Танк мi «абрамс» и модификации
Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме задним расположением ведущих колес, двумя парами поддерживающих катков, гусеницами с траками РМШ параллельного типа, индивидуальной торсионной с гидравлическими лопастными амортизаторами (1, 2, 7) системой подрессоривания (рис. 2).
Особенности ходовой части танка MI:
- семиопорная схема;
- применение лопастных гидравлических амортизаторов, соосных с торсионными валами;
- наибольший среди современных танков динамический ход опорных катков (~380 мм);
- применение гусениц со съемными асфальтоходными подушками;
- взаимозаменяемость опорных катков и направляющих гусениц и применение кривошипно-винтового механизма натяжения гусениц;
- установка ограничителя схода гусеницы на внешнем венце ведущего колеса.
Основные характеристики.
Масса танка, т | 57 – 60 |
Масса ходовой части, т | 10 (17% от массы танка) |
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) | 0,93-1,0 (91,2-98,0) |
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) | 39,9 (4,1) |
Клиренс, мм | |
Гусеница | Т-158, РМШ параллельного типа со съемными асфальто-ходными подушками (по две на тракт) |
Ширина, мм | 635 (640?) |
Шаг, мм | 193 (176?) |
Толщина, мм | |
Масса трака, кг | 26,3 |
Число траков, шт. | 78 (76?) |
Масса гусеницы, кг | 2030 (2660?) |
Усиление предварительного натяжения, кгс | |
Ведущее колесо | Двухрядное со съемными венцами и отбойными кольцами наружном венце |
Число зубьев, шт. | |
Масса, кг | |
Возвышение над дорогой, мм | |
Опорный каток | Двухбандажный с резиновыми шинами со съемными дисками и ступицей из алюминиевого сплава |
Ширина, мм | |
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм | 635 / 162 / 40 |
Масса, кг | |
Направляющее колесо | Унифицировано с опорным катком |
Поддерживающий каток | Однобандажный, обрезиненный |
диаметр, мм | 250 (279?) |
масса, кг | |
Механизм натяжения | Механический, кривошипно-винтовой |
Система подрессоривания | Индивидуальная, торсионная с гидравлическими лопастными амортизаторами (1, 2, 7) и резиновыми упорами на всех подвесках |
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм | 381 / 200 (178?) |
модуль жесткости первой подвески, кгс/см (Н/см) | 200 (1960) |
диаметр/длина/масса (кг) торсионного вала, мм | 63 / 2200 / 57 |
длина балансира, мм | |
Масса амортизатора, кг | 20,5 |
Примечание. Обозначенные вида (640?) здесь и далее указывает на наличие противоречивых данных в разных источниках.
Достоинства:
- большие динамические хода опорных катков и, как следствие, хорошая плавность хода машины;
- применение асфальтоходных подушек (см. оценку М60AI);
- упрощение конструкции подвесок и повышение их надежности за счет соосного с торсионами расположения амортизаторов;
- хорошая приспособленность ходовой части к обслуживанию ремонту (легкосъемность дисков опорных катков взаимозаменяемость опорных катков и направляющих колес и др.).
Недостатки:
- большая трудоемкость установки (снятия) асфальтоходных подушек (160 траков и по две подушки на трак, прикрепляемых одним болтом каждая);
- низкая надежность резиновых наружных и внутренних массивов обрезиненной гусеницы при движении по гравийным дорогам, частые отрывы асфальтоходных подушек из-за разрушения болтов их крепления (гусеница Т-158 имеет ресурс 5-6 тыс. км, при условии смены трех-четырех комплектов подушек);
- большая масса ведущих колес.
Ходовая часть танков Германии.
Танк «Леопард-I»
Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с задним расположением ведущих колес, четырьмя парами поддерживающих катков, гусеницами с траками РМШ параллельного типа, индивидуальной торсионной с гидравлическими телескопическими амортизаторами системой подрессоривания (рис. 3).
Особенности ходовой части танка «Леопард-I»:
· семиопорная схема;
· установка на всех подвесках кроме четвертой и пятой телескопических амортизаторов;
· «шахматное» расположение поддерживающих катков;
· Применение гусениц со съемными асфальтоходными подушками (только на танках «Леопард-IA4; гусеницы танков «Леопард-I» (А1, А2, А3) полностью обрезинены);
· Установка асфальтоходных подушек в пазах траков торца и фиксация их пружинными защелками;
· Установка на всех подвесках пружинных упоров, причем на первой подвеске упор усиленный;
· Взаимозаменяемость опорных катков и направляющих колес;
· Опорные катки с напылением износостойкого материала вместо реборд.
Основные характеристики.
Масса танка, т | |
Масса ходовой части, т | 9,2 |
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) | 0,87 (85) |
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) | 29,8 (3040 |
Клиренс, мм | 440 (по другим данным 456) |
Гусеница | D640А фирмы «Диль», РМШ параллельного типа с обрезиненной беговой дорожкой и съемными асфальтоходными подушками («Леопард-IA4») или DI39 полностью обрезинена (Леопард-1, А1. А2, А3» |
Ширина, мм | |
Шаг, мм | |
Толщина, мм | |
Масса трака, кг | 26,3 |
Число траков, шт. | |
Масса гусеницы, кг | 2212 (1970?) |
Усилие предварительного натяжения, кгс | |
Ведущее колесо | Двухрядное со съемными венцами |
Число зубьев, шт. | |
Масса, кг | |
Возвышение над дорогой, мм | |
Опорный каток | Двухбандажный с резиновыми шинами, со съемными дисками и ступицей из стали |
Ширина, мм | |
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм | 660 / 118 / 40 |
Масса, кг | |
Направляющее колесо | Унифицировано с опорным катком |
Поддерживающий каток | Однобандажный, обрезиненный |
диаметр, мм | |
масса, кг | |
Механизм натяжения | Механический, кривошипно-винтовой |
Система подрессоривания | Индивидуальная, торсионная с гидравлическими телескопическим амортизаторами (1, 2, 3, 6, 7) и пружинными упорами на всех подвесках |
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм | 279 / 128 |
модуль жесткости первой подвески, кгс/см (Н/см) | 230 (2260) |
диаметр/длина/масса (кг) торсионного вала, мм | 58 /… /… |
длина балансира, мм | |
Масса амортизатора, кг | 19,1 |
Дополнительные сведения об амортизаторе: гидравлический телескопический амортизатор выполнен по двухтрубной схеме, аналогично амортизатору БМП-1, 2; объем жидкости – 2400см3 , диаметр поршня – 65мм, ход поршня – 249мм, диаметр штока – 30мм, расчетная поверхность охлаждения – 0,16мм2 , размеры в поперечном сечении по кожуху – 190*108мм, заправлен жидкостью углеводородной структуры плотностью – 0,883 г/см3 с температурой вспышки +196ºС, застывания -33ºС, кинематической вязкостью 6,63 сСт – при 100ºС и 101 сСт – при 20 ºС; сила сопротивления при скорости поршня 0,8 м/с на обратном ходу составляет 25 кН, на прямом – 18 кН.
Достоинства:
- применение асфальтоходных подушек (см. оценку М60AI);
- удобная и надежная конструкция крепления асфальтоходовых подушек;
- хорошая приспособленность ходовой части к обслуживанию и ремонту (легкосъемность дисков опорных катков, взаимозаменяемость опорных катков и направляющих колес и др.);
- достаточно большая для танка данного поколения высота проходной неровности (18см).
Недостатки:
- низкая надежность гидроамортизаторов из-за недостаточной долговечности уплотнений штоков и слабой теплорассеивающей способности (ресурс ходовой части 5-8 тыс. км определяется ресурсом гидроамортизаторов и, видимо, не случайно для его увеличения они устанавливаются почти на всех подвесках);
- необходимость замены асфальтоходных подушек на шпоры ..предвидении движения по пересеченной местности, что сопряжено с большими затратами времени;
- низкая износостойкость асфальтоходных подушек при движении по разбитым автострадам.
Танк «Леопард-2»
Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с задним расположением ведущих колес, четырьмя парами поддерживающих катков, гусеницами с траками РМШ параллельного типа, индивидуальной торсионной с фрикционными амортизаторами и гидравлическими упорами системой подрессоривания. (рис. 4).
Особенности ходовой части танка «Леопард-2»:
- семиопорная схема;
- фрикционные амортизаторы с силой сопротивления, пропорциональной перемещению, устанавливаемые соосно с торционами (рис. 5) на всех, кроме четвертой и пятой, подвесках;
- гидравлические упоры (демпферы), устанавливаемые на тех же подвесках что и амортизаторы;
- «шахматное» расположение поддерживающих катков;
- установка асфальтоходных подушек в пазах траков (с торца) и фиксация их пружинными защелками (рис. 6);
- отсутствие ограничителей бокового смещения скоб траков; скобы удерживаются за счет сил трения между сжатой болтом скобой и пальцами (см. рис. 6);
- невзаимозаменяемость направляющих колес и опорных катков, что вызвано необходимостью изменения геометрии гусеничного обвода для уменьшения вероятности удара направляющих и ведущих колес о поверхность дороги;
- головки торсионных валов имеют одинаковые диаметры и число шлицев, а для соединения с балансиром применено муфтовое шлицевое соединение (на рис. 5 не показано);
- увеличенное расстояние между опорными катками в кормовой части из-за смещенного вперед центра масс корпуса и башни танка; наличие по этой причине статического дифферента корпуса на нос.
Основные характеристики
Масса танка, т | 55 (58) |
Масса ходовой части, т | 11,87 (12,24?) |
Давление на грунт, кгс/см2 (Н/см2 ) | 0,84 (82,4) |
Средняя нагрузка на каток, кН (тс) | 38,5 (3,93) |
Клиренс, мм | 500 (540-сзади, 490-впереди) |
Гусеница | 570 F, из стальных траков РМШ параллельного типа с обрезиненной беговой дорожкой и съемными асфальтоходными подушками (по две на трак), устанавливаемыми в пазах плиц траков и фиксируемыми пружинными защелками |
Ширина, мм | 635 (640?) |
Шаг, мм | 183,5 |
Толщина, мм | |
Масса трака, кг | 32,9 |
Число траков, шт. | |
Масса гусеницы, кг | |
Усилие предварительного натяжения, кгс | |
Ведущее колесо | Двухрядное, стальное со съемным кольцом |
Число зубьев, шт. | |
Масса, кг | |
Возвышение над дорогой, мм | |
Опорный каток | Двухбандажный с резиновыми шинами съемными дисками из алюминия (алюминиевого сплава) и стальной ступицей |
Ширина, мм | |
Размеры шины (диаметр/ширина/толщина резинового массива), мм | 700 / 162 / 35 |
Масса, кг | |
Направляющее колесо | Двухбандажное с резиновыми шинами неунифицировано с опорным катком |
Диаметр, мм | |
Масса, кг | 200 (вероятно с кривошипом) |
Поддерживающий каток | Однобандажный с резиновой шиной |
диаметр, мм | |
масса, кг | |
Механизм натяжения | Механический, кривошипно-винтовой |
Система подрессоривания | Индивидуальная, торсионная с фрикционными амортизаторами (1, 2, 3, 6, 7) и гидравлическими упорами-демпферами (1, 2, 3, 6, 7) |
ход первого опорного катка (динамический/статический), мм | 350 (340?) 176 |
модуль жесткости, кгс/см (Н/см) | 210 / 2060 |
диаметр/длина/масса (кг) торсионного вала, мм | 62 (63?) / 2200 / 53 |
длина балансира, мм | |
Масса амортизатора, кг | 50 (100?) |
Дополнительные сведения об амортизаторе и гидроупоре:
Энергоемкость амортизатора в 6,1 кДж обеспечивается силой трения дисков, сжатых тарельчатыми пружинами Бельвиля, которые дожимаются специальными кулаками с силой, пропорциональной перемещениям опорного катка; гидроупор имеет рабочий ход 130 мм и при скорости опорного катка.
~ 3,0 м/с обеспечивает поглощение энергии, равной 16,0 кДж масса гидроупора – 11,5 кг (рис. 7).
Достоинства:
- применение асфальтоходных подушек (см. оценку М60AI);
- хорошая приспособленность ходовой части к обслуживанию и ремонту (легкосъемность дисков опорных катков и асфальтоходных подушек);
- большой динамический ход первого опорного катка … мм применение фрикционных амортизаторов и гидравлических упоров-фемпферов позволяют танку двигаться по неровностям высотой 20 – 32 см без «пробоев» (выбора хода упоров-демпферов) на любых скоростях движения;
- применение фрикционных амортизаторов с силой сопротивления, пропорциональной перемещению, исключает явления … тряски», которые возникают при движении машины с гидравлическими амортизаторами с большой скоростью по мелким неровностям, а также повышает стойкость подвесок при подрыве на минах;
- конструкции тарельчатых пружин, профиль кулаков и материалы амортизаторов выбраны, исходя из того, чтобы исключить необходимость технического обслуживания блока подвески до капитального ремонта.
Недостатки:
- Невзаимозаменяемость направляющих колес и опорных катков
- Снижение плотности расположения опорных катков в кормовой части приводит к увеличению дифферента корпуса на корму при разгоне или при движении танка по грунтам с высоким коэффициентом сопротивления, что отрицательно сказывается на проходимости (повышается вероятность ударов днища в районе кормового среза о препятствия: валуны, пни и т.д.);
- Снижение плотности размещения опорных катков в кормовой части приводит также к ухудшению условий работы шин и катков вследствие возможности попадания большого количества грунта, камней и других предметов на беговую дорожку гусениц, особенно при их юзе (боковом скольжении) при повороте.