Нахождение периметра и сторон прямоугольника

29. Реши задачу, пользуясь опорными схемами.

Ра = (а + Ь)-2 а = Р:2-Ь Ра = а-4 а = Р\ 4

30. Исправь ошибку в задаче из контрольной работы.

(Тем, кто не допустил ошибок в контрольной работе, мож­но предложить выполнить задания из рабочей тетради: № 49—52 (с. 70).)

30. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны выражения.)

1368:342 245:35 639:213 512:64

31. Распределите примеры по двум группам. (Примеры на деле­ние на двузначное число и примеры на деление на трехзначное число.)

32. Найдите значение частного в примерах на деление на дву­значное число. (7, 8.)

33. Объясните, как вы подбирали цифру частного. (Делили на однозначное число: 24:3 и 51: 6.)

34. А теперь подумайте: как легче найти цифру частного при делении на трехзначное число? (Каждое число разделить на 100. Тогда получим 13:3 и 6:2.)

35. Решите эти примеры. Что у вас получилось? (4, 3.)

36. Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с письменным приемом деления на трехзначное число.)

— Работа по теме урока

Работа по учебнику

37. Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 72.

38. Что вы заметили? (Мырассуждали так же.)

№279 (с. 72).

Решение уравнений — Реши уравнения, используя опорные схемы.
х - а = Ь х = Ь.а
х — а-Ь х = а + Ь
х:а = Ь х= а ■ Ь

(На доске плакат с алгоритмом деления. Первые три приме­ра каждой группы решаются коллективно, с комментированием у доски, последние примеры — самостоятельно. Самопроверка.)

№280 (с. 72).

— Прочитайте задачу.

XII.Как удобнее составить краткую запись? (Спомощью схема­тического чертежа.)

120т 120-2т 120-4т . Нахождение периметра и сторон прямоугольника - student2.ru

I ?

XIII.Какой вопрос поставим к задаче? (Сколько материалов осталось?)

XIV.Как узнать, сколько материалов осталось? (Из всей массы вычесть то, что израсходовали.)

XV.Как узнать, сколько материалов израсходовали? (Всю массу разделить на 3.)

XVI.Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.) Решение

XVI.120 - 2 = 240 (т) — песка привезли;

XVI.120 • 4 = 480 (т) - щебенки привезли;

XVI.120 + 240 + 480 = 840 (т) — всего материалов привезли;

XVI.840 : 3 = 280 (т) — материалов израсходовали;

XVI.840 - 280 = 560 (т).

Ответ: осталось 560 т строительных материалов.

XVI. Физкультминутка

Каждый день по утрам Делаем зарядку. (Шаги на месте.) Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, (Шаги на месте.) Руки поднимать, (Руки вверх.) Приседать и вставать, (Приседания.) Прыгать и скакать. (Прыжки на месте.)

XVI. Закрепление изученного материала *

1. Работа по учебнику

№282 (с. 72).

(Работа в парах. Проверка. Одна пара отчитывается о своей работе у доски.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№53 (с. 71).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) №54 (с. 71).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик объ­ясняет порядок действий.) №55 (с. 71).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик рас­сказывает задачу и объясняет решение.) №56 (с. 71).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

XVI. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 72). Самопроверка по образцу.) Ответ: 4.

— Оцените свою работу на уроке.

2. Подведение итогов урока

— С каким вычислительным приемом вы познакомились се­годня на уроке?

— Чем деление на трехзначное число отличается от деления на двузначное число?

— Можно ли использовать старый алгоритм для выполнения вычислений?

— Какие виды задач мы решали?

— Кто разобрался в ошибках, допущенных в контрольной ра­боте?

Домашнее задание

Учебник: № 281, 283 (с. 72).

Урок 118. Письменное деление на трехзначное число

Цели: продолжить работу над письменными приемами деле­ния на трехзначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатсй выполнять письменное деление на трехзначное число; моделировать с по­мощью схематических чертежей и решать задачи на движение; читать равенства, используя математическую терминологию; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

XXIII. Организационный момент

XXIV. Актуализация знаний

1. Устный счет Круговые примеры

Нахождение периметра и сторон прямоугольника - student2.ru

XXIV.Блицтурнир

(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)

XXII.Турист ехал на автобусе 3 ч со скоростью а км/ч, а потом еще на лодке с км. Какое расстояние преодолел турист? (а-3+с.)

XXIII.Трактор проехал путь от поля до села п км за 3 ч, а грузовик — за 2 ч. Чья скорость больше и на сколько? (п: 2 — п: 3.)

XXIV.Велосипедисту надо было проехать к км. Он уже проехал 2 ч со скоростью т км/ч. Какое расстояние ему осталось проехать? (к - т ■ 2. )

1.Работа по учебнику

№ 1 (с. 78).

XXII.Прочитайте задачу.

XXIII.Как узнать расстояние? (Скорость умножить на время.)

XXIV.Можем ли мы сразу это сделать? (Нет, сначала надо выпол­нить преобразования единиц измерения.)

XXV.Как узнать, какова скорость сокола в минуту? (Надо 360км разделить на 60, так как в часе 60мин: 360:60 — 6 (км/мин).)

XXVI.Сколько метров за минуту пролетает сокол? (6 • 1000 = = 6000 (м/мин). к

XXVII.Как узнать, сколько метров пролетает сокол в секунду? (6000 : 60 =100(м/с).)

XXVIII.Узнайте, с какого расстояния пикировал сокол. (100 • 8 = = 800 (м).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске алгоритм письменного деления на двузначное и трехзначное число.)

XXIX.Решите примеры по алгоритму. 32 148: 36

158 478 : 366

(Два ученика работают у доски с комментированием.)

XXX.Чем похожи действия при решении первого и второго при­меров? (Одинаковый алгоритм вычислений.)

XXXI.Чем отличается деление? (При делении на трехзначное число каждый делитель разделили на 100. При делении на двузначное число каждый делитель разделили на 10.)

XXXII.Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письменном делении на трехзначное число.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

XXXIII.Объясните, как выполнены вычисления на с. 73. (Работа в парах.)

XXXIV.Сделайте вывод: на сколько нужно разделить каждый дели­тель, чтобы найти цифру в частном?

№284 (с. 73).

(Первые три примера — коллективно, с комментированием, последний пример — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.) №285 (с. 73).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 - вторая строка. Два ученика работают у доски. Взаи­мопроверка.) №287 (с. 73).

XXXV.Прочитайте задачу.

XXXVI.Сделаем схематический чертеж. Что нам известно? (В пер­вый день туристы поднялись на высоту 750м.)

Первый день

Нахождение периметра и сторон прямоугольника - student2.ru

Нахождение периметра и сторон прямоугольника - student2.ru

750 м

XXXVII.Что сказано о втором дне? (Туристы осилили две третьих высоты, взятой вчера.)

XXXVIII.Что значит «две третьих»? (Нужно расстояние первого дня разделить на три части и взять две такие части.)

Второй день

Нахождение периметра и сторон прямоугольника - student2.ru

2 3

— Что сказано о третьем дне? (Туристы поднялись на половину той высоты, что достигнута за первые два дня.)

— Сколько всего равных отрезков мы начертили? (5.)

— Сколько от этих 5 частей надо взять? (Половину.) Третий день

Нахождение периметра и сторон прямоугольника - student2.ru

Нахождение периметра и сторон прямоугольника - student2.ru

— Что нужно узнать в задаче? (Высоту, на которой находились туристы после третьего дня восхождения.)

— Используя чертеж, решите задачу.

(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка, ' самооценка.) Решение

IV.750: 3 • 2 = 500 (м) — преодолели во второй день;

V.750 + 500 = 1250 (м) — преодолели за два дня;

VI.1250 : 2 = 625 (м) — преодолели в третий день;

VII.1250 + 625= 1875 (м).

Ответ: за три дня туристы поднялись на высоту 1875 м. V. Физкультминутка

Ча-ча-ча-ча-ча-ча — (Три хлопка по бедрам.) Печка очень горяча. (Четыре прыжка на двух ногах.) Чи-чи-чи-чи-чи-чи — (Три хлопка над головой.) Печет печка калачи. (Четыре приседания.) Чу-чу-чу-чу-чу-чу — (Три хлопка за спиной.) Будет всем по калачу. (Четыре прыжка на месте.) Чо-чо-чо-чо-чо-чо — (Три хлопка перед собой.) Осторожно, горячо! (Подуть на руки.)

VI. Закрепление изученного материала

VII. Работа по учебнику№288 (с. 73). ч (Устное выполнение.^

Наши рекомендации