Тема 4. Мотивация и контроль.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Задачи мотивации:

  1. Признание труда сотрудника, добившегося значительных результатов.
  2. Демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда.
  3. Популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание.
  4. Применение различных форм признания заслуг.
  5. Поднятие морального состояния через соответствующую форму признания.
  6. Обеспечение процесса увеличения трудовой активности.

Формы и средства мотивации:

  1. Материальное возмещение (компенсация) труда.
  2. Денежное вознаграждение (премия).
  3. Общественное признание:

· Продвижение по службе.

· Отдельный кабинет.

· Ценные подарки.

· Поездки на отдых и т.п.

  1. Общественное признание деятельности группы:

· Коллективные поездки.

· Вручение сувениров всем членам коллектива.

· Обед с руководителем.

  1. Личное признание руководителя:

· Благодарность.

· Письмо.

· Личное поздравление.

Стимулирование – это дополнительная мотивация работника на конкретный временной отрезок или вид работы.

  1. Льготы и привилегии (оплата проезда – карточка, машина, бензин).
  2. Финансовое содействие, помощь, кредиты, помощь при покупке.
  3. Оплата личных потребностей (оплата обучения, выплата стипендий, консультации врачей и юристов, содействие оздоровлению и отдыху, оплата обучения детей).
  4. Личная безопасность (льготы, увеличение личной безопасности, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев).
  5. Пенсионные схемы.
  6. Льготы, призванные повысить жизненный уровень работника, участие в привилегиях.

Морально – психологические стимулы:

  1. Доверие (свобода планирования работы, гибкий график, самостоятельный выбор решения, свободный доступ к информации).
  2. Влияние (участие в оценке вкладов и успехов работников, участие в поощрении, участие в советах, предоставление свободы по реализации инициативы, включение в группы по подведению итогов).

Исторически первый и основной метод воздействия на людей – метод кнута и пряника. Он настолько укоренился в нашей культуре и сознании, что часто используется до сих пор и весьма эффективно. Он базировался на крайне бедственном положении людей: человек будет выполнять любую работу и на любых условиях – лишь бы выжить. Ф.Тейлор и его современники в начале XX века осознали всю глупость заработков на грани голода. Они определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Тем самым они сделали мотивацию по методу кнута и пряника более эффективной, но не ушли за ее рамки.

Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923-1924 гг. Текучесть рабочей силы на прядильном участке этой фабрики достигла 250%, тогда как на других участках составляла лишь 5-6%. Материальные способы стимулирования производства, предложенные экспертами по эффективности, не смогли повлиять на текучесть кадров и низкую производительность участка. После внимательного изучения ситуации Мэйо определил, что условия труда прядильщика давали мало возможностей для общения друг с другом, и что их труд был малоуважаем. Мэйо чувствовал, что решение проблемы снижения текучести кадров лежит в изменении условий труда, а не в увеличении вознаграждения за него. Он в качестве эксперимента установил для прядильщиков два 10-минутных перерыва для отдыха. Результаты проявились немедленно и были впечатляющими. Текучесть рабочей силы резко снизилась, улучшилось моральное состояние рабочих, а выработка сильно возросла. Когда впоследствии инспектор решил отменить эти перерывы, ситуация вернулась к прежнему состоянию, доказав таким образом, что именно нововведение Мэйо улучшило состояние дел на участке.

Затем Мэйо проводил эксперименты на заводе Хоторна в течение 8 лет, начиная с конца 1920-х годов. Выводы: человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Эти выводы привели к созданию школы человеческих отношений. Хоторнские эксперименты не дали модели мотивации, которая бы адекватно объяснила побудительные мотивы к труду. Психологические теории мотивации труда появились позднее, в 1940-х годах и развиваются в настоящее время.

Наши рекомендации