V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 139.
– Начертите схему, она поможет решить задачу.
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Сколько кг картофеля всего осталось?
2) Сколько кг картофеля взяли всего?
3) Сколько кг картофеля взяли из каждого хранилища?
22000 : 2 = 11000 (кг)
4) Сколько кг картофеля было в первом хранилище?
32500 + 11000 = 43500 (кг)
5) Сколько кг картофеля было во втором хранилище?
45390 + 11000 = 56390 (кг)
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 45390 – 32500 б) 56390 – 43500
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 140.
– Проанализируйте выражения каждого столбика. (Делители во всех выражениях одинаковы, деление везде выполняется с остатком, в каждом следующем выражении делимое увеличивается на одно и то же число, а значение частного увеличивается на 1.)
– Выполните деление.
– Какую закономерность вы заметили? (Закономерность нарушается, когда делитель и остаток одинаковы. В этом случае деление выполняется без остатка, а значение частного увеличивается на 2 единицы.)
8 : 7 = 1 (ост. 1)
16 : 7 = 2 (ост. 2)
24 : 7 = 3 (ост. 3)
32 : 7 = 4 (ост. 4)
40 : 7 = 5 (ост. 5)
48 : 7 = 6 (ост. 6)
56 : 7 = 8
VI. Итог урока.
Домашнее задание:тетрадь с печатной основой № 1 (задание № 71).
У р о к 33.
СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ НА 10, 100, 1000
Цели:рассмотреть случаи деления с остатком на 10, 100, 1000; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать умение сравнивать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. На доске записаны числа , , .
а) К сумме первых двух прибавьте 9.
б) Сумму двух первых чисел умножьте на третье.
в) Из суммы второго и третьего чисел отнимите первое число.
г) Произведение первого и третьего чисел разделите на второе.
д) Произведение первого и второго чисел разделите на третье.
2. Назовите частное и остаток:
а) 600 : 400 500 : 300 800 : 300 900 : 200 1000 : 800 900 : 800 | б) 65 : 30 250 : 80 630 : 80 750 : 90 550 : 50 630 : 200 |
3. Выполните действия:
64 · 10 70 · 10 100 · 100 100 : 100 | 5000 : 5 16000 : 1000 3001 : 3001 1000 : 10 | 100 · 100 · 10 3000 · 1 · 3000 1 : 1 + 0 · 0 1 · 0 – 0 : 1 |
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. Рассмотрите запись н а д о с к е:
o : 10 o : 100 o : 1000
– Как разделить число на 10, на 100, на 1000?
– Догадайтесь, как нужно рассуждать, выполняя деление:
65 : 10 365 : 100 5365 : 1000
Учащиеся высказывают свои предположения.
– Сравните наши рассуждения с рассуждениями Миши и Маши (с. 54учебника). Задание № 142.
В ы в о д: когда мы делим на 10, то узнаем, сколько в числе десятков, при делении на 100 – сколько в числе сотен, а при делении на 1000 – сколько в числе тысяч.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 142.
Задание № 120 (а) выполняется коллективно на доске с объяснением. Задание № 120 (б, в) – самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 143).
– Проанализируйте, по какому правилу составлены столбики выражений.
– Какой столбик лишний? (Столбик д.)
– Почему данный столбик не соответствует правилу? (Остаток должен быть меньше делителя.)
– Исправьте числа так, чтобы столбик д) соответствовал правилу.
17 · 4 = 68
68 : 17 = 4
17 · 4 + 3 = 71 ост. 3
71 : 17 = 4 (ост. 3) 3 < 4 и 3 < 17
71 : 4 = 17 (ост. 3)
– Составьте по тому же правилу столбики из выражений: и .
Ф и з к у л ь т м и н у т к а