Общее устройство боевой машины.
Основной танк Т-72(Т-90)
Рис 24 Компоновочная схема танка Т-72:
1 — передние топливные баки; 2 — механик-водитель; 3 — наружные топливные баки; 4 — бак-стеллаж; 5 — пушка; 6 — спаренный пулемет; 7 — командир; 8 — зенитный пулемет; 9 — фильтровентиляционная установка; 10 — воздухоочиститель; 11 — входной редуктор; 12 — бортовая коробка передач; 13 — бак масляной системы двигателя; 14 — конический редуктор привода к вентилятору; 15 — соединительный вал, 16 — бак масляной системы трансмиссии; 17 — механизм распределения, ,18 — наружный масляный бак; 19 — двигатель, 20 — задний бак-стеллаж; 21 —выстрел; 22 — командир; 23 — ночной прицел; 24 — боеукладка автомата заряжания; 25 — прицел-дальномер
Основной танк Т-72/Т-90
Разработка танка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и механизма заряжания.
Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же году был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка.
В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекци-онной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.
В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными измене-
ниями образцу был присвоен индекс «объект 172М». В 1973 году, после войсковых испытаний, он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование «Урал».
В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т-72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был тяжелее «шестьдесятчетвер-ки» на четыре тонны, разница в массе не отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса хода и проходимости, так как емкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с, а ширина гусеницы — на 40 мм.
Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году - танк Т-72Б. С 1993 года выпускается танк Т-90. Ниже подробно рассмотрена конструкция модификации Т-72Б.
Компоновка
Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Механик-
Танк Т-72
Танк Т-72А
Т-64А изменена конструкция кормовой части противооткатных устройств обеспечивает некорпуса и увеличена длина МТО в связи с при- заторможенный откат до вылета снаряда из |
водитель находится в отделении управления по оси танка. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2,0 куб. м.
В боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева — наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно. Применение автомата заряжания позволило получить величину забронированного объема боевого отделения 5,9 куб. м. и высоту танка по крыше башни до 2226 мм.
Моторно-трансмиссионное отделение занимает объем 3,1 куб.м. Для размещения двигателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм. По сравнению с танком
менением вентиляторной системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двигатель с бортовыми коробками передач. Общий забронированный объем танка составляет 11,0 куб.м.
Огневая мощь
Основным вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М — пусковая установка. Она отличается от пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания и выброса поддонов.
Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция
ТанкТ-72Б
канала ствола и позволяет проводить их проверку в короткие сроки.
Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля
выверки.
Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управ-
Танк Т-72Б
Основной танк Т-72А |
Конструктивные особенности 125-мм пушки 2А46М. 1 - ствол с повышенной изгибной жесткостью и умсньшенными допусками; 2 - увеличенная база направляющих люльки; 3 - симметричные тормоза с малоторможенным откатом до вылета снаряда из канала ствола; 4 - быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником; 5 — призменные направляющие люльки; 6 — люфтовыбирающее устройство
ляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть. Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше башни.
Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвы-стрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо особенностями. Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспорте-
Элементы комплекса управления вооружением. 1 - исполнительный цилиндр привода ВН стабилизатора оружия; 2 - блок ввода поправок; 3 - блок управления 9К120; 4 - блок управления; 5 - преобразователь 9К120; 6 - электроблок 1А40-1 с цифро-аналоговым вычислителем упреждений; 7 - электронный блок 9К120; 8 -артиллерийский выстрел; 9 - выстрел с управляемым снарядом; 10 - блок ввода дальности; 11 - исполнительный двигатель привода ГН; 12 - электромашинный усилитель; 13 - прицел-прибор наведения 1К13; 14 - прицельный комплекс 1А40-1; 15 - гироблок; 16 - питающая установка |
Устройство выстрела ЗУБК-14 и управ-ляемой ракеты 9М119.1-гирокоордина-тор; 2 - рулевой привод; 3 - маршевый двигатель;4 - боевая часть; 5 - приемник излучения; 6 - укладка выстрела в кассе-те автомата заряжания; 7 - метательное устройство 9X949
Прицельный комплекс 1А40-1 и при-цел-прибор наведения 1К13-49 (слева)
обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дально-стях от 100 до 4000 метров. Он име-ет помехозащищенную полуавто-матическую систему управления ракетой по лучу лазера.
В состав системы управления огнем входит прицельный ком-плекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в верти-кальной плоскости.
Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных ус-ловиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооруже-ния 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах.
ре автомата заряжания (22 выстрела) и в не-механизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела). Комплекс управляемого вооружения 9К120 |
Пушка оснащена стабилизато-ром вооружения 2Э42-2 с электрогидравличе-ским приводом вертикального и электрома-шинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по срав-
Встроенная динамическая защита лобовой части корпуса
нению с электрогидравлическим приводом.
В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка). Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета — 300 патронов.
Защищенность
Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты.
На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита.
Корпус танка — сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от вертикали. Башня — литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от де-
сяти до двадцати пяти градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами.
Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.
Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б «Туча» для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстро-действующего противопожарного оборудова-ния ЗЭЦ13 «Иней». Танк имеет камуфлирую-щую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6.
Подвижность
На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного на-гнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.
Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72).
Рис
Кинематическая схема трансмиссии танка Т-72.1 -двигатель; 2 -входной редуктор; 3 - бортовая коробка передач; 4 - бортовой редуктор; 5 - вентилятор системы охлаждения; б - конический редуктор; 7 -стартер-генератор
Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.
Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему.
В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на
1, 2 и 6 узлах надвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.
Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, ра-
Рис