Урок 4 2. площадь прямоугольника
Цели:познакомить с формулой площади прямоугольника; ткреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать самостоятельно и в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся вычислять площадь прямоугольника по формуле; решать задачи изученных видов; пользоваться таблицей умножения и деления; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности; слушать других и принимать иную точку зрения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточки с заданиями.)
- Начерти две фигуры, которые имеют такую же площадь, но другую форму.
— Составь задачу, используя данные таблицы, и реши ее.
Количество детей в одной группе | Количество групп | Общее количество детей |
? (одинаковое) | 63 чел. | |
? |
Математический диктант
(Один ученик работает на откидной доске.)
1. Делимое 49, делитель 7. Найдите частное. (7.)
2. Умножьте 6 на 4. (24.)
3. Сколько раз по 6 содержится в числе 30? (5.)
4. Во сколько раз 32 больше 4? (В 8.)
5. Какое число меньше 18 в 6 раз? (3.) (Проверка. Самооценка.)
3. Устный счет Игра «Не ошибись»
(Учитель показывает число 7 (5, 3) и называет числа, которые есть в ответах таблицы умножения с указанным числом. Если ответ назван правильно, учащиеся показывают зеленую карточку, если нет — красную. Далее учитель показывает числа (24, 36 и т. д.), учащиеся называют произведения с таким ответом.)
III. Самоопределение к деятельности
— В каких единицах измеряется площадь фигур? (В квадратных сантиметрах.)
— Что такое квадратный сантиметр? (Квадрат со стороной 1 см.)
— Что значит «найти площадь»? (Узнать, сколько раз в фигуре помещается квадрат со стороной 1 см.)
(У каждого ученика на парте лежит квадрат со стороной 1 см2.)
— Измерьте квадратным сантиметром площадь учебника.
— Измерьте квадратным сантиметром площадь стола.
— Удобно ли вам было измерять? Почему?
— Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать более удобный способ нахождения площади прямоугольных предметов.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Рассмотрите прямоугольник на полях на с. 60. Чему равна его длина? (4см.)
По длине в одном ряду укладывается 4 квадрата со стороной 1 см. Сколько таких рядов? (3.) Можно записать произведение: 4-3 = 12 (см2).
- Что такое 4 см? (Длина.)
- Что такое 3 см? (Ширина.)
- Как мы нашли площадь? (Длину умножили на ширину.)
№ 1 (с. 60).
- Как найти площадь прямоугольника КМОА? (6-2= 12(см2).)
- Найдите площадь прямоугольника DCNL. (2 . 3 = 6(см2).)
- Сделайте вывод: как найти площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину или ширину умножить на длину.)
- Прочитайте правило в рамке.
- Правильный ли вывод вы сделали?
№3(с.61).
- Как найти площадь прямоугольника? (Учащиеся еще раз проговаривают правило.)
- Чему равна длина прямоугольника? (9 см.)
- Чему равна ширина прямоугольника? (2 см.)
- Найдите площадь прямоугольника. (9 .2 = 18 (см2).)
- Какие еще прямоугольники имеют такую же площадь? (Со сторонами 1 см и 18см, З см и 6см.)
№4 (с. 61).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Как находили площадь квадрата? (Сторону умножали саму на себя, так как у квадрата все стороны равны.)
V. Физкультминутка
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до носочков.
Раз цветок, два цветок,
А потом сплетем венок.
(Наклоны вперед сначала к правой ноге, потом к левой.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику№6 (с. 61).
- Что принимаем за единицу в этой задаче? (Массу одной банки.)
- Заполните таблицу.
Масса одной банки | Количество банок | Общая масса банок |
? (одинаковая) | 4 шт. | 20 кг |
?шт. | 30 кг |
Запишите решение и ответ задачи самостоятельно
(Проверка с объяснением.)
Решение:
1) 20 : 4 = 5 (кг) — в одной банке;
2) 30 : 5 = 6 (б.).
Ответ: потребуется 6 банок.
№ 7 (с. 61).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу. Самооценка.)
Расход ткани на 1 халат | Количество халатов | Общий расход ткани |
? (одинаковый) | 8 шт. | 24 м |
? | 15м |
Решение:
1) 24 : 8 = 3 (м) — на один халат;
2) 15 : 3 = 5 (х.).
Ответ: из 15 м ситца можно сшить 5 халатов.
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 61). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Чему равна площадь прямоугольника? (30см2.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Как найти площадь прямоугольника?
— Что такое квадратный сантиметр?
Домашнее задание
Учебник: №5, 9 (с. 61).
Урок 43. Таблица умножения и деления с числом 8
Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 8 и работать над ее запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать самостоятельно и в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления и пользоваться ею; решать задачи изученных видов; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности; слушать других и принимать иную точку зрения.
Ход урока
I Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Кто быстрее»
(Учащиеся решают цепочки примеров. Ученик, решивший быстрее других, выходит к доске и записывает ответ.)
Ответы: 18, 6, 15. Игра «Не ошибись»
(Учитель показывает карточку с числом 6 (5) и называет числа: 12, 15, 34, 36, 42, 45, 56, 64. Если такой ответ есть в таблице умножения с указанным числом, учащиеся показывают зеленую карточку, если нет - красную.)
Геометрический материал
— Чему равна площадь квадрата со стороной 6 см? (36см2.)
— Прямоугольник с какими сторонами имеет такую же площадь? (1 см и 36 см, 4см и 9см, З см и 12см.)