Глава 5. основной танк т-72 (т-90)
АГРЕГАТЫ ТРАНСМИССИИ
Входной редуктор
Назначение. Входной редуктор (рис. 2) предназначен для передачи мощности от коленчатого вала двигателя к бортовым коробкам передач.
Характеристика. Повышающий шестеренчатый редуктор с передаточным отношением И = 0,706. Кроме того, в силу особенностей компоновки танка на входном редукторе смонтированы:
привод к компрессору Ик = 0,93,
привод к откачивающему масляному насосу Ин = 0,5 ;
привод к стартеру-генератору Ист = 12,4; Игсн= 0,324;
двухступенчатый привод к вентилятору Ив = 0,647; = 0,773.
Рис. 2. Схема входного редуктора и привода компрессору:
1 - ведущий вал (торсионный); 2 - ведущая шестерня; 3 - упругая муфта; 4 - редуктор компрессора; 5 - компрессор; 6,8 - промежуточная шестерня; 7 - картер; 9 - ведомая шестерня; 10 - зубчатая муфта соединения с правой БКП.
Размещение и крепление.Входной редуктор расположен вдоль правого борта танка и устанавливается на два бугеля и два кронштейна.Крепление осуществляется, к бугелям - крышками, к кронштейнам - болтами.На кронштейны редуктор устанавливается без прокладок.Бугели являются одновременно и посадочными поверхностями для установки БКП.Они обрабатываются одновременно с картером БКП, поэтому центровки бортовых коробок передач и входного редуктора между собой не требуется.
Привод к компрессору (см. рис. 2) расположен на ведущем узле входного редуктора. Он включает в себя упругую муфту 3 и повышающий редуктор 4. Упругая муфта состоит из ведущей полумуфты, соединенной болтами с развитым фланцем ведущей шестерни входного редуктора, ведомой полумуфты, установленной на шлицы ведущей шестерни повышающего редуктора, и подпружиненных вкладышей (между полумуфтами). Ведомая шестерня редуктора соединена шлицами с хвостовиком коленчатого вала компрессора 5.
Привод к откачивающему масляному насосу представляет собой повышающий редуктор, который включает в себя первую промежуточную шестерню входного редуктора и ведомую шестерню, соединенную с масляным насосом торсионным валиком.
Привод к стартеру-генератору (рис. 3) предназначен для передачи вращения от двигателя к стартеру-генератору при работе в генераторном режиме и от стартера-генератора к двигателю при работе в стартерном режиме.
Рис. 3. Схема привода стартера-генератора:
1-соединительный валик;2-планетарный ряд;3– зубчатая муфта; 4 - бустер (гидравлический сервомотор); 5 - приводная шестерня;6- упругая муфта;7 - гидромуфта; 8 - внутренний вал; 9 - промежуточная шестерня входного редуктора.
Устройство. Входной редуктор (см. рис. 2) состоит из картера 7 : ведущей шестерни 2 ( z = 34) в сборе; двух промежуточных шестерен 6,8 ( z1 = 41, z2= 42) в сборе ; ведомой шестерни 9 ( z = 24) в сборе.
Привод вентилятора (рис. 4) предназначен для передачи вращения от двигателя к вентилятору.
Привод - механический, двухступенчатый. Он состоит из двухступенчатого повышающего редуктора, (смонтирован в картере входного редуктора); конического редуктора 8 (смонтирован в специальном картере, установленном на постаменте);фрикциона вентилятора 6 (установлен на подшипниках в специальном корпусе, крепящемся к кормовому листу); двух карданных передач 7, 9.
Рис. 4. Схема привода вентилятора:
1 - ведущая шестерня; 2 - вал с промежуточными шестернями; 3 - ведомый вал; 4 - муфта переключения ступеней; 5 - вентилятор; 6 - фрикцион вентилятора; 7,9 - карданная передача; 8 - конический редуктор.
Двухступенчатый повышающий редуктор включает в себя ведущую шестерню I (вторая промежуточная шестерня входного редуктора); две промежуточные шестерни, жестко установленные на валу 2; ведомый вал 3, на шлицах которого установлена зубчатая муфта переключения ступеней 4, а на подшипниках - ведомые шестерни с зубчатыми венцами.