Беседа о прочитанных сказках

— Какие сказки вы прочитали? Какие особенно запомнились? (Выступления учащихся. Это могут быть: выборочное чтение; вы­борочные пересказы по рисункам; пересказ сказок по «цепочке».)

Игра «Бюро находок»

— В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите ска­зочным героям найти свои вещи.

(Учитель показывает предметы. Дети называют сказку и героя, которому эта вещь «принадлежит».) Сапоги — «Кот в сапогах».

Туфелька — «Золушка, или Хрустальная туфелька».

Синяя борода — «Синяя борода».

Белые камешки — «Мальчик-с-пальчик».

Веретено — «Спящая красавица».

Вслед за текстом

— А сейчас проверим хорошая ли у вас память и достаточно ли вы внимательны во время чтения.

Сказка «Спящая красавица»

— Свои дары преподнесли принцессе:

А. Семь

Б. Восемь

В. Девять фей.

— Принцесса уколола руку:
А. Иголкой
Б. Веретеном
В. Спицей.

— Первые слова, которые произнесла принцесса, увидев принца, были:

А. Наконец-то вы пришли!

Б. Это конец моих страданий?

В. Это вы, принц?

Сказка «Красная шапочка»

— В корзинке у Красной Шапочки:

А. Галеты и бутылка лимонада

Б. Пирожок и горшочек масла

В. Пирожок и горшочек сметаны.

— Волк кричит Красной Шапочке:

А. Дерни за шнурок, дверь и откроется

Б. Дерни за дверь, она и откроется

В. Дерни за веревочку, дверь и откроется.

— Красную Шапочку спасли:

А. Дровосеки

Б. Охотники, проходившие мимо

В. Никто.

(В полном тексте сказки Красную Шапочку так никто и не спас, так что ответ В. — тоже правильный.)

Сказка «Кот в сапогах»

— Герой сначала хотел:

А. Съесть кота

Б. Выбросить его

В. Продать его.

— Кот назвал своего хозяина:

А. Маркиз де Карабас

Б. Маркиз де Карабос

В. Маркиз де Бакарасю

— Людоед сначала превратился в:

А. Льва

Б. Слона

В. Мышь.

Беседа о Х.К.Андерсене

— Что вы узнали о жизни сказочника? (Высказывания детей.)

— Послушайте рассказ, который приготовили ребята.

(Учитель включает музыку).

2 апреля 1805 года в далекой стране Дании родился мальчик, кото­рому суждено было стать известным писателем.

Рассказать биографию Андерсена, наверное, не столь трудно: он был сыном прачки и сапожника. У отца Андерсена, как у всех баш­мачников, висела над дверью деревянная вывеска с изображением орла с парой голов - в знак того, что башмачники всегда шьют пар­ную обувь.

Дед Андерсена тоже был резчиком по дереву. В старости он зани­мался тем, что вырезал всякие причудливые игрушки - людей с пти­чьими головами или коров с крыльями - и раздаривал эти фигурки соседским мальчишкам. Дети радовались, а родители, как водится, считали старого резчика слабоумным и дружно насмехались над ним.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах; в них цвели тюльпаны. Их запах сливался с дребезжащим перезвоном колоколов,

стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в сосед­ний фиорд. По праздникам матросы устраивали борьбу на узкой дос­ке, перекинутой с борта одного корабля на другой. Побежденный падал в воду под хохот зрителей.

Во всем этом небогатом разнообразии людей, небольших собы­тий, красок и звуков, окружающих тихого мальчика, он находил по­вод для того, чтобы выдумывать невероятные истории.

Пока он был еще слишком мал, чтобы решиться рассказывать эти истории взрослым. Решимость пришла позже. Тогда оказалось, что эти истории называются сказками, дают людям повод для размыш­ления и приносят им много радости. В доме у Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Кошачьи годы, как говорится, брали свое. Но мальчик не сердился на старого кота: он все ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании колдуний, хитреца Клумпе-Думпе, догадливых трубочистов, говоря­щих цветов и лягушек с брильянтовыми коронами на голове.

Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней бо­гадельни.

Весь день эти старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бор­мотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшая или как бы расцвечивая свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, богаделкам. А те только ахали и шептались между собой, что маленький Христи­ан слишком умен и потому не заживется на свете.

В Оденсе был свой театр. Там маленький Христиан впервые уви­дел пьесу с романтическим названием «Дунайская дева». Он был оше­ломлен этим спектаклем и с тех пор стал ярым театралом на всю свою жизнь, до самой смерти.

Но на театр не было денег. И мальчик заменил подлинные спек­такли воображаемыми. Он подружился с городским расклейщиком афиш Петером, начал помогать ему, а за это Петер дарил Христиану по одной афише каждого нового спектакля.

Христиан приносил афишу домой, забивался в угол и, прочитав название пьесы и имена действующих лиц, тут же выдумывал свою захватывающую дух пьесу, под тем же названием, которое стояло на афише.

Выдумывание это длилось по нескольку дней. Так создавался тайный репертуар детского воображаемого театра, где мальчик был автором и актером, музыкантом и художником, осветителем и пев­цом.

Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бед­ность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказыва­ли. Он занимался только тем, что мечтал. Это обстоятельство даже помешало ему вовремя научиться грамоте: он одолел ее позже, чем все мальчики его возраста.

Христиан мечтал обо всем, что только могло прийти ему в голову. Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик если что-либо и шил, то только пестрые платья из шелковых лоскутов для своих театральных кукол (у него уже был свой собственный домашний театр), а вместо кройки он научился виртуозно вырезать из бумаги замысловатые узоры и маленьких танцовщиц, делающих пируэты. Этим искусством он по­ражал всех даже в годы своей старости.

Умение делать прочные швы впоследствии пригодились Андерсе­ну. Он так перемарывал рукописи, что на них не оставалось места для поправок, — тогда Андерсен выписывал эти поправки на отдельных листках и тщательно вшивал их нитками в рукопись: ставил на ней заплатки.

Когда Андерсену исполнилось четырнадцать лет, умер его отец. Вспоминая об этом, Андерсен говорил, что всю ночь над умершим пел сверчок, в то время как мальчик всю ночь проплакал...

Вскоре после смерти отца Христиан отпросился у матери и на жал­кие сбереженные гроши уехал из Оденсе в столицу Копенгаген — завое­вывать счастье, хотя он сам еще толком не знал, в чем оно заключается.

(Паустовский К. Вступительная статья ККН.: Андерсен Г.-Х. Сказки и истории. М., Гослитиздат, 1955. с. 39.)

Работа над произведениями

(Рассматривается выставка книг.)

— Какие сказки Андерсена вам запомнились? Чем? Кого из геро­ев любит сказочник? Кому сочувствует? Чем восхищается? Ког­да и чему радуется? Отчего и о чем грустит?

(Рассказы детей.)

• В какой стране жил великий сказочник? (Дания.)

• Что разбили ученики Тролля и тем саамы принесли много бед людям? (Зеркало.)

• Самая лучшая певчая птица. По ее имени названа сказка. (Со­ловей.)

• Самый красивый цветок в мире, он присутствует в нескольких сказках. (Роза.)

• Растение, из которого девушка плела своим братьям рубашки. (Крапива.)

• Птица, которой помогла Дюймовочка. (Ласточка.)

• Сколько лет живут русалочки? (300.)

• Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверх­ность моря? (В 15.)

• Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику? (25.)

• Сколько братьев было у Элизы? (/7.)

Конкурс «Так все начиналось...»

• Угадайте сказку:

1) «Жил-был бедный принц. Королевство у него было совсем ма­ленькое, но все-таки не столь уж ничтожное, чтобы принцу нельзя было жениться; а жениться ему хотелось.» («Свинопас».)

2) «Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да толь­ко настоящую принцессу.» («Принцесса на горошине».)

3) «Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа, смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже.» («Снежная королева».)

4) «— Убейте меня! — сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!» («Гадкий утенок».)

5) «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купаль­ню, убранную мягкими подушками и чудесными коврами, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой...» («Дикие лебеди».)

6) «Как-то раз совсем темный вечер был, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как...» («Огниво».)

Конкурс «Кто и кому говорит?»

• «Тебе придется встать, София, и полежать эту ночь в ящике: бедные цветы больны, их надо положить в твою постельку, — может быть, они и выздоровеют!» (Ида - кукле Софии. «Цветы маленькой Иды».)

• «Нет, принцев я не встречала, но вчера я видела здесь на реке одиннадцать лебедей в золотых коронах». (Старушка — Элизе. «Дикие лебеди».)

• «Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты, где мне ее взять?» (Женщина — колдунье. «Дюймовочка».)

• «Я должен ехать! Мне нужно посмотреть прекрасную принцес­су; этого требуют мои родители, но они не станут принуждать меня жениться на ней, я никогда не полюблю ее! Она ведь не похожа на ту красавицу, на которую похожа ты». (Принц — Ру­салочке. «Русалочка».)

• «Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры? Нет? Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!» (Кот — Гадкому утенку. «Гадкий утенок».)

• «Ты должна заплатить мне за помощь. И я недешево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне». (Ведьма — Русалочке. «Русалочка».)

Конкурс «Бюро находок»

— Узнайте сказку по предмету. Предметы для первой команды:

1) Зонтик. («Оле-Лукойе»)

2) Бумажный кораблик. («Стойкий оловянный солдатик»)

3) Большие ножницы и игла без нитки. («Новый наряд короля»)

4) Горошина. («Принцесса на горошине»)

5) Санки. («Снежная королева»)

6) Оловянная ложка. («Стойкий оловянный солдатик»)

7) Книжка с картинками. («Дикие лебеди»)

8) Зернышко. («Дюймовочка») Предметы для второй команды:

1) Скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка»)

2) Осколок зеркала. (« Снежная королева»)

3) Крапива. («Дикие лебеди»)

4) Чашка с речным песком. («Дикие лебеди»)

5) Листок тюльпана. («Дюймовочка»)

6) Горшочек, увешанный бубенчиками. («Свинопас»)

7) Бусы из ракушек и морской цветок. («Русалочка»)

8) Льдинки. (« Снежная королева»)

Подведение итогов урока

БРАТЬЯ ГРИММ

Наши рекомендации