Решение линейных и квадратных неравенств.
1º. Решить неравенство с одной переменной – значит найти множество значений переменной, при которых это неравенство является верным. Элементы этого множества называются решениями неравенства.
Два неравенства, содержащие одну и ту же переменную, называются равносильными, если множества решений этих неравенств совпадают. Равносильность неравенств обозначается так: .
2º. Линейным неравенством называется неравенство вида , где .
Если a > 0, то .
Если a < 0, то .
Пример 9. Решить неравенство, сводящееся к линейному:
.
Решение: Раскрыв скобки, получим:
.
Ответ:
3º. Квадратным неравенством называется неравенство вида (или ), где а ≠ 0.
При решении квадратного неравенства в зависимости от знака дискриминанта могут представиться 3 варианта:
1) Если D < 0, то график квадратного трехчлена не пересекает ось Ох и лежит выше этой оси при a > 0 и ниже ее при a < 0. В первом случае множество решений неравенства есть вся числовая прямая, а во втором – пустое множество.
2) Если D > 0, то график квадратного трехчлена пересекает ось Ох в точках х1 и х2 (x1 < x2), являющихся корнями уравнения . Эти точки разбивают числовую прямую на три промежутка (-∞; x1), (x1; x2), (x2; +∞). Если a > 0, то решением неравенства является множество . Если a < 0, то решением неравенства является множество (x1; x2).
3) Если D = 0, то график квадратного трехчлена касается оси Ох в точке х1, являющейся единственным корнем уравнения . При a < 0 решением неравенства будет пустое множество, при a > 0 – множество .
Пример 10. Решить неравенство .
Решение: Рассмотрим функцию . Графиком этой функции является парабола, ветви которой направлены вниз, так как a = -3 < 0.
Решим уравнение или . Корни этого уравнения . Изобразив схематически параболу , найдем, что y < 0 в каждом из промежутков (-∞; 1/3), (3; +∞).
Ответ: .
Метод интервалов.
1º. Если дискриминант квадратного трехчлена D > 0 или D = 0, то квадратное неравенство можно переписать в виде или , где x1 и x2 – корни квадратного трехчлена, и использовать для его решения метод интервалов.
2º. Для решения любых алгебраических уравнений
вида (1) или вида (2) , где x1, x2, …, xn – действительные числа, удовлетворяющие условию x1 < x2 < …< xn, а k1, k2, …, kn – натуральные числа, применим обобщенный метод интервалов.
Суть его состоит в следующем: на координатной оси отмечают числа x1, x2, …, xn, в промежутке справа от xn ставят знак +,
затем, двигаясь справа налево, при переходе через очередную точку xi меняют знак, если ki - нечетное число и сохраняют знак, если ki - четное число. Тогда множеством решений неравенства (1) будет объединение промежутков, в каждом из которых поставлен знак +, а множеством решений неравенства (2) будет объединение промежутков, в каждом из которых поставлен знак – .
Замечание. Обобщенный метод интервалов справедлив и для целых рациональных неравенств P(x) > 0 или Q(x) ≥ 0, и для дробно-рациональных неравенств или , причем последние равносильны неравенству и системе соответственно, где P(x), Q(x) – некоторые многочлены.
Пример 11. Решить неравенство .
Решение: Находим корни квадратного трехчлена :
Данное неравенство равносильно следующему неравенству: . Применяя метод интервалов к последнему неравенству, получим множество всех решений неравенства – отрезок [-2; 3].
Ответ: .
Пример 12. Решить неравенство .
Решение:
Находим корни числителя и знаменателя:
Указанная система равносильна следующей системе:
Нанесем найденные корни на числовую прямую. В интервалах справа налево расставим знаки плюс и минус.
Множеством всех решений данного неравенства является объединение промежутков, в которых поставлен знак минус.
Ответ: .
Дидактический материал.
Решите неравенства:
1. ; 2. ;
3. ; 4. .
Решите системы неравенств:
5. ; 6. .
Найдите целые решения системы неравенств:
7. ; 8. .
Решите неравенства:
9. ; 10. ; 11. ;
12. ; 13. ;
14. ; 15. ;
16. ; 17. ;
18. ; 19. ;
20. ; 21. ; 22. ;
23. ; 24. ;
25. ; 26. ;
27. ; 28. ; 29. ;
30. ; 31. ; 32. .
Тема №5.