Социальная сущность управления.
Управление является внутренней необходимостью как для общества в целом, так и для каждой из его сфер в отдельности, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества и каждой из его сфер в отдельности. Совместная деятельность, трудовая деятельность, разделение труда, предполагают в большей или в меньшей степени управление. А там, где процесс производства приобретает характер общественной, организованной деятельности, появляется необходимость в особом виде труда – социальном управлении.
Существует множество позиций и подходов, отражающих разнообразное отношение к социальному управлению, его сущности. Часто вместо слова управление используются понятия: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организация и т. д. В зависимости от того какие задачи ставятся перед исследователем социальное управление рассматривается с точки зрения:
· менеджмента управления, как искусство управления, связанное с мотивацией людей, проектированием и инновациями социальных организаций;
· экономической теории, как способ получения экономического результата при наименьших производственных издержках;
· правоведения, как государственное правовое регулирование с помощью законов;
· социологической, как непрерывное целенаправленное воздействие на группу людей или отдельную личность.
Мы рассматриваем социальное управление с социологической точки зрения, как целенаправленное воздействие субъекта управления на социальный объект, для обеспечения его целостности, эффективного функционирования, достижения динамического равновесия с окружающей средой и достижение поставленной цели. Кроме этого механизм социального управления не сводится лишь к целевому управляющему воздействию, но также включает в себя организационный порядок и самоорганизацию.
Социальная самоорганизация проявляется в обществе на всех уровнях. Отличительные ее свойства – это самопроизвольность, отсутствие единого организующего начала. Это совсем не значит, что субъективный элемент (человеческая воля, программа, цель) здесь полностью исключён, но он не является сознательной основой процесса. При этом каждый преследует свою цель, но процесс, который в итоге возникает, оказывается самосовершающимся. То, что на уровне индивида есть целенаправленное поведение, на более широком уровне теряет субъективную целенаправленность и выступает как самоорганизация системы. Таким образом, социальная самоорганизация является спонтанным процессом внутриколлективного регулирования.
Организационный порядок основывается на целенаправленном управляющем воздействии и самоорганизации и включает в себя продукты "прошлого" управленческого труда, которые находят отражение в должностной структуре и административном порядке, и системе стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе. При этом субъект управления может быть как отдельная личность, так и группа лиц или специально созданный орган. В качестве объекта управления может выступать общество в целом или отдельные его сферы (экономическая, политическая, социальная, духовная). Система управления включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов (службы, подразделения, положения различных должностных лиц, их обязанности), образующих единое целое, структура упорядоченных связей которых, закреплённых соответствующими нормативными актами обеспечивают её развитие, устойчивость и функционирование. Эффективность управления системой зависит от чёткости её организации.
Систему управления можно подразделить на две подсистемы: управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления), каждая из которых обладает своими особенностями. Субъектом управления является индивид, группа лиц или специально созданный орган, оказывающие управленческое воздействие на управляемую систему с целью сохранения качественной специфики, обеспечения эффективного функционирования, оптимального развития и успешного достижения, поставленных целей.
Объектом управления является социальная система, которая испытывает на себе управленческое воздействие, направленное на её успешное функционирование и достижение поставленных целей.
Объекты управления можно классифицировать по ряду оснований (табл. 2)
Таблица № 2. Классификация объектов управления.
Вид классификации | Объекты управления |
По масштабам и уровням управленческого воздействия | Страна, отрасль, регион, предприятия и т.д. |
По видам регулируемой деятельности | Производственная деятельность, социальная деятельность, социокультурная деятельность и т.д. |
По адресату управленческого воздействия | Население и все организационные структуры страны, население областных, районных, городских социально-территориальных общностей, персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений и т.д. |
В процессе управленческой деятельности субъекты и объекты управления вступают в управленческие отношения, которые основываются на целеполагании, анализе информации, постановке задач и организации их достижения. Саму управленческую деятельность можно определить как совокупность умений и навыков, выработанных в процессе развития управленческой науки, применяемых на основе творческого переосмысления с учётом использования социальной информации в сложившихся условиях организационной среды.
Управленческий процесс представляет собой целенаправленный и непрерывный вид деятельности, обращённый на объект управления. Данный процесс состоит из определённых, последовательных этапов и процедур. Заданный порядок этих этапов, взаимосвязь управленческих процедур и их последовательность составляют технологию управленческого процесса. Таким образом, технологию управления можно представить в виде алгоритма организационных, информационных, логических действий.
Принципы управления.
Современное управление основывается на принципах, которые представляют собой основные положения нормы поведения, которыми руководствуются субъекты управления в своей деятельности. Специалистами выделяется различное количество принципов, но главная их суть сводится к следующему:
1. Принципы социального управления должны опираться на законы развития общества и на законы управления;
2. Принципы социального управления должны соответствовать целям социального управления и отражать его сущность (свойства, связи, отношения);
3. Принципы социального управления должны учитывать особенности развития внутренней и внешней среды, временное осуществление процессов управления и территориальные особенности;
4. Принципы социального управления должны в ряде случаев иметь правовое оформление, закреплённое в нормативных документах.
В частности Е.М. Бабосов выделяет такие принципы: принцип единства руководства, принцип автоматизации управления, принцип мобильности процессов управления, принцип многовариантности управленческих решений, принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления и т.д.[13]
В учебном пособии под ред. В.Н. Иванова выделяют следующие принципы: принцип единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы, принцип приоритетности в достижении стратегических целей, принцип экономичности и эффективности управления, принцип системности, принцип иерархичности и т.д.[14]
В.И. Кнорринг выделяет такие принципы: принцип цели, принцип правовой защищенности управленческого решения, принцип оптимизации управления, принцип делегирования полномочий, принцип соответствия, принцип автоматического замещения отсутствующего, принцип первого руководителя, принцип одноразового ввода информации, принцип новых задач, принцип повышения квалификации и т.д.[15]
Принципы в разных трактовках отличается и по содержанию и по количеству, но как утверждал А. Файоль, дело не в недостатках или избытках принципов, а в умении оперировать ими. «Без принципов мы во тьме, в хаосе; без опыта и меры, даже с наилучшими принципами, мы тоже в трудном положении. Принцип – это маяк, помогающий ориентироваться: служить он может только тем, кто знает путь в порт»[16].
Функции управления.
Процесс управления выполняет определённые функции. Каждая функция имеет свою структуру и определённую последовательность действий. В учебной литературе рассматриваются различные классификации функций управления:
1. Предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать[17].
2. Целеполагание, информационно-аналитическая, социальная, прогнозирование, планирование, мотивационно-стимулирующая, корректирующая деятельность, удерживание возможных отклонений в функционировании системы, обеспечение компетентности и дисциплины, осуществление контроля, создание благоприятного климата для успешной работы, обеспечение целостности системы повышение качества и эффективности служебной деятельности[18].
3. Социально-экономическая функция, социально-политическая, духовно-идеологическая, социальная[19].
Рассмотрим основные функции управления: функцию целеполагания, информационную функцию, организационную, функцию планирования, мотивационную, контролирующую.
Функция целеполагания.
Эта функция является основой главного принципа управления – системности и пронизывает все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулятивную, координационную и контрольную. В социальном управлении функция целеполагания находит своё отражение в следующих видах целей:
1. Целей – ориентаций, которые отражают интересы объектов управления (людей, групп, подразделений).
2. Целей-заданий представляющих собой планы, предписания, составляемые для управляемой системы.
3. Целей-систем, которые обеспечивают стабильность, целостность, устойчивость, динамику развития управляемой системы.
Для эффективной работы необходимо чёткое согласование всех видов целей
Информационная функция
Информация в теории управления рассматривается как поступающая совокупность сведений об изменениях во внутренней и внешней среде, данные сведения структурируют наши знания об определённом объекте. Информация представляет собой не только предмет управленческого процесса, так же его средство и продукт.
Информация является основой управленческого труда и поэтому оттого как организован её сбор, обработка и получение данных зависит эффективность управления.