Характерные черты эффективных лидеров.

Природа руководства привлекает внимание человека с незапамятных времен. Перво­начально научные исследования были ориентированы на выделение черт (физиче­ских, интеллектуальных или личностных), отличающих лидеров от менеджеров или удачливых руководителей от обычных. В ходе экспериментов изучалось множество случайных и психологических факторов, таких как уровни интеллекта, амбиций и агрессивности. Вниманием ученых не были обойдены и такие физические характери­стики, как рост, размер тела и его форма, личная привлекательность руководителей. Во многих корпорациях до сего дня используется так называемый личностный тест Майерса-Бригса, в основе которого лежат выводы психолога Карла Джанга, разде­ляющего менеджеров на четыре типа: экстравертов или интровертов; думающих или чувствующих; руководствующихся интуицией или осмысливающих; экспертов или ин­туитивистов. Дискуссии о личностных характеристиках истинных лидеров не утихают.

К наиболее значимым отличительным чертам современных руководителей приня­то относить наличие высоких целей, стремление к лидерству, честность и уверен­ность в себе. Желательно, чтобы менеджер был наделен также способностями к обу­чению (аналитическому), профессиональными знаниями, харизмой, творческими потенциями, гибкостью и сочувствием.

Однако наличие у индивида пусть даже всех этих черт отнюдь не гарантирует, что их обладатель является эффективным руководителем. Обычно лидерские каче­ства рассматриваются как индивидуальные способности или ресурсы, которые, воз­можно, будут развиты или использованы. Во многих из нас есть «семена» лидерских качеств, но лишь некоторые индивиды желают или имеют возможности «вырастить» их и «собрать плоды». Очевидно, что некоторые из таких черт могут быть «выращены» за относительно короткое время (уверенность в себе или профессиональные знания).

Во многих посвященных рассматриваемой нами проблеме научных трудах основное внимание уделяется анализу поведения лидеров. Сторонники данного подхода указы­вают, что эффективное руководство зависит не столько от личностных характерис­тик менеджера, сколько от адекватности ситуации его поведения, уровня квалифика­ции и предпринимаемых действий. Различие между концепцией отличительных черт и поведения, квалификацией и действиями подобно отличиям категорий потенциаль­ной и кинетической энергий в физике. Внимание сторонников первой привлекает прежде всего скрытый потенциал руководителей, второй – успешная практическая реализация их отличительных черт.

К наиболее значимым навыкам лидера обычно относят техничес­кие, человеческие и концептуальные.

Техническая квалификацияхарактери­зует знания и способности индивида в технологических или любых других процессах (бухгалтерский учет, конструирование и дизайн, журналистика или обработка ме­таллов). Техническая квалификация – отличительный фактор рабочего процесса на операционном и профессиональном уровнях, но по мере того как на менеджера возла­гается все большая, связанная с руководством ответственность, значение их техни­ческой квалификации уменьшается. Как руководители они все более зависят от уровня профессионализма подчиненных; более того, во многих случаях современные менеджеры имеют лишь самое приблизительное представление о техни­ческой стороне производственных процессов.

Умение работать с людьми– это навыки эффективного взаимодействия лидера с сотрудниками организации и другими людьми и создания рабочих команд. Каждый руководитель на любом из управленческих уров­ней обязан обладать такими навыками и умениями.

Концептуальные способности– это навыки и умения ведения анализа в терминах людей, структур и длительных взаимо­связей (долгосрочное планирование). Значение данной характеристики по мере про­движения менеджера по ступенькам иерархической лестницы постоянно возрастает. Реализация концептуальных способностей предполагает умение лидера мыслить в абстрактных категориях, работа с людьми – поддерживать отношения с индивидами, а техническая квалификация – понимать производственные процессы.

Наши рекомендации