Общее устройство боевой машины.

Основной танк Т-72(Т-90)

Общее устройство боевой машины. - student2.ru

Рис 24 Компоновочная схема танка Т-72:

1 — передние топливные баки; 2 — механик-водитель; 3 — наружные топливные баки; 4 — бак-стеллаж; 5 — пушка; 6 — спаренный пулемет; 7 — командир; 8 — зенитный пулемет; 9 — фильтровентиляционная установка; 10 — воздухоочиститель; 11 — входной редуктор; 12 — бортовая коробка передач; 13 — бак масляной системы двигателя; 14 — конический редуктор привода к вентилятору; 15 — соединительный вал, 16 — бак масляной системы трансмиссии; 17 — механизм распределения, ,18 — наружный масляный бак; 19 — двигатель, 20 — задний бак-стеллаж; 21 —выстрел; 22 — командир; 23 — ночной прицел; 24 — боеукладка автомата заряжания; 25 — прицел-дальномер

Основной танк Т-72/Т-90

Разработка танка началась в 1967 году, ко­гда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходо­вой части и механизма заряжания.

Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырех­тактных двигателей В-45, было принято реше­ние установить их на Т-64. В том же году был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка.

В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 го­дах, были проведены сравнительные испыта­ния танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекци-онной системой охлаждения (разработка кон­структорского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пуш­ки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.

В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструк­ции. Изготовленному с указанными измене-

ниями образцу был присвоен индекс «объект 172М». В 1973 году, после войсковых испыта­ний, он был принят на вооружение под мар­кой Т-72 и вскоре получил наименование «Урал».

В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т-72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был тяжелее «шестьдесятчетвер-ки» на четыре тонны, разница в массе не отра­зилась на характеристиках максимальной ско­рости, запаса хода и проходимости, так как емкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с, а ширина гусеницы — на 40 мм.

Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году - танк Т-72Б. С 1993 года выпус­кается танк Т-90. Ниже подробно рассмотре­на конструкция модификации Т-72Б.

Компоновка

Танк имеет классическую схему общей ком­поновки с экипажем из трех человек и попе­речным расположением двигателя. Механик-



Общее устройство боевой машины. - student2.ru

Танк Т-72



Общее устройство боевой машины. - student2.ru


Танк Т-72А


Т-64А изменена конструкция кормовой части противооткатных устройств обеспечивает не­корпуса и увеличена длина МТО в связи с при- заторможенный откат до вылета снаряда из

водитель находится в отделении управления по оси танка. Несмотря на большой угол на­клона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специаль­ной выштамповке днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2,0 куб. м.

В боевом отделении справа от пушки рас­положен командир танка, слева — наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжа­ния, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри маши­ны из боевого отделения в отделение управле­ния и обратно. Применение автомата заряжа­ния позволило получить величину заброниро­ванного объема боевого отделения 5,9 куб. м. и высоту танка по крыше башни до 2226 мм.

Моторно-трансмиссионное отделение за­нимает объем 3,1 куб.м. Для размещения дви­гателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм. По сравнению с танком

менением вентиляторной системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двига­тель с бортовыми коробками передач. Общий забронированный объем танка составляет 11,0 куб.м.

Огневая мощь

Основным вооружением является специ­альная танковая 125-мм гладкоствольная пуш­ка 2А46М — пусковая установка. Она отли­чается от пушки танка Т-64БВ наличием ме­ханизма улавливания и выброса поддонов.

Конструкция орудия позволяет произво­дить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание кли­на вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улуч­шения точности стрельбы цилиндры двух тор­мозов отката закреплены симметрично отно­сительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция




Общее устройство боевой машины. - student2.ru



ТанкТ-72Б

канала ствола и позволяет проводить их про­верку в короткие сроки.

Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля

выверки.

Стрельба ведется артвыстрелами раздель­но-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управ-

Танк Т-72Б

Общее устройство боевой машины. - student2.ru

Основной танк Т-72А


Общее устройство боевой машины. - student2.ru

Конструктивные особенности 125-мм пушки 2А46М. 1 - ствол с повышенной изгибной жесткостью и умсньшенными допусками; 2 - увеличенная база направляющих люльки; 3 - симметричные тормоза с малоторможенным откатом до вылета снаряда из канала ствола; 4 - быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником; 5 — призменные направляющие люльки; 6 — люфтовыбирающее устройство

ляемой ракетой, которая имеет боевую куму­лятивную часть. Все артвыстрелы имеют еди­ный заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки автоматически выбрасыва­ется наружу через специальный люк в крыше башни.

Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвы-стрел, поэтому его загрузка в кассету транс­портера автомата заряжания не отличается ка­кими-либо особенностями. Боекомплект пуш­ки размещается во вращающемся транспорте-



Общее устройство боевой машины. - student2.ru

Элементы комплекса управления вооруже­нием. 1 - исполнительный цилиндр при­вода ВН стабилизатора оружия; 2 - блок ввода поправок; 3 - блок управления 9К120; 4 - блок управления; 5 - преобра­зователь 9К120; 6 - электроблок 1А40-1 с цифро-аналоговым вычислителем упреж­дений; 7 - электронный блок 9К120; 8 -артиллерийский выстрел; 9 - выстрел с управляемым снарядом; 10 - блок ввода дальности; 11 - исполнительный двига­тель привода ГН; 12 - электромашинный усилитель; 13 - прицел-прибор наведения 1К13; 14 - прицельный комплекс 1А40-1; 15 - гироблок; 16 - питающая установка


Общее устройство боевой машины. - student2.ru

Устройство выстрела ЗУБК-14 и управ-ляемой ракеты 9М119.1-гирокоордина-тор; 2 - рулевой привод; 3 - маршевый двигатель;4 - боевая часть; 5 - приемник излучения; 6 - укладка выстрела в кассе-те автомата заряжания; 7 - метательное устройство 9X949

Прицельный комплекс 1А40-1 и при-цел-прибор наведения 1К13-49 (слева)

обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дально-стях от 100 до 4000 метров. Он име-ет помехозащищенную полуавто-матическую систему управления ракетой по лучу лазера.

В состав системы управления огнем входит прицельный ком-плекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в верти-кальной плоскости.

Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных ус-ловиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооруже-ния 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах.

ре автомата заряжания (22 выстрела) и в не-механизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела). Комплекс управляемого вооружения 9К120

Пушка оснащена стабилизато-ром вооружения 2Э42-2 с электрогидравличе-ским приводом вертикального и электрома-шинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по срав-


Общее устройство боевой машины. - student2.ru


Встроенная динамическая защита лобовой части корпуса

нению с электрогидравлическим приводом.

В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка). Боеком­плект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета — 300 патро­нов.

Защищенность

Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные ком­бинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумуля­тивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты.

На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бор­товых экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динами­ческая защита.

Корпус танка — сварной, его верхняя ло­бовая деталь наклонена под углом 68 граду­сов от вертикали. Башня — литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от де-

сяти до двадцати пяти градусов. Борта корпу­са защищены противокумулятивными экрана­ми.

Танк отличается высоким уровнем проти­ворадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защи­ты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и сис­темы 902Б «Туча» для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстро-действующего противопожарного оборудова-ния ЗЭЦ13 «Иней». Танк имеет камуфлирую-щую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6.

Подвижность

На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного на-гнетателя. Кроме того, используется инерци­онный (волновой) наддув.

Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизель­ном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72).



Общее устройство боевой машины. - student2.ru

Рис

Кинематическая схема трансмиссии танка Т-72.1 -двигатель; 2 -входной редуктор; 3 - бортовая короб­ка передач; 4 - бортовой редуктор; 5 - вентилятор системы охлаждения; б - конический редуктор; 7 -стартер-генератор

Пуск осуществляется с помощью электростар­тера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собствен­ную масляную систему.

В системе подрессоривания применена ин­дивидуальная торсионная подвеска с гидро­амортизаторами рычажно-лопастного типа на

1, 2 и 6 узлах надвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиево­го сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохране­ния гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограни­чительные диски.

Танк оснащен оборудованием для подвод­ного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке исполь­зуется комплекс средств связи «Абзац», кото­рый включает УКВ радиостанцию Р-173, ра-



Общее устройство боевой машины. - student2.ru

Рис

Наши рекомендации