетворить потребности посредством трудовой деятельности

б)процесс увеличения объемов производства и повышения качества

в)процесс удовлетворения потребностей производства через трудовой потенциал

г)процесс побуждения себя и других к деятельности для удовлетворения духовных потребностей

2.Какой элемент не содержится в структуре мотива:

а)благо

б)стимул

в)потребность

г)цена

3.Все современные теории мотивации основаны на двух основных понятиях – это:

а)желание и стоимость

б)потребность и трудовое действие

в)ценность и стимулы

г)потребности и вознаграждение

4.Процесс мотивации поведения через потребности по теории Абрахама Маслоу – является:

а)незаконченным

б)циклическим

в)бесконечным

г)многоэтапным

5. Не соблюдение мотива справедливости приводит работников:

а)к совершенствованию

б)к отставанию

в)к инновациям

г)к демотивации

Вариант 2

1. К первичным потребностям относятся:

а)культурные потребности

б)психологические потребности

в)материальные потребности

г)физиологические потребности

2. Вторичные потребности – это:

а)юридические потребности

б)психологические потребности

в)производственные потребности

г)физиологические потребности

3. Степень желательности, привлекательности, приоритетности для человека достижения конкретного результата получила в теории мотивации название:

а)наказание

б)валентность

в)потребность

г)вознаграждение

4. Внутреннее вознаграждение дается:

а)самой работой

б)организацией

в)правительством

г)психологом

5. Внешне вознаграждение дается:

а)МЧС

б)организацией

в)самой работой

г)психологом

Вариант 3

1. Исходя из положений теории мотивации, деятельность человека всегда обусловлена реально существующими:

а)желаниями

б)увлечениями

в)выгодами

г)потребностями

2. Мотив состязательности присущ:

а)всем творческим личностям

б)некоторым предпринимателям

в) только руководителям

г)каждому человеку

3. Установление дружеских отношений в коллективе, принадлежности к организации – это характеристика соответствует потребности:

а)в безопасности

б)в признании

в)в поддержании социальных контактов

г)в самовыражении

4. Иметь постоянный источник доходов, жилье, право на гарантированную пенсию, получить квалифицированную медицинскую помощь, жить в обстановке мира – это характеристика соответствует потребности:

а)в безопасности

б)в признании

в)в поддержании социальных контактов

г)в самовыражении

5. Исходя из положений теории мотивации, потребности человека определяют:

а) стиль его жизни

б)его культуру

в)его поведение

г) его возможности

Вопросы по теме:

1.Каково содержание мотивации работников к труду?

2.Какова структура мотива (назовите элементы и охарактеризуйте их)?

3.На каких понятиях строятся современные теории мотивации?

4.Какие содержательные теории мотивации Вы знаете? В чем суть содержательных теорий мотивации?

5.Какие процессуальные теории мотивации Вы знаете? В чем суть процессуальных теорий мотивации?

6.Охарактеризуйте виды мотивов к труду.

Тема 5. Стимулирование трудовой деятельности персонала

Задание 1.Контрольный тест.

Вариант 1

1. Стимулирование труда – это:

а)целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его трудовую активность

б)целенаправленное применение по отношению к человеку мотивов для воздействия на его трудовую активность

в)целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его эмоциональное состояние

г)целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его материальное благосостояние

2. Теория подкрепления Синклера предполагает воздействие на поведение работников посредством следующих способов:

а)положительное подкрепление, наказание гашение, отрицательное подкрепление

б)толерантное поведение, гашение, наказание, активное поведение,

в)активное подкрепление, косвенное подкрепление, гашение, наказание

г)отрицательное подкрепление, наказание, прямое подкрепление, затухание

3. Функция стимулирования, которая выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства – называется:

а)социальная;

б)экономическая;

в)нравственная;

г)административная;

4. Подкрепление, при котором поощряются действия, имеющие позитивную направленность – называется:

а)положительное подкрепление;

б)отрицательное подкрепление;

в)гашение;

г)наказание;

5. Эффективное подкрепление всегда должно быть:

а)своевременным, справедливым, конкретным

б)традиционным, регулярным, долговременным

в)конкретным, постоянным, справедливым

г)справедливым, неожиданным, краткосрочным

Вариант 2

1. Подкрепление, при котором отсутствует подкрепление отрицательных или положительных действий приводит к их затуханию – называется:

а)положительное подкрепление

б)отрицательное подкрепление

в)гашение

г)наказание

2. Подкрепление, которое характеризуется прямым воздействием на человека, направленное на пресечение негативных действий, недопущение их в будущем – называется:

а)положительное подкрепление

б)отрицательное подкрепление

в)гашение

г)наказание

3. Подкрепление, при котором поощряется отсутствие действий, имеющих негативную направленность – называется:

а)положительное подкрепление

б)отрицательное подкрепление

в)гашение

г)наказание

4. Функция стимулирования, которая определяется тем, что обеспечивает формирование структуры общества через различный уровень доходов, зависящий в значительной степени от воздействия стимулов на различных людей – называется:

а)социальная

б) экономическая

в)нравственная

г)административная

5. Функция стимулирования, которая определяется тем, что стимулы к труду должны способствовать формированию сплоченного коллектива, отношений партнерства между руководителями и подчиненными – называется:

а)социальная;

б)экономическая

в)нравственная

г)административная

Задание 2.Внимательно изучите и проанализируйте информацию, изложенную в представленных ниже кадровых ситуациях. Сформулируйте выводы, ответьте на поставленные вопросы и предложите мероприятия, которые позволят разрешить сложившиеся кадровые ситуации на предприятиях.

Ситуация 1

Существует такой вид стимулирования как «планы дополнительных выплат»,стимулирующий поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта. Это могут быть подарки от фирмы, субсидирование служебных расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруги или друга в поездке).

Для каких, из нижеуказанных предприятий он будет наиболее эффективен? Аргументируйте свой ответ.

а) торговый дом ОАО «ВЗТДиН» (специализируется на продаже изделий в области тракторостроения)

б) ООО «Пекарь» (специализируется на выпечке хлебобулочных изделий)

в) фирма «Издатель» (специализируется на распространении полиграфической продукции: книги, рекламные буклеты, плакаты, календари и т.д.)

Ситуация 2

В 70-х годах на советских предприятиях активно использовались следующие методы морального стимулирования:

- доска почета,

- поощрительные грамоты и благодарности победителям социалистических соревнований,

- награждение памятными подарками за хорошую работу и др.

Стоит ли использовать данные методы в современных системах управления персоналом? Аргументируйте свой ответ и предложите свои варианты

Ситуация 3

Предприятие ООО «Заря» использует современные и дорогостоящие методы стимулирования:

- денежное стимулирование (премии, бонусы),

- материальное стимулирование (предоставление жилья, кредиты, бесплатное питание и др.)

Однако в последнее время производительность труда резко снизилась. Руководство предприятия в замешательстве: при высоком уровне заработной платы и регулярном материальном поощрении раскрыть и использовать трудовой потенциал работников в полном объеме не удается.

В чем причина (сделайте предположение)? Какие мероприятия Вы можете посоветовать руководству ООО «Заря» для разрешения сложившейся кадровой ситуации?

Вопросы по теме:

1.Сформулируйте определение понятия «стимулирование труда».

2.В чем заключается идея теории подкрепления Синклера?

3.Какие функции выполняет стимулирование труда?

4.Перечислитевиды и формы стимулированиятруда.

5.Какие формы стимулирования относятся к экономическому денежному стимулированию?

6.Какие формы стимулирования относятся к экономическому неденежному стимулированию?

7.Какие формы стимулирования относятся к неэкономическому стимулированию?

Тема 6. Управление карьерой

Задание 1.Контрольный тест.

Вариант 1

1. Профессиональная (деловая) карьера внутри предприятия реализуется в 3-х направлениях, и соответственно им выделяют виды карьеры:

а) вертикальная, горизонтальная, центростремительная

б)линейно-функциональная, перспективная, горизонтальная

в)перспективная, вертикальная, цикличная

г)горизонтальная, функциональная, нисходящяя

2. Мотив карьеры, при котором человеком движет стремление к независимости – именуется:

а)потребность в первенстве

б)стиль жизни

в)обладание властью

г) автономия

3. Мотив карьеры, при котором человеком руководит желание получить должность, связанную с высокой заработной платой или иными формами вознаграждения – именуется:

а) материальное благосостояние

б)потребность в первенстве

в)стиль жизни

г)обладание властью

4. Мотив карьеры, при котором человек стремиться быть непревзойденным специалистом, уметь решать самые сложные проблемы, то есть быть лучшим из лучших – именуется:

а)материальное благосостояние

б)потребность в первенстве

в) функциональная компетентность

г)стиль жизни

5. Мотив карьеры, при котором человеком управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в организации – именуется:

а)потребность в первенстве

б)стиль жизни

в)обладание властью

г) безопасность и стабильность

Вариант 2

1. Мотив карьеры, при котором человек стремиться к привилегиям и статусным символам (личный кабинет, служебный автомобиль и т.д.) – именуется:

а)материальное благосостояние

б)потребность в первенстве

в)стиль жизни

г) обладание властью

2. Мотив карьеры, при котором человек ставит задачу интегрировать, с одной стороны, свои интересы как работника, а с другой – потребности своей семьи – именуется:

а)материальное благосостояние

б) стиль жизни

в)автономия

г)безопасность и стабильность

3. Мотив карьеры, при котором человек стремиться показать себя всегда и везде лучшим, обойти своих коллег – именуется:

а) потребность в первенстве

б)стиль жизни

в)автономия

г)функциональная компетентность

4. Этап профессиональной карьеры, на котором люди могут сосредоточиться на передаче своих знаний, опыта и мастерства – именуется:

а)завершающий

б)подготовительный

в)стабилизационный

г) зрелый

5. Этап профессиональной карьеры, на котором происходит вхождение молодого работника в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе – именуется:

а)завершающий

б)подготовительный

в)стабилизационный

г) адаптационный

Задание 2.Ознакомьтесь с предложенной кадровой ситуацией, проанализируйте её. Определите вид карьеры, её мотив и этап, на котором находится сотрудник организации.

Ситуация 1

Главный специалист Воронов С.А. в этом году отмечает 30-летие трудового стажа в фирме ООО «МАРС». За эти годы он завоевал всеобщую любовь и признание коллег и руководства. Он активно помогает «новичкам» влиться в коллектив, передаёт им свои знания и умения.

Будучи высококвалифицированным специалистом, он неоднократно выполнял важные задания руководства и успешно с ними справлялся благодаря богатому накопленному опыту. Руководство высоко ценит Воронова С.А., зная его уникальные способности, активно использует их в управлении организацией.

Ситуация 2

Рябцева Н.Н. молодой специалист (экономист-бухгалтер), работает в ООО «ФЕНИСТ» с момента окончания ФГОУ ВПО «ВолГУ» по специальности «Экономика предприятия».

За время работы в фирме проявила себя как высококвалифицированный, ответственный работник, обладающий организаторскими способностями. Именно поэтому руководство ООО «ФЕНИСТ» очень довольно её работой, на должности, заведующей сектором по оплате и стимулирования труда и видит её как перспективного менеджера.

Сама же Рябцева не хочет останавливаться на достигнутых результатах, так как полна сил и творческих идей, к тому же она предпочитает быть ведущей, а не ведомой.

Ситуация 3

Сурикова В.В. многодетная мать. Однако считает, что роль домохозяйки ей не подходит. Поэтому всю свою сознательную жизнь она работала, стремилась стать высококвалифицированным и высокооплачиваемым специалистом по своей профессии. И это ей удалось.

За последние два года назад её дважды повышали в должности, что существенно повысило уровень её материальной обеспеченности.

Ситуация 3

Иванов И.И. работает ведущим специалистом в отделе маркетинга фирмы ООО «Лангуст» уже 17 лет. Неоднократно ему предлагали повышение в должности, так как он является непревзойденным специалистом; пользуется уважением администрации, которая неоднократно обращается к нему за советом, считая его авторитетным сотрудником, имеющим богатый опыт работы.

Вопросы по теме:

1.Сформулируйте определения понятий «карьера» и «профессиональная карьера».

2.В каких направлениях профессиональная карьера реализуется внутри организации?

3.Какова главная задача управления карьерой?

4.Какие виды карьеры Вы знаете? Охарактеризуйте их.

5.Какие модели карьеры реализуются в организации? Охарактеризуйте их.

6.Назовите и охарактеризуйте виды мотивов карьерного роста.

7.Перечислите и охарактеризуйте основные этапы профессиональной карьеры в организации.

Тема 7. Аттестация персонала

Задание 1.Контрольный тест.

Вариант 1

1. Аттестация персонала – это:

а) кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие уровня, качества и потенциал работника требованиям, выполняемой работы;

б)кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие уровня заработной платы, количество и размеры поощрений работника его должностному статусу;

в)кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие уровня труда, заработной платы и стимулирования работника его потребностям;

г)кадровые мероприятия, которые призваны оценить степень свободы, демократичности и гражданского сознания работника конституции РФ;

2. Оптимальная периодичность проведения аттестации:

а)ежегодное проведение аттестации

б)не чаще, чем один раз в 7 лет

в) не чаще, чем один раз в три года

г)ежеквартально

3. Аттестация имеет большое значение и тот факт, что она способствует повышению эффективности системы стимулирования труда за счет объективной увязки реального вклада работника с его материальным вознаграждением – это:

а) социально-экономическое значение аттестации

б)организационно-производственное значение

в)социально-психологическое значение

г)организационно-административное значение

4. Аттестация имеет большое значение и тот факт, что она дает информацию о качестве укомплектованности кадрами различных подразделений, позволяет определить степень эффективности программ развития персонала, мотивирует сотрудников к участию в этих программах – это:

а)социально-экономическое значение аттестации

б)организационно-производственное значение

в) организационно-административное значение

г)организационно-экономическое значение

5. Аттестация имеет большое значение и тот факт, что в ходе ее удовлетворяется базовая потребность работников в объективной оценке их деятельности, признании их специфических достижений – это:

а)социально-экономическое значение аттестации

б)организационно-производственное значение

в) социально-психологическое значение

г)организационно-административное значение

Вариант 2

1. Принцип аттестации, который указывает на то, что ее прохождение должно быть обязательным для всех категорий работников, кроме тех, кто не подлежит аттестации – именуется:

а)гласность

б)комплексность

в) всеобщность

г)объективность

2. Принцип аттестации, который указывает на то, что должна оцениваться вся совокупность важнейших факторов, определяющих эффективность деятельности на данном конкретном рабочем месте – именуется:

а) комплексность

б)дифференциация оценок

в)системность

г)всеобщность

3. Принцип, который указывает на то, что стандарты результативности труда, используемые для оценки труда, должны быть заранее известны работникам – именуется:

а) гласность

б)дифференциация оценок

в)всеобщность

г)объективность

4. Принцип аттестации, который указывает на то, что аттестация должна проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, за исключением внеочередных аттестаций – именуется:

а) комплексность

б) систематичность

в)всеобщность

г)объективность

5. Аттестация выступает – гарантом:

а)демократии для работников фирмы

б) социальной справедливости для работников

в)занятости для работников

г)социальной ответственности работников

Вопросы по теме:

1.Сформулируйте определение понятия «аттестация персонала».

2.В чем состоит значение аттестации персонала?

3.На каких принципах должны выстраиваться аттестационные мероприятия?

4.Назовите и охарактеризуйте основные этапы аттестации персонала?.

5.Перечислите документы, регламентирующие процесс аттестации персонала.

6.Каковы цели беседы с работником по результатам аттестации?

7.Перечислите общие правила проведения беседы с работником по результатам аттестации.

Наши рекомендации