Компоненты трудовой деятельности.
1) Планирование и контроль (умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте).
2) Оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы.
3) Мотивы, побуждающие детей к труду:
Ø интерес к процессу действий;
Ø интерес к будущему результату;
Ø интерес к овладению новыми навыками;
Ø соучастие в труде совместно с взрослыми;
Ø осознание своих обязанностей;
Ø осознание смысла, общественной важности труда. Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем выше ее воспитательный потенциал.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОО, их достижениях и интересах.
2. Собеседование с ребенком в присутствии родителей. Проводиться с целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребенка.
3. Совместные досуги и мероприятия на основе сотрудничества, деятельности родителей и педагогов.
4. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками.
5. Открытые мероприятия с детьми для родителей.
6. Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей детей.
7. Методическое обеспечение образовательной области
8. «Познавательное развитие»
Перечень литературы и пособий | - «Математика в детском саду» средний дошкольный возраст. В.П. Новикова - «Занятия по формированию элементарных математических представлений» Помораева И.А. Позина В.А. - «Юный эколог» Программа экологического воспитания дошкольников. С.Н. Николаева - Региональная программа дошкольного образования Р.К. Шаехова «Сөенеч». |
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель:Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
1) Овладение речью как средством общения и культуры.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Знакомство с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям татарского, русского и других народов, проживающих в РТ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.
6) Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.
7) Обучение двум государственным языкам (русскому и татарскому).
8) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Принципы развития речи.
1) Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2) Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
3) Принцип развития языкового чутья.
4) Принцип формирования элементарного сознания явлений языка.
5) Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6) Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7) Принцип обогащения активной языковой практик
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ.
1) Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания,
с ситуацией, в которой происходит общение.
2) Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3) Формирование грамматического строя:
4) Развитие связной речи:
5) Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
6) Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи.
1) Наглядные:
Ø непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
Ø опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин,
Ø Словесные:
Ø общая беседа;
Ø рассказывание.
2) Практические:
Ø дидактические игры;
Ø игры-драматизации, инсценировки,
Ø дидактические упражнения, хороводные игры.
Средства развития речи:
1) Общение взрослых и детей.
2) Культурная языковая среде.
3) Обучение родной речи в организованной деятельности.
4) Художественная литература.
5) Изобразительное искусство, музыка, театр.
6) Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.
Формы работы с детьми по образовательной области «Речевоеразвитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми (3-5 лет). | |
Совместная деятельность | -эмоционально-практическое взаимодействие ( игры с предметами и сюжетными игрушками), обучающие игры с использованием предметов и игрушек; - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм , - с/р игра, игра драматизация; - работа в книжном уголке, чтение рассматривание иллюстраций, хороводные игры, пальчиковые игры |
Режимные моменты | -речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение); - хороводные игры, пальчиковые игры, тематические досуги |
Самостоятельная деятельность | -содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек), совместная предметная и продуктивная деятельность детей; - игра-драматизация с использованием разных видов театров, игры в парах и совместные игры коллективный монолог) |
Развитие всех компонентов устной речи (3-5 лет) | |
Совместная деятельность | - артикуляционная гимнастика, дидактические игры, настольно-печатные игры, разучивание стихотворений, пересказ работа в книжном уголке, разучивание чистоговорок, скороговорок, обучение пересказу по серии сюжетных картинок |
Режимные моменты | -называние, повторение, слушание, речевые дидактические игры, наблюдение, чтение, беседа, разучивание стихов |
Самостоятельная деятельность | - совместная продуктивная и игровая деятельность детей, словотворчество |
Формирование интереса и потребности в чтении (3-5 лет) | |
Совместная деятельность | - подбор иллюстраций, чтение литературы, подвижные игры, физкультурные досуги, заучивание, рассказ, обучение, экскурсии, объяснения |
Режимные моменты | - физкультминутки, прогулка, прием пищи, беседа, рассказ, чтение, дидактические игры, настольно-печатные игры, игры-драматизации |
Самостоятельная деятельность | - игры, дидактические игры, театр, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, настольно-печатные игры, театр, беседы |
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Информирование родителей о содержании деятельности ДОО по развитию речи, их достижениях и интересах,
2. Собеседование с ребенком в присутствии родителей. Проводятся с целью определения речевого развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможности ребенка.
3. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется речевое развитие ребенка, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск пути преодоления.
4. Совместные досуги, праздники на основе взаимодействия родителей и детей.
5. Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы.
6. Создание в группе тематических выставок при участии родителей с целью расширения кругозора и обогащению словаря дошкольников.
7. Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии).
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Перечень литературы и пособий | - Региональная программа дошкольного образования «Сөенеч»., Р.К. Шаехова. - На поляне детства. Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. К.В. Закирова - Раз словечко, два-словечко, Р,К. Шаехова - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева - Развитие речи ( средний возраст) З.Г. Затуллина - «Развитие речи» в средней группе детского сада Гербова В.В. - Полная хрестоматия для дошкольников. С.Д. Томилова |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
5) Развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в республике Татарстан, родного города.
Задачи художественно-эстетического развития:
1) Эстетическое восприятие мира природы:
Ø Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.
Ø Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.
Ø Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.
Ø Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.
2) Эстетическое восприятие социального мира:
Ø Дать детям представление о том, что все люди трудятся.
Ø Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.
Ø Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.
Ø Формировать интерес к окружающим предметам.
Ø Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.
Ø Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.
3) Художественное восприятие произведений искусства:
Ø Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.
Ø Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.
Ø Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.
Ø Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.
Ø Дать элементарные представления об архитектуре.
Ø Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.
Ø Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.
4) Художественно-изобразительная деятельность:
Ø Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.
Ø Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.
Ø Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.
Ø Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.
Ø Развивать воображение, творческие способности.
Ø Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).
Ø Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.
Музыкальное развитие.
Основные цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
1) Развитие музыкально-художественной деятельности.
2) Приобщение к музыкальному искусству.
3) Развитие воображения и творческой активности.
Направления образовательной работы:
1) Слушание.
2) Пение.
3) Музыкально-ритмические движения.
4) Развитие детского творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального).
Методы музыкального развития:
1) Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений.
2) Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах.
3) Словесно-слуховой: пение.
4) Слуховой: слушание музыки.
5) Игровой: музыкальные игры.
6) Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.
Формы работы с детьми по ОО
«Художественно-эстетическое развитие»
Развитие продуктивной деятельности 3-5 лет | |
Режимные моменты | - интегрированная детская деятельность, игра, игровое упражнение, проблемная ситуация, индивидуальная работа с детьми. |
Самостоятельная деятельность | - самостоятельная художественная деятельность, игра, проблемная ситуация, игры со строительным материалом, постройки для сюжетных игр. |
Развитие детского творчества | - выставка детских работ, конкурсы, интегрированные занятия. |
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству детей 3-5 лет | |
Совместная деятельность | - занятия, праздники, развлечения, музыка в повседневной жизни, театрализованная деятельность, слушание музыкальных сказок, просмотр мультфильмов, игры, хороводы, рассматривание портретов композиторов, празднование дней рождения |
Режимные моменты | - использование музыки: на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, во время умывания, в продуктивных видах деятельности, во время прогулки ( в теплое время), в сюжетно-ролевых играх, перед дневным сном, при побуждении. |
Самостоятельная деятельность | - экспериментирование со звуками, используя музыкальные и шумовые инструменты, игры в «праздники», «концерт», стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии, импровизация танцевальных движений в образах животных, концерты-импровизации, игра на шумовых музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры. |
Самостоятельная деятельность | - музыкально-дидактические игры, игры драматизации, аккомпонимент в пении, танце, подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности |
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно- эстетических представлений детей.
2. Организация и проведение конкурсов, выставок детского творчества.
3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
4. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребенка.
5. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта.
6. Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
Методическое обеспечение образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Перечень литературы и пособий | - Занятия по изобразительной деятельности в средней группе. Т.С. Комарова - Конструирование и художественный труд в детском саду. Л.В. Куцакова - Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет. И.А. Бондаренко - Лепка. Аппликация. Рисование для детей среднего возраста Н.В. Колдина - Изобразительная деятельность в детском саду Швайко -Танцуй веселей. З.Г.Ибрагимова |