Особенности бустерной системы управления
С ростом скоростей полета увеличиваются усилия, потребные для отклонения рулевых поверхностей. Пилот, летящий на самолете с непосредственным, неавтоматическим управлением, замечает это по значительному возрастанию усилий, требуемых для отклонения командных рычагов.
В таких случаях в систему управления включают гидроусилители (бустеры), представляющие собой гидравлическую следящую систему. Гидроусилитель состоит из исполнительного механизма – силового цилиндра двойного действия и распределительного, следящего механизма, чаще всего золотникового типа(рис. 7.7). Отклоняя командные рычаги, пилот воздействует на связанный с ними проводкой управления золотник, для отклонения которого требуются незначительные усилия.
Золотник распределяет поток жидкости, подаваемой под большим давлением, направляя его в ту или иную полость силового цилиндра. Исполнительный шток силового цилиндра отклоняет рулевую поверхность.
Рис. 7.7. Необратимая схема включения гидроусилителя:
1 – командный рычаг; 2, 7 – тяги; 3 – загрузочная пружина; 4 – золотник гидроусилителя; 5 – силовой цилиндр; 6 – шток гидроусилителя; 8 – рулевая поверхность
Если гидроусилитель включен по необратимой схеме, то пилот, управляя рулевыми поверхностями, перемещает только золотник гидроусилителя, что не требует сколько-нибудь значительных усилий. Это лишает пилота определенной информации о режиме полета по усилиям на рычаге управления. Кроме того, свободно перемещая командные рычаги, пилот может, особенно на больших скоростях полета, отклонить рулевые поверхности так, что возникнут недопустимые перегрузки. Поэтому в проводку управления включают специальные загрузочные механизмы для имитации усилий на командных рычагах, возрастающих по мере увеличения угла отклонения руля и при увеличении скорости полета.
Гидроусилители, гидравлическое питание которых обеспечивается из гидравлической системы самолёта, называются рулевыми приводами.
Гидроусилители, имеющие собственный гидробак и насосную станцию, называются автономными рулевыми машинками. Применение таких гидроусилителей повышает безопасность полётов. Загрузочные устройства в простейшем случае представляют собой пружину, сжимаемую пилотом при отклонении командного рычага. В более сложных загрузочных устройствах величина усилий, действующих на командные рычаги при их отклонении, изменяется в зависимости от скорости полета. Принципиально это достигается установкой механизма, автоматически изменяющего величину плеча качалки загрузочного механизма в зависимости от высоты и скорости полета самолета. С повышением скорости полета плечо увеличивается, при этом возрастает и загрузка командного рычага (рис. 7.9).
Рис. 7.9. Схема включения и работы автомата загрузки ручки пилота и механизма триммерного эффекта.
К загрузочному устройству обычно присоединяется так называемый механизм триммерного эффекта. При включении этого механизма по команде пилота снимается усилие, действующее на командный рычаг при его отклонении, путем разгрузки пружины. Это особенно необходимо при длительном полете. Получаемый при этом эффект равноценен действию триммера на рулевой поверхности при непосредственном ее отклонении.
На некоторых самолётах при отказах гидроусилителей возможен переход на безбустерное управление.