Специфика организационной структуры управления.
Организационная структура управления представляет собой совокупность взаимодействующих между собой уровней и звеньев управленческой деятельности, находящихся в строгой соподчинённости друг к другу, связывающих между собой субъектов и объектов управления для эффективного достижения целей.
В организационной структуре управления выделяют уровни управления, звенья управления, иерархические ступени управления и связи, которые их объединяют (горизонтальные и вертикальные). Уровни управления представляют собой иерархическую соподчинённость различных звеньев, находящихся на определённой ступени управления. К звеньям управления относятся структурные подразделения и специалисты, выполняющие соответствующие управленческие функции. Ступени управления - это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления, т.е. руководители более высокой ступени управления разрабатывают и принимают решения для руководителей более низкой ступени, при этом руководители несут ответственность, как за свои решения, так и за решения и действия своих подчинённых.
Горизонтальные связи – это связи кооперации и координации между равноправными звеньями управления, основанные на согласовании различных действий подразделений и направленные на эффективность этих взаимодействий при решении возможных проблем. Вертикальные связи – это связи субординации, т.е. связи руководства и подчинения, существующие для передачи распорядительной и отчётной информации.
В структуре управления американский социолог Т. Парсонс выделил основные три уровня на основе тех функций, которые выполняют руководители различных рангов – это технический уровень, управленческий уровень, институциональный уровень.
Технический уровень. На этом уровне действуют руководители низового звена (операционные руководители). В их задачу входит осуществление контроля за выполнением производственных заданий, использование различных ресурсов (материальных, технических, людских). Например, к таким руководителям относят мастеров смены, сержантов, старших медсестер, заведующих отделом и т.д.
Управленческий уровень - это уровень руководителей среднего звена. Такие руководители заняты согласованием различных форм деятельности подразделений внутри организации, координированием и управлением работой руководителей низового звена, производят осуществление решений руководителей высшего звена. К руководителям среднего звена относят директоров филиалов, армейских офицеров, деканов в институтах и т.д.
Институциональный уровень является высшим организационным уровнем в управлении. Представителями этого уровня являются руководители высшего звена – президент страны, министры, генералы, ректоры вузов и т.д. Они принимают управленческие решения на уровне социальных институтов и несут ответственность за их осуществление, координируют деятельность нижестоящих управленческих структур, объединяют их для достижения поставленных целей.
Схему уровней управления можно представить в виде пирамиды, где на каждом вышестоящем уровне находится меньше людей, чем на предыдущем (рис. 4).
Рисунок 4. Пирамидальная структура управления [20]
Организационная структура управления для эффективного достижения целей, поставленных предприятием должна обладать гибкостью и своевременно реагировать на внутренние и внешние изменения, быть актуальной в современных условиях. Для российских компаний выбор и применение такой организационной структуры является важной и насущной проблемой. Связано это, прежде всего с тем, что прежние управленческие структуры, которые долгое время применялись на наших предприятиях без изменений, оказываются не готовыми дать эффективный результат в настоящее время, и нуждаются в реорганизации. Кроме этого ситуация усложняется тем, что долгое время опыт зарубежных стран в управлении в области коммуникационных и информационных технологий был для наших компаний не доступен. Преодолевая этот разрыв компании должны вкладывать большие средства для модернизации структуры управления, что не всегда удаётся. Также существенной проблемой остаётся нехватка профессиональных, высококвалифицированных менеджеров, способных управлять компанией с максимальным эффектом.
По своим свойствам организационная структура управления является весьма консервативной, т.к. изменения, происходящие в ней, затрагивают интересы всего коллектива. Но, несмотря на это, эффективность деятельности компании может зависеть от таких причин как соответствие духу времени, принятие вовремя необходимых реорганизаций и т.д.