Тема 4. Мотивация и контроль.
Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Задачи мотивации:
- Признание труда сотрудника, добившегося значительных результатов.
- Демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда.
- Популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание.
- Применение различных форм признания заслуг.
- Поднятие морального состояния через соответствующую форму признания.
- Обеспечение процесса увеличения трудовой активности.
Формы и средства мотивации:
- Материальное возмещение (компенсация) труда.
- Денежное вознаграждение (премия).
- Общественное признание:
· Продвижение по службе.
· Отдельный кабинет.
· Ценные подарки.
· Поездки на отдых и т.п.
- Общественное признание деятельности группы:
· Коллективные поездки.
· Вручение сувениров всем членам коллектива.
· Обед с руководителем.
- Личное признание руководителя:
· Благодарность.
· Письмо.
· Личное поздравление.
Стимулирование – это дополнительная мотивация работника на конкретный временной отрезок или вид работы.
- Льготы и привилегии (оплата проезда – карточка, машина, бензин).
- Финансовое содействие, помощь, кредиты, помощь при покупке.
- Оплата личных потребностей (оплата обучения, выплата стипендий, консультации врачей и юристов, содействие оздоровлению и отдыху, оплата обучения детей).
- Личная безопасность (льготы, увеличение личной безопасности, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев).
- Пенсионные схемы.
- Льготы, призванные повысить жизненный уровень работника, участие в привилегиях.
Морально – психологические стимулы:
- Доверие (свобода планирования работы, гибкий график, самостоятельный выбор решения, свободный доступ к информации).
- Влияние (участие в оценке вкладов и успехов работников, участие в поощрении, участие в советах, предоставление свободы по реализации инициативы, включение в группы по подведению итогов).
Исторически первый и основной метод воздействия на людей – метод кнута и пряника. Он настолько укоренился в нашей культуре и сознании, что часто используется до сих пор и весьма эффективно. Он базировался на крайне бедственном положении людей: человек будет выполнять любую работу и на любых условиях – лишь бы выжить. Ф.Тейлор и его современники в начале XX века осознали всю глупость заработков на грани голода. Они определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Тем самым они сделали мотивацию по методу кнута и пряника более эффективной, но не ушли за ее рамки.
Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923-1924 гг. Текучесть рабочей силы на прядильном участке этой фабрики достигла 250%, тогда как на других участках составляла лишь 5-6%. Материальные способы стимулирования производства, предложенные экспертами по эффективности, не смогли повлиять на текучесть кадров и низкую производительность участка. После внимательного изучения ситуации Мэйо определил, что условия труда прядильщика давали мало возможностей для общения друг с другом, и что их труд был малоуважаем. Мэйо чувствовал, что решение проблемы снижения текучести кадров лежит в изменении условий труда, а не в увеличении вознаграждения за него. Он в качестве эксперимента установил для прядильщиков два 10-минутных перерыва для отдыха. Результаты проявились немедленно и были впечатляющими. Текучесть рабочей силы резко снизилась, улучшилось моральное состояние рабочих, а выработка сильно возросла. Когда впоследствии инспектор решил отменить эти перерывы, ситуация вернулась к прежнему состоянию, доказав таким образом, что именно нововведение Мэйо улучшило состояние дел на участке.
Затем Мэйо проводил эксперименты на заводе Хоторна в течение 8 лет, начиная с конца 1920-х годов. Выводы: человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Эти выводы привели к созданию школы человеческих отношений. Хоторнские эксперименты не дали модели мотивации, которая бы адекватно объяснила побудительные мотивы к труду. Психологические теории мотивации труда появились позднее, в 1940-х годах и развиваются в настоящее время.