К основным видам движений С.Л. Рубинштейн (1989) относит следующие:
1) движения позы - движения мышечного аппарата, обеспечивающие поддержание и изменение позы тела путем тонической напряженности мышц;
2) локомоции — движения, связанные с передвижением тела в пространстве, особенности которых выражаются в походке, осанке, и т.д.;
3) мимика и пантомимика - выразительные движения лица, рук, всего тела как непосредственное проявление эмоций;
4) семантические движения - движения, перерастающие непосредственные выразительные движения и выступающие как носители определенного значения, часто встречающиеся в жизни (утвердительный или отрицательный жест головой, поклон, рукопожатие, аплодирование и т.д.);
5) речь как моторная функция в ее динамическом аспекте, ее ритмике, интонации, ударениях, усилении и др., отражающих мысли и чувства говорящего и воздействующих на слушателя;
6) рабочие движения - различные движения в разных видах трудовых операций и производственной деятельности, включая и тонкие движения пальцев рук музыканта, машинистки и т.д., а также движения пишущей руки. От точности, быстроты, координированности рабочих движений, их ловкости зависит эффективность выполняемой человеком работы (выделено автором - С.Р.).
Движения, как известно, в своих проявлениях обладают рядом качеств, свойств, которыми определяются их пространственно-временные и другие параметры, выступающие в качестве их внешних характеристик.
С.Л. Рубинштейн, придерживаясь классификации психомоторных функций А.А. Толчинского, выделяет следующие основные свойства движений:
1) скорость (быстрота прохождения траектории);
2) сила
3) темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);
4) ритм (временной, пространственный и силовой);
5) координированность;
6) точность и меткость;
7) пластичность и ловкость (1989; С.22; выделено нами - В.Д.).
Поскольку движения, как было уже отмечено, служат для выражения действий, которыми в свою очередь определяется двигательное поведение, то свойства движений "могут быть ... поняты, лишь исходя из этих действий" (С Л Рубинштейн, 1989; С 20) и, как можно еще добавить, из внешнего психомоторного поведения человека в целом.
Сенсомоторика. Сенсомоторные реакции в структуре психомоторной
Деятельности
В сфере психомоторики человека, по мнению К.К. Платонова (1977), в качестве важнейшей ее подструктуры являются не только сложнокоординированные и многопараметрические движения, в которых в единстве представлены их пространственные, временные, силовые и другие характеристики, т.е. те основные свойства, которые были перечислены нами выше. В понятие психомоторики К. К. Платонов вводит также выделяемые им многообразные виды сенсомоторных реакций (сенсомоторика) и идеомоторные процессы (идеомоторика) суть которых в литературе раскрывается следующим образом
В предметной деятельности ребенка (в процессе игры, самообслуживания и т д.), в трудовых процессах и любой другой деятельности взрослого разнообразные движения и действия связаны с восприятиями разной модальности (зрительной, слуховой, тактильной и др.), в ответ на которые они (движения и действия), собственно, и совершаются и которыми контролируются, уточняются и корректируются. Двигательное действие человека представляет, таким образом, по определению С. Л. Рубинштейна, сенсомоторное единство, в котором, указывал он, "между моторикой и сенсорикой связь не линейная, а кольцевая, так что не существует такой реально отделимой части этого сенсомоторного единена, которое было бы только моторным образованием, не включающим сенсорных компонентов" (1989; С.24). При этом, отмечает он, действия человека афферентируются "не элементарными сенсорными сигналами, а гнозисом, сложным познавательным синтезом" (там же).
Все ощущения, восприятия, возникающие при воздействии на анализаторы разномодальных раздражителей, афферентирующие и определяющие ответные действия, К.К. Платонов (1977) называет "сенсорным полем", а все то, на что человек действует своими движениями, - " моторным полем" Взаимодействие этих полей, указывает он, и составляет основу сенсомоторных процессов, т.е. "сенсомоторики"
Связь восприятия и ответного движения может осуществляться в различных формах сенсомоторных процессов, в которых, как отмечает К.К Платонов, различают четыре психических акта:
1) сенсорный момент реакции - процесс восприятия,
2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда с различением, узнаванием, оценкой и выбором,
3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения;
4) сенсорные коррекции движения (обратная связь)" (К.К. Платонов, 1977; С.64).
На наличие первых трех моментов во всякой реакции (от самой примитивной ее формы у простейших организмов до самой сложной формы сознательного поступка человека) указывал еще Л.С. Выготский, который, в частности, писал: "Эти три момента -сенсорный, центральный и моторный, или восприятие раздражения, переработка его и ответное действие, - необходимо присутствуют во всяком акте реакции" (Л.С.Выготский, ]991;С.48). Однако, замечает он, не всегда все три момента реакции бывают вполне очевидны; чаще бывает дан в открытой форме только третий момент - само ответное действие организма, когда в качестве раздражителя могут выступать собственно его внутренние, невидимые процессы или центральный момент принимает такие ускоренные формы, что кажется тоже отсутствующим, наконец, когда ответное действие бывает отставлено во времени или запаздывает по отношению к действию раздражителя. Кроме того, отмечает в этой связи Л.С. Выготский, сами реакции могут вступать между собой в такие сложные отношения, что простым наблюдением оказывается совершенно невозможно "расчленить поведение на отдельные реакции и указать все три момента каждой из них. .. с наибольшей ясностью эти три момента выступают в простейших реакциях. В сложных формах человеческого поведения они принимают все более и более скрытые, неявные формы, и часто нужен очень сложный анализ для того, чтобы обнаружить природу реакции. Однако и в самых сложных формах человеческое поведение строится по типу и по модели такой же точно реакции, что и в простейших формах у растений и одноклеточных организмов." (Л.С. Выготский, 1991; С.49-50).
В зависимости от сложности центрального момента реакции различают простые и сложные сенсомоторные реакции. Простая сенсо-моторная реакция, по определению К.К. Платонова, "есть возможно более быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но заранее известный сигнал" (1977; С.64; выделено автором - К.П.). К таким реакциям относят и ответные движения на зрительные, слуховые и другие раздражители, появляющиеся в онтогенезе ребенка уже в первые месяцы жизни. Все другие сенсомоторные реакции, в которых центральный момент связан с необходимостью выполнения движения как реакции различения, выбора, переключения и др., по мнению К.К. Платонова, относятся к сложным.
Непременными элементами психологической структуры сложных сенсомоторных реакций являются внимание, память, мышление (хотя бы в его простейших формах), эмоции, волевые усилия, уровень развития которых, как надо понимать, будет влиять на успешность протекания таких реакций.
Если простые сенсомоторные реакции характеризуются временным показателем (скоростью протекания), то сложные сенсомоторные реакции, как отмечает К.К. Платонов, имеют еще и другой показатель — точность, которая всегда зависит от неоднократного повторения одних и тех же реакций (упражнения, тренировка).