Урок 6 9. Приём умножения для случаев вида 23х4, 4х23.
Цели: познакомить с приемами умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное; закреплять умение применять переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать прием умножения суммы на число при умножении двузначного числа на однозначное; читать равенства, используя математическую терминологию; переводить одни единицы длины в другие, используя соотношения между ними; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
Устный счет
Игра «Кто быстрее полетит в космос?»
(Каждый ряд получает лист бумаги с изображением ракеты. На ракете записаны примеры на умножение и деление по количеству учеников в ряду. По команде учителя первый ученик с каждого ряда начинает решать пример. Затем передает ракету следующему ученику со своего ряда. После окончания игры учитель открывает ответы на доске. Побеждает ряд, который решит все примеры быстрее других и не допустит ошибок.)
2.Минутка для любознательных
Начертите три прямые так, чтобы на каждой из них были отмечены 3 точки, а всего точек было бы 6.
Ответ:
Математический диктант
¾ Замените данные числа суммой разрядных слагаемых. 85,77,98,45,26.
¾ Подчеркните в этих выражениях однозначные числа одной чертой, а двузначные двумя чертами.
III.Самоопределение к деятельности
¾ Выполните вычисления. 4• 6 20• 6 10• 30 45• 4 7• 51
¾ Какие примеры вызвали у вас затруднения? (Два последних примера.)
¾ Почему? (Мы еще не решали примеры на умножение двузначного числа на однозначное и однозначного числа на двузначное.)
¾ Сформулируйте тему и задачи урока.
IV.Работа по теме урока
Работа по учебнику
¾ Прочитайте первый пример на с. 8. На какие разрядные слагаемые разложили первое число?
¾ Расскажите, как выполнили вычисления.
¾ Какой прием использовали для решения примера? (Прием умножения суммы на число.)
¾ Прочитайте второй пример. Какое свойство использовали для его решения? (Переместительное свойство умножения.)
¾ Как продолжить решение примера?
№ 1 (с. 8).
Алгоритм объяснения
Заменяем... Получаем пример...
Умножаем каждое слагаемое...
Складываем результаты...
V.Физкультминутка
Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой —
И присел, согнув колени.
Встал, присел —
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!
Е. Гайтерова
VI.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№2 (с. 8).
¾ Прочитайте задачу.
¾ О какой величине в ней говорится? (О массе.)
¾ Как удобнее записать задачу кратко? (В таблице.)
¾ Что такое 8 кг? (Масса одной посылки с книгами.)
¾ Что такое 32 кг? (Масса всех посылок с книгами.)
¾ Как назовем этот столбец? (Общая масса.)
¾ Какая еще графа должна быть в таблице? (Количество.)
¾ Что такое 6 кг? (Масса посылки с фруктами.)
¾ Что сказано о количестве, посылок? (Столько же.)
¾ Как сказать по-другому? (Одинаковое.)
¾ Что надо найти в задаче? (Массу посылок с фруктами.)
¾ Что найдем в первом действии? Как найдем? (Зная массу посылок с книгами и массу одной посылки, найдем количество посылок.)
¾ Что найдем во втором действии? (Так как посылок с фруктами столько же, найдем массу этих посылок.)
¾ Запишите решение задачи по действиям.
Решение:
32 : 8 = 4 (п.) — с книгами или с фруктами;
6 • 4 = 24 (кг).
Ответ: масса посылок с фруктами 24 кг.
Запишите решение задачи одним выражением. (32: 8• 6 = 24 (кг).)
№5 (с. 8).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Один ученик у доски читает решение, остальные в парах проверяют.)
Решите цепочку примеров на полях на с. 8. (Работа в парах.)
№ 7 (с. 8).
VII.Рефлексия
¾ («Проверь себя» (учебник, с. 8). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает у доски. Взаимопроверка.)
¾ Оцените свою работу на уроке.