Нахождение периметра и сторон прямоугольника
29. Реши задачу, пользуясь опорными схемами.
Ра = (а + Ь)-2 а = Р:2-Ь Ра = а-4 а = Р\ 4
30. Исправь ошибку в задаче из контрольной работы.
(Тем, кто не допустил ошибок в контрольной работе, можно предложить выполнить задания из рабочей тетради: № 49—52 (с. 70).)
30. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны выражения.)
1368:342 245:35 639:213 512:64
31. Распределите примеры по двум группам. (Примеры на деление на двузначное число и примеры на деление на трехзначное число.)
32. Найдите значение частного в примерах на деление на двузначное число. (7, 8.)
33. Объясните, как вы подбирали цифру частного. (Делили на однозначное число: 24:3 и 51: 6.)
34. А теперь подумайте: как легче найти цифру частного при делении на трехзначное число? (Каждое число разделить на 100. Тогда получим 13:3 и 6:2.)
35. Решите эти примеры. Что у вас получилось? (4, 3.)
36. Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с письменным приемом деления на трехзначное число.)
— Работа по теме урока
Работа по учебнику
37. Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 72.
38. Что вы заметили? (Мырассуждали так же.)
№279 (с. 72).
Решение уравнений — Реши уравнения, используя опорные схемы. |
х - а = Ь х = Ь.а |
х — а-Ь х = а + Ь |
х:а = Ь х= а ■ Ь |
(На доске плакат с алгоритмом деления. Первые три примера каждой группы решаются коллективно, с комментированием у доски, последние примеры — самостоятельно. Самопроверка.)
№280 (с. 72).
— Прочитайте задачу.
XII.Как удобнее составить краткую запись? (Спомощью схематического чертежа.)
120т 120-2т 120-4т . |
I ?
XIII.Какой вопрос поставим к задаче? (Сколько материалов осталось?)
XIV.Как узнать, сколько материалов осталось? (Из всей массы вычесть то, что израсходовали.)
XV.Как узнать, сколько материалов израсходовали? (Всю массу разделить на 3.)
XVI.Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.) Решение
XVI.120 - 2 = 240 (т) — песка привезли;
XVI.120 • 4 = 480 (т) - щебенки привезли;
XVI.120 + 240 + 480 = 840 (т) — всего материалов привезли;
XVI.840 : 3 = 280 (т) — материалов израсходовали;
XVI.840 - 280 = 560 (т).
Ответ: осталось 560 т строительных материалов.
XVI. Физкультминутка
Каждый день по утрам Делаем зарядку. (Шаги на месте.) Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, (Шаги на месте.) Руки поднимать, (Руки вверх.) Приседать и вставать, (Приседания.) Прыгать и скакать. (Прыжки на месте.)
XVI. Закрепление изученного материала *
1. Работа по учебнику
№282 (с. 72).
(Работа в парах. Проверка. Одна пара отчитывается о своей работе у доски.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№53 (с. 71).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) №54 (с. 71).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик объясняет порядок действий.) №55 (с. 71).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик рассказывает задачу и объясняет решение.) №56 (с. 71).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
XVI. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 72). Самопроверка по образцу.) Ответ: 4.
— Оцените свою работу на уроке.
2. Подведение итогов урока
— С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?
— Чем деление на трехзначное число отличается от деления на двузначное число?
— Можно ли использовать старый алгоритм для выполнения вычислений?
— Какие виды задач мы решали?
— Кто разобрался в ошибках, допущенных в контрольной работе?
Домашнее задание
Учебник: № 281, 283 (с. 72).
Урок 118. Письменное деление на трехзначное число
Цели: продолжить работу над письменными приемами деления на трехзначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатсй выполнять письменное деление на трехзначное число; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на движение; читать равенства, используя математическую терминологию; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
XXIII. Организационный момент
XXIV. Актуализация знаний
1. Устный счет Круговые примеры
XXIV.Блицтурнир
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)
XXII.Турист ехал на автобусе 3 ч со скоростью а км/ч, а потом еще на лодке с км. Какое расстояние преодолел турист? (а-3+с.)
XXIII.Трактор проехал путь от поля до села п км за 3 ч, а грузовик — за 2 ч. Чья скорость больше и на сколько? (п: 2 — п: 3.)
XXIV.Велосипедисту надо было проехать к км. Он уже проехал 2 ч со скоростью т км/ч. Какое расстояние ему осталось проехать? (к - т ■ 2. )
1.Работа по учебнику
№ 1 (с. 78).
XXII.Прочитайте задачу.
XXIII.Как узнать расстояние? (Скорость умножить на время.)
XXIV.Можем ли мы сразу это сделать? (Нет, сначала надо выполнить преобразования единиц измерения.)
XXV.Как узнать, какова скорость сокола в минуту? (Надо 360км разделить на 60, так как в часе 60мин: 360:60 — 6 (км/мин).)
XXVI.Сколько метров за минуту пролетает сокол? (6 • 1000 = = 6000 (м/мин). к
XXVII.Как узнать, сколько метров пролетает сокол в секунду? (6000 : 60 =100(м/с).)
XXVIII.Узнайте, с какого расстояния пикировал сокол. (100 • 8 = = 800 (м).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске алгоритм письменного деления на двузначное и трехзначное число.)
XXIX.Решите примеры по алгоритму. 32 148: 36
158 478 : 366
(Два ученика работают у доски с комментированием.)
XXX.Чем похожи действия при решении первого и второго примеров? (Одинаковый алгоритм вычислений.)
XXXI.Чем отличается деление? (При делении на трехзначное число каждый делитель разделили на 100. При делении на двузначное число каждый делитель разделили на 10.)
XXXII.Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письменном делении на трехзначное число.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
XXXIII.Объясните, как выполнены вычисления на с. 73. (Работа в парах.)
XXXIV.Сделайте вывод: на сколько нужно разделить каждый делитель, чтобы найти цифру в частном?
№284 (с. 73).
(Первые три примера — коллективно, с комментированием, последний пример — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.) №285 (с. 73).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 - вторая строка. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка.) №287 (с. 73).
XXXV.Прочитайте задачу.
XXXVI.Сделаем схематический чертеж. Что нам известно? (В первый день туристы поднялись на высоту 750м.)
Первый день
750 м
XXXVII.Что сказано о втором дне? (Туристы осилили две третьих высоты, взятой вчера.)
XXXVIII.Что значит «две третьих»? (Нужно расстояние первого дня разделить на три части и взять две такие части.)
Второй день
2 3
— Что сказано о третьем дне? (Туристы поднялись на половину той высоты, что достигнута за первые два дня.)
— Сколько всего равных отрезков мы начертили? (5.)
— Сколько от этих 5 частей надо взять? (Половину.) Третий день
— Что нужно узнать в задаче? (Высоту, на которой находились туристы после третьего дня восхождения.)
— Используя чертеж, решите задачу.
(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка, ' самооценка.) Решение
IV.750: 3 • 2 = 500 (м) — преодолели во второй день;
V.750 + 500 = 1250 (м) — преодолели за два дня;
VI.1250 : 2 = 625 (м) — преодолели в третий день;
VII.1250 + 625= 1875 (м).
Ответ: за три дня туристы поднялись на высоту 1875 м. V. Физкультминутка
Ча-ча-ча-ча-ча-ча — (Три хлопка по бедрам.) Печка очень горяча. (Четыре прыжка на двух ногах.) Чи-чи-чи-чи-чи-чи — (Три хлопка над головой.) Печет печка калачи. (Четыре приседания.) Чу-чу-чу-чу-чу-чу — (Три хлопка за спиной.) Будет всем по калачу. (Четыре прыжка на месте.) Чо-чо-чо-чо-чо-чо — (Три хлопка перед собой.) Осторожно, горячо! (Подуть на руки.)
VI. Закрепление изученного материала
VII. Работа по учебнику№288 (с. 73). ч (Устное выполнение.^