Урок 129. Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное

Цели: познакомить с алгоритмом деления трехзначного числа на однозначное; закреплять умение решать задачи и уравнения изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление трехзначного числа на однозначное по ал­горитму; решать задачи и уравнения изученных видов; читать ра­венства, используя математическую терминологию; решать задачи поискового характера способом решения с конца.

Ход урока

CIV Организационный момент

CV Актуализация знаний

Устный счет

— Заполните таблицу.

Делимое    
Делитель      
Частное          
Остаток      

VII.Какие остатки могут быть при делении на числа 7, 8, 9?

VIII.Может ли получиться остаток 8 при делении на 7? Почему? (Можно еще раз взять по 7.)

IX.Решите задачи в стихах.

Десять грустных лягушат Под кустом сидят, молчат. Комаров собрать хотели, Да нечаянно их съели. Но учитель не суров: — Если каждый съест по паре, Будет меньше комаров!

X.Сколько комаров съели лягушата? (20.)

Мы только с парохода, Мы только из похода. Одиннадцать недель Гостили на воде. А сколько это дней? Сосчитай-ка поскорей! (77.)

Три мартышки утром рано, Ссорясь, делят шесть бананов. Поровну и без обмана Разделите им бананы. (2.) На лужайке у дорожки Ходят-бродят козьи ножки. У развилки двух дорог Вижу я двенадцать ног. Задаю я вам вопрос: Сколько там пасется коз? (3.)

Минутка для любознательных

XI.Решите логические задачи.

47 Папа купил 2 кг персиков. К обеду мама взяла из них поло­вину, и 1 персик взяла дочь. К ужину мама взяла половину оставшихся персиков, и 2 персика взял сын для себя и для сестры. После этого осталось 2 персика. Сколько персиков в 2 кг?

(Учитель объясняет, что такие задачи решаются с конца при помощи составления по порядку обратных операций.)

Когда сын взял 2 персика, осталось 2. Выполним обратную операцию: 2 + 2 = 4 (п.).

К ужину мама взяла половину, т. е. разделила оставшиеся пер­сики на 2. Выполним обратную операцию: 4-2 = 8 (п.).

Дочь взяла 1 персик. Выполним обратную операцию: 8 + 1 = = 9 (п.).

9 персиков — это половина того, что взяла мама. Это состав­ляет 1 кг. Выполним обратную операцию: 9-2=18 (п.).

Значит, в 2 кг 18 персиков (при условии, что масса персиков примерно одинаковая).

48 Крестьянка продала первому покупателю половину имев­шихся у нее груш и еще 5 груш. Второму покупателю — по­ловину остатка и последние 5 груш. Сколько груш у нее было вначале? (30.)

III. Самоопределение к деятельности

XII.Выполните деление устно. 936:3

(Один ученик комментирует решение, учитель выполняет за­пись на доске.)

936 : 3 = (900 + 30 + 6): 3 = 900 : 3 + 30 : 3 + 6 : 3 = 300 + 10 + + 2 = 312

XIII.А теперь попробуем устно решить такой пример. 725:5

• Представьте число 725 в виде разрядных слагаемых. (725 = = 700 + 20 + 5.)

• Подходят ли такие слагаемые для деления? (Нет, 700 не­удобно делить на 5.)

• Какое круглое трехзначное число до 725 делится на 5? (500.)

• Какие удобные слагаемые получились? (725 = 500 + 200 + 25.)

• Выполните деление.

(Один ученик работает у доски, остальные комментируют.) 725 : 5 = (500 + 200 + 25): 5 = 500 : 5 + 200 : 5 + 25 : 5 = 100 + ' + 40 + 5 = 145

• Как еще можно выполнить деление? (Письменно, в столбик.)

• Выполним деление этим способом.

(Учащиеся комментируют решение, учитель выполняет запись на доске.)

• С какого разряда начинаем деление? (Сразряда сотен.)

• Делим 7 сотен на 5. Какое число, близкое к 7, делится на 5? (5.) 5 :5 = 1, в частном будет 1 сотня. Умножаем 5 на 1, получаем 5.

Разделили 5 сотен, записываем под сотнями 5. Вычитаем из 7 со­тен 5 сотен, получаем остаток 2 сотни. Число 2 не делится на 5. Делим десятки: пишем под чертой цифру 2; 2 сотни и 2 десятка — это 22 десятка. Делим 22 на 5.

• Какое число, близкое к 22, делится на 5? (20.)

22 : 5 = 4, в частном будет 4 десятка. Умножаем 5 на 4, полу­чаем 20. Вычитаем, получаем остаток 2 десятка. Делим единицы. 2 десятка и 5 единиц — это 25 единиц.

25 : 5 = 5, в частном пишем 5. Умножаем 5 на 5, получаем 25. Вычитаем 25 из 25, остаток 0. Единицы разделились все. Читаем ответ: 145.

_725 5

_22 20

Т* \ 11 о

• Какой способ записи вычислений удобнее? (Второй.)

• Что нужно знать, чтобы не ошибаться в решении подобных примеров? (Алгоритм деления трехзначного числа на одно­значное.)

• Сформулируйте тему и задачи урока.

Работа по теме урока

Работа по учебнику

• Прочитайте алгоритм деления трехзначного числа на одно­значное на с. 93.

• Правильно ли мы рассуждали?

• Назовите в объяснении слова, выделенные жирным шрифтом.

• Составим алгоритм деления трехзначного числа на одно­значное.

- Делим сотни (десятки, единицы):...

- Делим... на...

- В частном пишем...

- Умножаем... на...

- Вычитаем... из...

- Остаток...

- Читаем ответ...

(Алгоритм можно вывесить на доске или раздать учащимся на карточках.) № 1 (с. 93).

(Учитель или кто-то из учеников комментирует решение при­мера с записью на доске.) №2 (с. 93).

Первые два примера — коллективно, с комментированием и записью на доске, последний пример — самостоятельно. Про­верка. Самооценка.)

V. Физкультминутка

Будто в классики, немножко Прыгаем на правой ножке. А теперь на левой тоже. Сколько продержаться сможем?

Наши рекомендации