Расчетно-практическая работа №3.

Тема: «Кинематика точки»

Цель задания.

1) Научиться определять параметры кинематического движения точки по заданному уравнению движения.

2) Научиться строить кинематические графики.

Время выполнения:8 часов.

Для выполнения задания необходимо знать:

Основной задачей кинематикиявляется изучение общих законов движе­ния материальных точек и твердых тел без учета причин, их вызывающих. Кинематика отвечает на вопрос: как движется тело.

Механическое движение — это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Любое механическое движение характеризуется следующими парамет­рами:

Траектория движения — это линия, вдоль которой движется тело. В за­висимости от траектории движение может быть прямолинейным и криволиней­ным.

Путь s — это расстояние, пройденное телом вдоль линии траектории (рис. 14).

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 14

Перемещение S— это направленный отрезок прямой, соединяющий на­чальное и конечное положение тела (см. рис. 14).

Скорость v — это величина, характеризующая быстроту изменения прой­денного пути за единицу времени: Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Касательное ускорениеаτ — это величина, которая характеризует быст­роту изменения величины скорости за единицу времени: Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 15.

Касательное ускорение всегда направлено по линии вектора скорости (рис. 15).

Нормальное ускорениеап — это величина, которая характеризует изме­нение направления вектора скорости:

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (5)

где r — радиус кривизны траектории. Полное ускорение Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Нормальное ускорение всегда направлено по радиусу к центру кривизны траектории (рис. 16).

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 15

Виды движения точки в зависимости от ускорения:

1) равномерное — это движение точки с постоянной по величине скоростью. Ха­рактеризуется следующими величинами:

v = s/t = const; s = vt; aτ=0; an = v2/r. (6)

Равномерное движение можно изобра­зить графически (рис. 16).

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 16

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 17

2) равнопеременное , равноускоренное, равнозамедленное — это движение точки с постоянным касательным ускорением. Характеризуется следующи­ми величинами (рис. 17):

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (7)

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru ; Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (8)

Методические рекомендации к выполнению задания.

1) Продифференцировать заданное уравнение движения, чтобы получить уравнение скорости

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (9)

2) Продифференцировать уравнение скорости, чтобы получить значение касательного ускорения:

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (10)

3) Составить свободную таблицу числовых значений S, υ, at при значениях времени t от 0 до 4 с.

4) Построить графики S, υ, at выбрав масштабы для изображения по осям ординат, а также одинаковой для всех графиков масштаб времени по оси абсцисс.

Пример выполнения задания.

Точка движется прямолинейно согласно уравнению S = 17t – 2t2 м. Построить графики расстояний, скорости и ускорения для первых пяти секунд движения.

1) Определим закон изменения скорости движения точки.

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (11)

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Υ = (17t-2t2)' = 17-4t, м/с (12)

2) Определим ускорение точки

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (13)

аt = (17 – 4t)' = -4 м/с2

Поскольку ускорение постоянное, т.е. at = const, следовательно движение точки является равнопеременным (равнозамедленным).

3) Составим свободную таблицу значений S, υ, at, для первых пяти секунд движения

Таблица 4

t, с
S=17t - 2t2, м
υ=17 - 4t, м/с -3
аt=-4 м/с2 от времени не зависит

4) Построим графики S, υ, at, выбрав масштаб.

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 15

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 16

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 17

Если условно принять ускорение свободного падения g ≈ 10 м/с2 и пренебречь сопротивлением воздуха, то можно сказать, что графики описывают движение материальной точки (камня, например), брошенного вертикально вверх со скоростью υ0 = 17 м/с.

Задание.

Построить графики пути, скорости и ускорения точки, движущейся прямолинейно согласно закону для первых пяти секунд движения. Данные из своего варианта взять из таблицы 4.

Таблица №4

Вариант Уравнение движения точки Вариант Уравнение движения точки
1. S= 20t-5t2 16. S= 16t-5t2
2. S= 20t-4t2 17. S= 16t-4t2
3. S= 20t-3t2 18. S= 16t-3t2
4. S= 20t-2t2 19. S= 16t-2t2
5. S= 19t-5t2 20. S= 15t-5t2
6. S= 19t-4t2 21. S= 15t-4t2
7. S= 19t-3t2 22. S= 15t-3t2
8. S= 19t-2t2 23. S= 15t-2t2
9. S= 18t-5t2 24. S= 14t-5t2
10. S= 18t-4t2 25. S= 14t-4t2
11. S= 18t-3t2 26. S= 14t-3t2
12. S= 18t-2t2 27. S= 14t-2t2
13. S= 17t-5t2 28. S= 13t-5t2
14. S= 17t-4t2 29. S= 13t-4t2
15. S= 17t-3t2 30. S= 13t-3t2


Методические указания по подготовке к контрольной работе №2

Раздел:Кинематика

Время выполнения:2 часа

Контрольная работа является одной из составляющих учебной деятельности студента по овладению знаниями по технической механике. К ее выполнению необходимо приступить только по­сле изучения тем дисциплины.

Целью контрольной работы является определения качества усвоения лекционного материала и части дисциплины, предназначенной для самостоятельного изучения.

Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы:

3) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

4) выработка навыков самостоятельной работы

Контрольные выполняются студентами в аудитории, под наблюдением преподавателя. Тема контрольной работы известна и проводится она по сравнительно недавно изученному материалу.

По содержанию работа включает теоретический материал, задачи, тесты, расчеты. Выполнению контрольной работы предшествует инструктаж преподавателя.

Ключевым требованием при подготовке контрольной работе выступает творческий подход, умение обрабатывать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых рекомендаций и решений проблем, чётко и логично излагать свои мысли. Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций.

ДИНАМИКА

Практическая работа №4.

«Метод кинетостатики для материальной точки»

Цель:

1) Проверить степень усвоения темы «Метод кинетостатики для материальной точки.

2) Научиться решать задачи динамики, применяя принцип Даламбера (кинетостатики).

Время выполнения: 8 часов.

Для выполнения задания необходимо знать:

Механическая работа — это процесс перемещения тела под действием приложенной силы.

Работа при поступательном движении равна произведению силы на пе­ремещение и на косинус угла между ними (рис. 18):

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (14)

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 18.

Работа силы тяжестиравна произведению силы тяжести на высоту (рис. 19):

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (15)

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 19

Величина работы зависит от угла между направлением силы и перемеще­нием:

1) если α = 0° ( рис 20, a), W = FS

2) если α= 180° ( рис20, б), W = - FS

3) если α= 90° ( рис 20, в), W = 0.

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 20

Работа силы трения определяется по следующим формулам:

а) если тело движется горизонтально (рис. 21),

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (16)

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 21

Сила трения (величина, возникающая в ре­зультате взаимодействия двух трущихся поверхностей)­

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (17)

где R n — сила нормального давления ; f — коэффициент трения скольжения, величина которого зависит от свойств трущихся поверхностей.

б) если тело движется по наклонной плоскости (рис. 22),

W = - Fтр S = - mg cosα f S (18)

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (19)

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 22

Работа при вращательном движении (рис. 23) определяется по формуле

W = F S = F r φ, или W = М φ (20)

где

s = r φ,

M = M0 (F) = F r.

За единицу работы принимается 1 Дж: 1Дж =1Нм.

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Рисунок 23

Мощность при поступательном движении

Р = W /t = F S cosα/t = Fv cosα (21)

Если a = 0, то P=Fv.

Мощность при вращательном движении

P = W/t = M φ/t = M ω (22)

КПД машин и механизмов — это величина, которая показывает, какая часть от всей выполненной работы расходуется полезно:

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru (23)

где

Wnonл , Wзатр — полезная и затраченная работа;

Р пол , Р затр — полезная и затраченная мощность.

За единицу мощности принимается 1 Вт: 1 Вт = 1 Дж/с.

Методические указания к выполнению задания.

1) Составить расчетную схему согласно условию, записать, что дано и что требуется определить.

2) Расставить все активные, реактивные силы и силу инерции Fуб.

3) Приложить ось координат.

4) Составить уравнение равновесия, спроектировать все силы на ось.

5) Вычислить неизвестную величину Fуб из уравнения и определить скорость движения.

6) Написать ответ.

Пример решения задачи.

С какой скоростью мотоциклист должен проехать по выпуклому мосту, радиус кривизны которого равен 25 м, чтобы в самой верхней точке моста сила давления мотоцикла на мост была в три раза меньше его общей с мотоциклом силы тяжести?

Решение.

1)

Y
Х0
А
Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru
Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru
Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru
Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru
Составим расчетную схему, на которой покажем активную силу ( Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru ), реактивную силу Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru и силу инерции Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru .

Дано:

r = 25 м

R = Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru = Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru , Н

n = 3

_________________________

Определить: υ - ?

Рисунок 24.

2) Спроектируем все силы на ось Y:

ΣFiy = 0; Fуб + R – Fт = 0.

3) Поскольку необходимо определить скорость движения мотоциклиста, а она входит в формулу центральной силы следовательно выразим Fуб:

Fуб. = Fт - R

4) Выразим все величины через исходные данные для расчета

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

5) Сокращая на величину массы получаем:

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

6) Определим скорость движения:

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Расчетно-практическая работа №3. - student2.ru

Ответ: υ = 12,8 м/с

Задание.

С какой скоростью мотоциклист должен проехать по выпуклому мосту, радиус кривизны которого задан, чтобы в самой верхней точке моста сила давления мотоциклиста на мост была в n раз меньше (из таблицы) его общей с мотоциклистом силы тяжести. Данные своего варианта взять из таблицы 5.

Таблица №5

Вариант r, м n Вариант r, м n

Методические указания по подготовке к контрольной работе №2

Раздел: Динамика

Время выполнения:2 часа

Контрольная работа является одной из составляющих учебной деятельности студента по овладению знаниями по технической механике. К ее выполнению необходимо приступить только по­сле изучения тем дисциплины.

Целью контрольной работы является определения качества усвоения лекционного материала и части дисциплины, предназначенной для самостоятельного изучения.

Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной работы

Контрольные выполняются студентами в аудитории, под наблюдением преподавателя. Тема контрольной работы известна и проводится она по сравнительно недавно изученному материалу.

По содержанию работа включает теоретический материал, задачи, тесты, расчеты. Выполнению контрольной работы предшествует инструктаж преподавателя.

Ключевым требованием при подготовке контрольной работе выступает творческий подход, умение обрабатывать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых рекомендаций и решений проблем, чётко и логично излагать свои мысли. Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций.

СОРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Наши рекомендации