Методы выработки новых идей.
Существует большое количество методов, способствующих генерации новых идей, позволяющие раскрыть творческий потенциал человека. Можно представить наиболее популярные методы.
1. Метод свободных ассоциаций.
На листе бумаги записывается фраза, связанная с изучаемым вопросом, затем добавляются новые фразы, но так, чтобы каждое новое слово способствовало рассмотрению представленной проблемы с новой стороны. Таким образом, возникает цепь новых мыслей, предлагающих эффективное решение данной задачи.
2. Метод синектики.
Этот метод основан на аналогии. Для того, чтобы выработать новые идеи, используют различные ситуационные модели, в которых непривычное помещают в привычный контекст и наоборот – из привычного делают непривычное.
3. Метод вопросника.
Данный метод связан с вопросами, которые составляются в произвольной форме и касаются изучаемой проблемы. Отвечая на них, опрашиваемый создаёт ряд идей, способствующих решению проблемы. Например:
· «Можно ли найти для этого какой-то иной способ применения? По-иному использовать то, что известно? Найти другое применение, если изменить?
· Можно ли адаптировать? Есть ли где-то что-то похожее? Не наводит ли это на какие-то другие идеи? Может быть что-то такое уже было в прошлом? Что можно скопировать? Как можно попытаться что- то превзойти?
· Можно ли это как-то моделировать? Проверить по-новому? Изменить смысл, цвет, движение, запах, форму, силуэт? Что ещё можно изменить?» и т.д[29].
4.Метод «мозговой атаки».
Целью этого метода является получение новых идей для решения поставленной проблемы, с помощью раскрытия творческого потенциала человека, который помещён в непривычную обстановку (игра, дискуссия с элементами игры). Желательно, чтобы люди, предлагающие идеи по данному вопросу были разных профессий. Главное здесь не бояться высказывать как можно больше мыслей, которые возникают по данной проблеме, не воспринимать критически предлагаемые другие варианты. Идеи все записываются и обсуждаются.
5.Метод «мозговой атаки наоборот».
Этот метод направлен на выявление всевозможных недостатков в выдвигаемой идеи и определение путей их преодоления.
6.Метод Гордона.
Участники не знают проблемы, которая выносится на обсуждение. Руководитель предлагает концепцию, относящуюся к этой проблеме. Все участники высказывают своё отношение, мысли по поводу предложенной теории, уточняются различные её аспекты. После этого предлагается сама проблема, и участники уже высказывают конкретные идеи по поводу её разрешения.
7.Эвристический метод.
Этот метод связан с интуицией, с умением, ориентируясь на имеющийся опыт, высказывать догадки и предположения, выстроенные логическим путём. Этот метод часто применяется в японской практике менеджмента. К. Мацусита сказал об этом так: «По моему мнению, в философии менеджмента большое значение имеет не рациональное мышление, а внезапная интуиция. Этот тип философии происходит от вспышек мастерства, вдохновения или от интуитивной мудрости»[30]
8.Научный метод.
Этот метод применяется при исследовании какого-либо объекта. Руководитель собирает данные, полученные в результате эксперимента, анализирует их и выбирает наиболее подходящие решения, для достижения цели.
9.Метод записной книжки.
В записной книжке отмечаются проблемы и различные факты, связанные с этой проблемой. В результате обдумывания её путей решения записываются подходящие идеи, так происходит каждый день. К концу недели выбирается самая лучшая идея, позволяющая наиболее эффективно решить поставленную задачу.
10.Метод функционально-стоимостного анализа в управлении.
Этот метод связан с предложением более успешного использования функций или новое их применение.
11.Метод «мечты о невозможном».
В процессе использования этого метода рождаются новые мысли, связанные с улучшением работы исследуемого объекта или решением предложенной проблемы. Все идеи записываются и наиболее эффективные проходят дальнейшее изучение.
12.Метод анализа конкретных ситуаций.
Этот метод очень прост и используется как при стандартных, так и при критических и экстремальных ситуациях. Приёмами такого метода могут являться видеозаписи, магнитофонные записи, фотодокументы и т.д.
13.Метод «бенчмаркинг».
Суть этого метода состоит в нахождении успешных организаций и изучении их опыта, выявлении наиболее важного и значимого. В последствии на базе этого создаются новые идеи для решения своих проблем.
14.Метод «ринги».
Данный метод включает в себя следующие элементы:
· определение общего отношения к предоставленной проблеме;
· генерация идей по поводу решения проблемы на уровне управляемых;
· координация идей, мыслей, действий с исполнителями, которые связаны с подготовкой проекта;
· проведение конференций, направленных на изучение и разработку конкретных решений проблемы;
· обобщение, доработка выдвинутого решения высшим руководителем.
Используя различные методы генерации новых идей, руководитель может найти им оптимальное использование во время не только реорганизации компании, но и в стабильном её функционировании. Что способствует эффективному достижению поставленных целей.