Урок 131. Закрепление изученного
Цель: закреплять изученные приемы письменных вычислений, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать правильность выполнения действий; проверять правильность выполнения деления, используя взаимосвязь умножения и деления; решать задачи изученных видов; выполнять задания поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
— Организационный момент
— Актуализация знаний
Устный счет
Игра «Засели квартиры»
(На доске рисунок дома с окошками. Учащиеся решают пример, выбирают карточку с ответом, выходят к доске и закрепляют в нужном окошке.)
Блицтурнир
(Учитель читает задачу. Учащиеся записывают решение.)
VIII.Винни-Пух за месяц съел 75 баночек меда, а Пятачок - 15 баночек. Во сколько раз меньше съел за неделю Пятачок, чем Винни-Пух? (75: 15.)
IX.Когда Винни-Пух лез за медом, пчелы ужалили его 80 раз, а когда летел вниз — на 35 раз больше. Сколько раз ужалили пчелы Винни-Пуха, пока он летел вниз? (80 + 35.)
X.Винни-Пух съел за обедом у Кролика 32 бутерброда со сгущенкой, а с медом — в 2 раза больше. Сколько бутербродов не позволили Винни-Пуху вылезти из домика Кролика? (.32 + 32-2.)
XI.У Кролика на полке стояли 6 больших баночек меда и 78 маленьких баночек. На сколько больше маленьких баночек меда на полке у Кролика? (78—6.)
XI. Минутка для любознательных
19. Решите логические задачи.
□ Мама дала сыну 100 руб. Он купил несколько стаканчиков мороженого по 17 руб. и принес сдачу в виде нескольких пятирублевых монет. Сколько было монет? (Число, выражающее стоимость мороженого, должно делиться на 5. Тогда остаток тоже будет делиться на 5. Число стаканчиков может быть 5, 10, 15 и т. д. Но денег было 100руб., значит стоимость мороженого меньше 100. Значит, стаканчиков было 5: (100 -17-5): 5 = 3 (м.).)
□ Два пакета молока и пачка творога стоят 94 руб., а две пачки творога и пакет молока стоят 80 руб. Что стоит дороже: пачка творога или пакет молока — и на сколько? (Пакет молока стоит 36руб., а пачка творога — 22руб. Молоко стоит на 14руб. дороже.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 96).
(Работа в парах. Проверка.)
20. Какие ошибки вы обнаружили, работая в парах? (В первом примере неправильно нашли второе число в частном, так как 7- 5 = 35. Во втором примере остаток, найденный при делении числа 24, равен делителю. В третьем примере неправильно вычли из 7 число 4.)
21. Как узнать, правильно ли мы выполнили деление? (Сделать проверку умножением.)
№2 (с. 95).
(Первые три примера — коллективно, с комментированием и записью на доске, последний пример — самостоятельно. Проверка. Самооценка.) №3(с. 95).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первый и второй примеры, вариант 2 - третий и четвертый примеры. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка. Самооценка.)
21. Физкультминутка
Мы веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово «три», Все с гримасами замри. Раз, два, три!
21. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
№5 (с. 96).
22. Прочитайте задачу.
23. Как кратко можно записать условие? (Спомощью таблицы.)
24. Составим таблицу. Что обозначает число 200? (Количество ящиков, которые привезли на одной машине.)
25. Что обозначает число 50? (На столько больше ящиков на другой машине.)
26. Что обозначает число 4? (Массу одного ящика.)
27. Какие были ящики? (Одинаковые.)
I |
28. Что надо узнать в задаче? (Сколько килограммов слив привезли на каждой машине.)
Масса одного ящика | Количество ящиков | Общая масса слив | ||
Первая машина | 4 кг | 200 шт. | ? | |
Вторая машина | ?, на 50 > шт. ' | ? |
Что для этого необходимо знать? (Массу ящика и количество ящиков в каждой машине.)
□ Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. Решение:
4. 200 + 50 = 250 (ящ.) — на второй машине;
5. 4 • 200 = 800 (кг) — на первой машине;
6. 4 • 250 = 1000 (кг) — на второй машине.
Ответ: на первой машине привезли 800 кг слив, а на второй — 1000 кг.
' (Проверка. Самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 7, 8 (с. 96).)
Проверочная работа
(См.: тетрадь «Проверочные работы», с. 86—87.)
I. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
1) Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Какие ошибки можно допустить при выполнении деления столбиком?
- Какое задание было самым интересным?
- Кто из вас справился со всеми заданиями на уроке?
- Кому нужно помочь при подготовке к контрольной работе?
Домашнее задание
Учебник: № 4 (с. 96).
Рабочая тетрадь: № 33 (с. 69).
Принести на следующий урок калькуляторы.