Спасательные ситуации в сказках

Взрослые, используя этот метод, специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.

Экстремальная ситуация:

«Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…»

Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.

У спасателей есть:

блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать:«Ой, тону-у-у». Тогда…

Задание: Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка.

СКАЗКИ ИЗ МУСОРА

Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор -никому не нужные отходы порой служат прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. В этом плане нельзя не отметить полезность использования отходов: оказывается, можно «дать» им вторую жизнь. Значит, ко всему нужно относиться экономно и изобретательно. Конечно же, на первых порах мы, взрослые, показываем и рассказываем первые «Мусорные» сказки.

Мусор Пустые коробки, бумажные пакеты, кусочки цветных мелков, стружки от дерева, полиэтиленовые пакеты с дырочками, пластмассовые коробочки из-под варенья и т.д.

Начало Этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки сами друг дружке помочь:


- пустые коробки превратились в театр,

- цветные мелки в человечков,

- стружки помогли человечкам обрести волосы,

- полиэтиленовые пакеты стали красивыми салфетками,

- пластмассовые коробочки зверятами. Начался пир на весь мир…


СКАЗКИ ОТ МФА

(метод морфологического анализа)

Для овладения этим методом воспользуемся табличкой, в которую заносятся некоторые особенности тех новых предметов, образов (живых и неживых, реальных и фантастических), которые мы хотели бы придумать. А придумываем мы их путем соединения различных параметров. Допустим, мы хотим изобрести новый карандаш. Для этого составим себе в помощь табличку, где по вертикали будут указаны материалы, из которых он может быть сделан, а по горизонтали будут указаны варианты его возможной формы (круглый, ребристый и т.д.). На пересечении избранных параметров и будет найден вариант нового, придуманного нами карандаша.

Мы придумали пластилиновый карандаш в виде указки, а он оказался волшебным и тотчас же… Вот примерное начало сказки.

А вам предлагается по аналогичной схемке соорудить домик для зверей:

Пользуясь предлагаемой схемой, придумайте такой домик для зверей, который поможет вам сочинить сказку.

СКАЗКИ ОТ СТРАННЫХ ИСТОРИЙ

Вашему вниманию предлагаются темы странных историй, в которых уже заключена завязка сказки, а ее развитие зависит от сотворчества взрослых и детей. Вам решать, какие из них лучше использовать в виде свободных продолжений и переложений:

Как поссорились чашка с ложкой.

Путешествие в страну чистюль.

Сказка о капризной пуговице.

Сказка о левом башмаке.

О царе Беспорядке и царице Ленивице.

Почему стоит темноты бояться.

Вот несколько примеров начала сказок от странных историй.

Однажды девочка проснулась, а мамы нет. Она начала так горько плакать, что слезы залили ее платье, кровать и через дверь вылились на лестничную площадку…

Жили-были стеклянные игрушки: папа, мама, сын и дочка. Они умели смеяться, бегать, прыгать, кататься, звенеть, становиться на голову. И всегда боялись разбиться. Однажды…

Жила-была одна семья. Как-то ночью к ним влез Магнит. Он украл… Приходит папа, видит пропажу, берет увеличительное стекло и выходит на балкон…

А вот картинка из той же серии странных историй (про двух разных матрешек). Сочините сказку вместе с детьми.

СКАЗКИ ОТ ПРОСТО СТИШКОВ

Существует множество коротких стишков, где как-бы просится продолжение. Так почему же не сделать его сказочным? Вот два примера на стихи А. Барто.

Стишок.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.

Начало «Проснулась хозяюшка ночью…» или «Бежала собачка мимо…»,«Один прохожий вдруг увидел на скамейке

комочек…»

Стишок.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Начало «Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный…»

Ниже мы приведем пример из опыта работы воспитателя детского сада-школы «Декарт» Головчанской О.Н. Для начала она вспомнила текст песенки «В лесу родилась елочка», а так как дело было весной, то придумала мостик к сочинению сказки. Он оказался таким:

Пришла весна-красавица,
Растаял снег вокруг,
И на зеленой елочке
Арбузик вырос вдруг.

Мы с вами видим, что известная всем песенка про новогоднюю елочку послужила отправной точкой для создания необычной ситуации. Теперь уже шестилетки под руководством педагога составляли сказку не только от перепутаницы (что само по себе служит испытанием на прочность детских знаний), но и про то, как же зайчику, медведю, ежику… снять (не разбив) арбузик. Налицо творческая речевая деятельность. Вспомните свой удачный стишок и сказочное продолжение…

Наши рекомендации