Условия уравновешенности механизма
Условия уравновешенности механизмов в общем виде можно охарактеризовать уравнениями
,
,
где и – главный вектор сил и главный момент сил давления станины механизма на фундамент, опору; и – главный вектор сил и главный момент всех других сил, внешних по отношению к механизму; и – главный вектор сил инерции и главный момент сил инерции звеньев механизма.
С достаточной для практики точностью часто ограничиваются условиями
, (11)
.
Этого можно достичь установкой противовесов на подвижных звеньях, рациональным размещением центров масс звеньев механизма при его проектировании.
Статическое уравновешивание плоского механизма с помощью противовесов
Часто ограничиваются лишь статическим уравновешиванием механизма и его звеньев, т.е. выполнением условия (11) . Это условие соответствует постоянству положения центров масс звеньев относительно стойки (т.е. центр их масс должен быть неподвижен). Так как , , то необходимо обеспечить условие , т.е. ускорение центра тяжести должно отсутствовать.
Рассмотрим последовательность статического уравновешивания на примере четырёхшарнирного механизма (рис. 6.4, а). Заменяем массы звеньев 1, 2, 3 сосредоточенными массами в точках A, B, C, D, причём в силу неподвижности точек A и D, массы, сосредоточенные в этих точках, можно не учитывать.
Рис. 6.4
Приведённые массы в точках В и С равны:
;
.
Так как заменяющие массы и совершают вращательное движение, то для уравновешивания сил инерции необходимы противовесы с массами и , определяемыми из условий (рис. 6.4, б):
; ,
где, задавая длины противовесов, можно получить их массы и наоборот.
Рассмотрим моментное уравновешивание на примере четырёхшарнирного механизма. Его приближённое моментное уравновешивание можно осуществить после статического уравновешивания, введя в схему механизма два одинаковых дополнительных противовеса (рис. 6.5), соединённых с зубчатыми колёсами “a” и “b”. Колесо “a” жёстко связано с кривошипом 1 и вращается с угловой скоростью , а равное ему колесо “b” вращается с той же угловой скоростью , но угловые координаты противовесов отличаются на 1800, поэтому момент пары сил инерции от противовесов равен . Подбирая положение точки E, можно обеспечить направление , противоположное направлению , а массу противовесов определяют из условия .
Рис.6.5
Уравновешивание роторов при проектировании
Статическое уравновешивание при проектировании
При проектировании статически уравновешивают детали, имеющие небольшие осевые размеры и конструктивно неуравновешенные, например, дисковые кулачки (рис. 6.6)
Когда кулачок неподвижен , реакция в опоре .При вращении кулачка, реакция в опоре равна векторной сумме сил тяжести и центробежной силы инерции
Рис.6.6
При проектировании детали типа кулачка уравновешиваются так: в деталь с центром на оси вращения вписывается окружность, подсчитываются площади ограниченные контуром кулачка и расположенные вне или внутри окружности, определяется массы и центры масс неуравновешенных частей кулачка, находится эксцентриситет центра масс кулачка по величине и направлению и определяется его дисбаланс с помощью корректирующей массы , размещаемой на эксцентриситете , создается дисбаланс равный по величине и противоположный по направлению .