Работа по учебнику № 122 (с. 32).
I.Прочитайте задачу.
II. Выполним чертеж к зада че. Что известно в задаче? (Пловцы двигались в противоположных направлениях, известны их скорости и расстояние, которое проплыл первый пловец.)
90 м/мин | 40 м/мин |
270 м | ? |
III. Как узнать расстояние? (Время умножить на скорость.)
IV.Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, так как неизвестно время.)
V. Как мы можем узнать время? (Первый и второй пловцы плыли одинаковое время. Известны скорость первого пловца и расстояние, которое он проплыл. Зная это, мы можем найти время.)
VI.Запишите решение задачи самостоятельно.
(Проверка.)
Решение
1.270 : 90 = 3 (мин) - время;
2.40-3 = 120 (м).
Ответ: второй пловец проплывет 120 м.
VII. Составьте обратные задачи. Какие вопросы вы поставите к задачам? (За какое время пловцы удалятся друг от друга на данное расстояние? Какова скорость одного из пловцов? И т. д.)Составьте чертеж к любой обратной задаче и решите ее. (Несколько учеников выполняют чертежи на доске. Проверка,
самооценка. Тем, кто справится с задачами быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 124 (с. 32).) 2. Выполнение заданий в рабочей тетради №26 (с. 35).
VIII. Какой шаг будет первым? (Определить количество цифр в частном.)
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 21 (с. 33).) №25 (с. 34).
(Работа в парах. Учащиеся решают задачи поочередно. Проверка.)
VIII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 32). Взаимопроверка.) Ответ: 626 (ост. 300).
IX.Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
X.В чем особенность примеров, которые учились решать на уроке?
XI.Какой шаг алгоритма деления обязателен для предупреждения ошибок?
XII.Как называются задачи, которые мы решали?
XIII.Какое задание на уроке было интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 123 (с. 32). Рабочая тетрадь: № 20 (с. 33).
Урок 8 8. Решение задач
Цели: развивать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать с помощью чертежей и решать задачи на движение в противоположных направлениях; составлять и решать обратные задачи; определять порядок действий в сложных выражениях^ работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.Ход урока
— Организационный момент
— Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Молчанка»
1 2 3 4 5 6 7 |
(Учитель показывает пропуск, учащиеся — карточку с ответом. Анализ ошибок с комментированием правильного решения.)
Делимое | ||||||||||
Делитель | ||||||||||
Частное |
Работа над задачами
III.Из одного поселка одновременно в противоположных направлениях выехали автомобиль и автобус. Какое расстояние между ними будет через 5 ч, если скорость автомобиля 80 км/ч, а скорость автобуса 60 км/ч? ((80 + 60)-5= 700(км).)
IV.От одной станции одновременно в противоположных направлениях отошли два поезда со скоростями 75 км/ч и 85 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 640 км? (640: (75 + 85) =4 (ч).)
V.Из одного города одновременно в противоположных направлениях выехали два велосипедиста со скоростями 12 км/ч и 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними, когда первый велосипедист проедет 48 км? (48:12- (12 + + 75; = 108 (км).)
VI.Из одного города одновременно в противоположных направлениях выехал велосипедист и вышел пешеход. Скорость пешехода 5 км/ч, а велосипедиста - в 3 раза больше. Через какое время расстояние между ними будет 60 км? (60: (5 + 5 • 3) =3(ч).)
VI.Задание на смекалку
Игра «Кто быстрее»
(Работа в группах. Каждая группа получает фигуры из бумаги.)
8 9 10 11 12 |
VI.Дополните до прямоугольника фигуры А, В, С, используя некоторые из фигур 1—12.
III. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите чертеж и составьте по нему задачу.
90 км/ч | 40 км/ч | 1 = 1 |
39( | ) м |
(Учитель меняет карточки на чертеже.)
|
— Чем отличается эта задача от предыдущей? Что в ней надо узнать?
(Учитель снова меняет карточки на чертеже.)
90 км/ч ■ ■ | ? 1 1 |
39( | ) м |
— Что надо узнать в этой задаче?
— Как называются такие задачи?
— О каком виде движения идет речь в этих задачах?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задан на движение в противоположных направлениях, научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам, составлять и решать взаимообратные задачи.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику '
№125 (с. 33).
— Прочитайте задачу 1. Рассмотрите чертеж.
I.Что известно в задаче? Что нужно найти?
II. Что найдем в первом действии? (Общую скорость, или скорость удаления.)
III. Как узнаем расстояние? {Скорость удаления умножим на время.)
IV.Запишите решение задачи выражением. ((5 + 4) 3 = 27(км).)
V. Каким еще способом можно решить задачу? (Узнать, какие расстояния пройдут один и другой пешеходы, и сложить их: 5-3 +4- 3 = 27 (км).)
VI.Прочитайте задачу 2. Рассмотрите чертеж.
VII.Что известно в этой задаче? Что нужно найти?
VIII. Как найти время? (Расстояниеразделить на скорость.)
IX.Как узнать скорость удаления?
X.Запишите решение задачи выражением. (27: (5 + 4)=3(ч).)
XI.Прочитайте задачу 3. Рассмотрите чертеж.
XII.Что известно в этой задаче? Что нужно найти?
XIII.Как найти общую скорость?
XIV.Как узнать скорость второго пешехода?
XV.Запишите решение задачи выражением. (27:3-5 = 4 (км/ч).)
XVI. Прочитайте все три задачи. Похожи ли они? Чем? (Задачи на движение в противоположных направлениях.)
XVII. Чем они отличаются? (Если в первой задаче неизвестно расстояние, то во второй и третьей задачах оно дано, но неизвестным во второй задаче становится время, а в третьей — скорость.)
XVIII. Как называются такие задачи? (Взаимообратные.) №126 (с. 33).
(Работа в парах. Выборочная проверка, самооценка.)
1. Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хочет хомка сильным стать.
2. Закрепление изученного материала
2. Самостоятельная работа »
(См.: сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 19 (с. 52, 53).)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради№29 (с. 35).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)№27(с. 35).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 28 (с. 35).)
3. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 33). Взаимопроверка.) Ответы: 5405, 3050.
XIX.Оцените свою работу на уроке.
— Подведение итогов урока
XX.Какие задачи мы решали сегодня на уроке?
XXI.Почему они называются взаимообратными?
XXII.Как называют общую скорость при движении в противоположном направлении?
XXIII.Какое задание сегодня было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 127, 128 (с. 33).
Урок 8 9. Закрепление изученного
Цели: отрабатывать вычислительные приемы умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на движение в противоположных направлениях; составлять и решать обратные задачи; определять порядок действий в сложных выражениях; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними, выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
— Организационный момент
— Актуализация знаний
Математический диктант
2.Найдите произведение чисел 700 и 4. (2800.)
3.Делимое 800, делитель 80. Чему равно частное? (10.)
4.Какое число меньше, чем число 560, в 80 раз? (7.)
5.Во сколько раз 4 тысячи больше 2 сотен? (В 20.)э) нему равно частное от деления чисел 3200 и 800? (4.)
— Увеличьте число 22 в 30 раз. (660.)
— Первый множитель 400, второй 30. Чему равно произведение? (12 000.)
— Уменьшите число 7200 в 80 раз. (90.)
— Произведение чисел 15 и 400 уменьшите в 100 раз. (60.) 2. Работа над задачами
- Прослушайте три задачи, выберите и решите ту, к которой подходит данный чертеж.
60 км/ч | 50 км/ч |
I.Из одного города в противоположных направлениях выехали два мотоциклиста. Через 4 ч расстояние между ними стало 440 км, причем первый мотоциклист проехал 240 км. Какое расстояние за это время проехал второй мотоциклист?
II.Из одного города в противоположных направлениях выехали два мотоциклиста. Первый двигался со скоростью 60 км/ч, второй - со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 ч?
III.Два мотоциклиста, двигаясь из одного города в противоположных направлениях, за 4 ч проехали 440 км. Скорость первого из них 60 км/ч. Найдите скорость второго мотоциклиста.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№129 (с. 34).
- Рассмотрите решение примеров. Что вы заметили? Какие ошибки вы нашли? (В частных пропущены нули.)
- Что нужно сделать, чтобы не допустить подобных ошибок? (Сначала нужно найти первое неполное делимое и определить количество цифр в частном.)
- Что нужно сделать дальше? Расскажите алгоритм.
(Учитель закрепляет плакат с алгоритмом на доске.)
№130 (с. 34).
(Самостоятельное выполнение по алгоритму. Два ученика работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.)
№ 133 (с. 34).
- Прочитайте задачу.
- Как кратко оформить условие? (Сделать чертеж.)
(Один ученик выполняет чертеж на доске с комментированием, остальные работают в тетрадях.)12 км/ч 10 км/ч
? ? 44 км
- Что найдем в первом действии? (Общую скорость, или скорость удаления.)
- Как найти время? (Общее расстояние разделить на скорость удаления.)
- Как найти расстояние, которое пройдет первый лыжник?
- Как узнать расстояние, которое пройдет второй лыжник?
- Каким еще способом можно это сделать?
- Запишите решение задачи по действиям с пояснениями. (Самопроверка, самооценка.)
Решение
3.12 + 10 = 22 (км/ч) — скорость удаления;
4.44 : 22 = 2 (ч) - время;
5.12 • 2 = 24 (км) - пройдет первый лыжник;
6.10 • 2 = 20 (км) - пройдет второй лыжник.
Ответ: первый лыжник пройдет 24 км, а второй - 20 км. Дополнительное задание: составить и решить обратную задачу.
6. Физкультминутка
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так».
(Руки на пояс, наклоны вправо и влево.)
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точно сообщает.
(Руки согнуты перед грудью,
резкими рывками развести их в стороны.)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать.
(Шаги на месте.)
6. Продолжение работы по теме урока