Кафедра государственного, муниципального и экономического управления
ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ
Кафедра государственного, муниципального и экономического управления
УТВЕРЖДАЮ
Рег. № _______________ Декан юридического факультета
«_____» __________2015г. _____________ Б.А.Мкртычян
«____»________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С 3. Б. 19.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
40.05.02 Правоохранительная деятельность
Курс: 2 | Семестр: 3 |
Юридический факультет | Очная |
Вид занятий | Объем занятий [зачетных ед./часов] | Семестр |
Общая трудоемкость по учебному плану | 3 з.ед./108 ч. | |
В том числе, | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции, в том числе | ||
Интерактивные формы | ||
Практические занятия, в том числе | ||
Интерактивные занятия | ||
Самостоятельная работа, всего | ||
В том числе: | ||
Реферат | ||
Экзамен | 1 (27) |
Новосибирск 2015
УДК 351.74 (07)
ББК 67.7, я7
Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 031001 – Правоохранительная деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14.01.2011 г., № 20, рабочего учебного плана, утвержденного ученым советом НГАУ от 28 сентября 2015 г., протокол № 7.
Программу разработал:
кандидат юридических наук, доцент __________________ Д.Н.Безрядин
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственного, муниципального и экономического управления
Протокол № 2 от 15 октября 2015г.
Заведующий кафедрой,
кандидат экономических наук, доцент ______________________ А.В.Гааг
Программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии юридического факультета
Протокол №__________ от «___» _____________ 2015г.
Председатель методической комиссии, доцент _____________ Е.Л. Шабалина
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
Лист регистрации изменений
№ п/п | Информация о внесенных изменениях | № протокола заседания кафедры | Дата внесения | Подпись | Срок введения изменений в действие | |
1.2. Внешние и внутренние требования
Внешние требования к освоению дисциплины регламентируются ФГОС ВО СЗ.Б.19 «Основы управления в правоохранительных органах», в части отнесения ее к базовой части профессионального цикла, как обязательной дисциплины.
Внутренние требовании определяются видами и задачами профессиональной деятельности юриста, и формируемыми компетенциями.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины
Дисциплина «Основы управления в правоохранительных органах» изучается студентами второго курса юридического факультета. Цель изучения - обеспечить формирование у студентов необходимых знаний, умений, навыков и компетенций по управлению органами внутренних дел в условиях динамично изменяющейся оперативной обстановки. Задачей курса является дать основы знаний по управлению такими сложными общественными системами как правоохранительные органы, обратить внимание на те проблемы, с которыми приходится сталкиваться при общении с сослуживцами, подчиненными и руководством. Курс включает в себя изучение теоретических и прикладных вопросов организации управления правоохранительными органами и строится на базе обобщения современных положений науки управления, использования отечественного и зарубежного опыта. Главное внимание уделяется формированию у студентов твердых навыков выполнения управленческих задач в различных ситуациях.
В процессе достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- получение студентом необходимых теоретических знаний по основам управления в правоохранительных органах, которые в дальнейшем могут быть использованы при изучении других дисциплин;
- понимание социального значения правоохранительных органов, содержания основных принципов управления, приобретение навыков самостоятельного анализа действующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов;
- приобретение навыков самостоятельной работы студентов со специальной и учебной литературой.
1.4. Особенности (принципы) построения дисциплины
Необходимый уровень качества подготовки бакалавра является системообразующим фактором в динамичной системе учебного процесса по ООП и предполагает логическую последовательность изучения дисциплин.
Предшествующая дисциплина «правоохранительные органы».
Последующие дисциплины: «трудовое право», «административное право», «уголовное право.
1.5. Требования к уровню освоения учебной дисциплины
Дисциплина «Основы управления в правоохранительных органах» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции (ОК):
- способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и этикета (ОК-5).
Профессиональные компетенции (ПК):
- способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-29);
- способность организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-30)
Таблица 1
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины
Таблица 2
Содержание отдельных разделов и тем.
Тема1. Социальное управление: понятие, содержание, виды. Предмет, система и задачи курса «Основы управления в правоохранительных органах.
Понятие и сущность управления как атрибута любой организованной материи. Виды управления. Система управления. Субъекты и объекты управления. Прямые и обратные информационные связи в управлении. Особенности социального управления, его содержание. Виды социального управления: управление обществом, государством, организацией, группой, социальными процессами и явлениями.
Исторический очерк развития науки управления. Общая характеристика основных «школ» управления. Комплексный характер управления как науки. Факторы, обусловливающие возрастание роли и усложнение задач управления в современных условиях.
Системный подход как методология научного исследования и решения практических проблем управления. Сущность и содержание основных элементов системного подхода и их характеристика. Перспективы использования системного подхода в решении проблем управления правоохранительными органами в современных условиях.
Предмет, система и задачи курса. «Основы управления в правоохранительных органах, его место в обучении студентов и связь с другими учебными дисциплинами.
Тема 6. Управленческое решение. Выработка и принятие его в правоохранительных органах. План как разновидность управленческого решения.
Понятие и признаки управленческого решения, его функциональное назначение, структура и элементы.
Управленческое решение как продукт труда руководителя и аппарата управления.
Классификация управленческих решений.
Выработка и принятие управленческих решений как стадии управленческого процесса: понятие, место и роль.
Основные этапы выработки и принятия управленческого решения: логика, содержание, методы.
Профессиональный риск и успех в процессе принятия управленческого решения.
Организационное и технологическое обеспечение выработки и принятия управленческого решения.
Проблемы и основные направления совершенствования выработки и принятия управленческих решений с применением современных компьютерных технологий.
Понятие и роль планирования в деятельности правоохранительных органов. Виды планов. Этапы разработки планов. Этапы реализации планов. Мониторинг и корректировка планов.
Учебная деятельность
Изучение дисциплины предусматривает лекционные, семинарские и практические занятия, консультации, а также самостоятельную работу студентов.
Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание бакалавров на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков анализа психологических проблем в сфере управления, овладение методами психологической оценки и прогнозирования процессов и явлений в различных видах управленческого взаимодействия. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.
При изучении теоретического материала используется традиционная методика чтения лекций и самостоятельное изучение заданных тем по учебным пособиям, учебникам и т.д. На практических занятиях по дисциплине применяется традиционная методика преподавания, а также методы индивидуализированного обучения с использованием контрольных и тестовых заданий.
Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой студентов и оказания им помощи в освоении учебного материала.
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения занятий. Проводится в ходе всех видов занятий в форме письменных проверочных работ и/или устных сообщений (изложение результатов реферирования литературных источников по избранной проблеме или анализ собственного опыта решения управленческой проблемы).
Итоговый контроль имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме экзамена.
Содержание и организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов рассматривается как одна из форм обучения, которая предусмотрена ФГОС и рабочим учебным планом по направлению подготовки бакалавров. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов-бакалавров является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой и практическими материалами, необходимыми для изучения курса «Основы управления в правоохранительных органах» и развития у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации.
В процессе изучения дисциплины студент выполняет следующие виды самостоятельной работы:
1. Подготовка к устному опросу по всем темам курса на семинарских; занятиях - сопровождается чтением рекомендованной литературы, составлением плана ответа, графическим изображением структуры текста, его конспектированием, составлением выписок, ознакомление с нормативными документами – 25 час;
2. Подготовка к докладам: аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений. Данный вид самостоятельной работы связан, помимо ознакомления с первоисточниками, с использованием аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета; работой с электронными учебными ресурсами – 6 часов;
3.Подготовка к экзамену – 27 часов.
2.4. Контролирующие материалы для аттестации по дисциплине
Примерные темы докладов
1. Основные этапы развития теории управления.
2. Классическая школа управления
3. Школа человеческих отношений
4. Системный подход к управлению
5. Ситуационный подход к управлению
6. Развитие науки управления в России
7. Принципы управления (основные и общие)
8. Принципы, на-которых руководитель должен строить взаимоотношения с подчиненными
9. Понятие и свойства системы управления
10. Цели управления в правоохранительных органах
11. Система управления в правоохранительных органах и её специфические свойства.
12. Функция прогнозирования
13. Функция планирования
14. Функция организации
15. Функция контроля
16. Функция мотивации
17. Организация: понятие, виды (формальные, неформальные).
18. Жизненный цикл организации
19. Внешняя среда организации
20. Внутренняя среда организации
21. Линейно-функциональная структура: понятие, плюсы, минусы
22. Штабная структура: понятие, плюсы, минусы
23. Матричная структура: понятие, плюсы, минусы
24. Линейная и функциональная структуры: понятие, плюсы, минусы
25. Понятие и классификация методов управления
26. Организационно-административные методы управления
27. Экономические методы управления
28. Социально-психологические методы управления
29. Делопроизводство: понятие, принципы, задачи
30. Документооборот в правоохранительных органах: понятие, правила.
31. Хранение документов: понятие, виды, правила.
32. Архив и специальные фонды: понятие, задачи
33. Управленческие решения: понятие, виды и требования.
34. Разработка управленческого решения: понятие, этапы
35. Принятие управленческого решения: понятие, этапы
36. Организация исполнения управленческого решения: понятие, этапы
Примерные вопросы для повторения к экзамену по дисциплине
«Основы управления в правоохранительных органах»
1. Понятие и содержание социального управления.
2. Основные этапы развития теории управления.
3. Классическая школа управления.
4. Административная школа управления.
5. Школа человеческих отношений.
6. Системный подход к управлению.
7. Ситуационный подход к управлению.
8. Развитие науки управления в России.
9. Принципы управления.
10. Принципы, на которых руководитель должен строить взаимоотношения с подчиненными
11. Цели управления в правоохранительных органах.
12. Система управления в правоохранительных органах и её специфические свойства.
13. Линейная и функциональная структуры: понятие, достоинства и недостатки.
14. Социально-психологические методы управления.
15. Документооборот в правоохранительных органах: понятие, правила.
16. Информационное обеспечение управления в правоохранительных органах.
17. Работа с кадрами в правоохранительных органах: цель, направления, особенности.
18. Управленческие решения: понятие, виды и требования к ним предъявляемые.
19. Органы внутренних дел как организационная структура управления.
20. Функция контроля и её особенности в управлении правоохранительными органами.
21. Функция организации и её особенности в управлении правоохранительными органами.
22. Организация: понятие, виды.
23. Функция планирования: её особенности в управлении правоохранительными органами.
24. Особенности распределения труда в органах внутренних дел.
25. Линейно-функциональная структура: понятие, достоинства и недостатки.
26. Штабная структура: понятие, достоинства и недостатки.
27. Системы управления: понятие и свойства
28. Понятие и классификация методов управления.
29. Организационно-административные методы управления.
30. Функция прогнозирования: её особенности в управлении правоохранительными органами.
31. Экономические методы управления.
32. Делопроизводство в правоохранительных органах: понятие, принципы, задачи.
33. Хранение документов: понятие, виды, правила.
34. Аналитическая работа в правоохранительных органах: понятие, задачи,
35. Прохождение правоохранительной службы.
36. Основные формы управленческих решений в правоохранительных органах.
РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-методическое обеспечение
Список основной литературы
1. Андреев, Н. А. Стратегическое управление в правоохранительной сфере [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н. А. Андреев, В. Б. Коробов; - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 359 с. (ЭБС Инфра-М)
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248). С изменениями и дополнениями от: 18 мая, 12 июля 2012 г., 15 января, 29 июня, 30 июля, 21 декабря 2013 г., 27 июня, 6 августа 2014 г.
Информационное обеспечение
1. http://www.garant.ru/ сайт справочной правовой системы «Гарант»;
2. http://www.consultant.ru/ сайт справочной правовой системы «Консультант Плюс»;
3. http://www.rg.ru/ официальный сайт «Российской газеты»;
4. http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/index.php ресурс Министерства юстиции Российской Федерации, содержащий федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
5. http://www.duma.gov.ru/ официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
6. http://президент.рф/ официальный сайт Президента Российской Федерации;
7. http://www.ksrf.ru/Pages/Default.aspx официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации;
8. http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/index.php Федеральный правовой портал «Юридическая Россия».
9. http://мвд.рф/ официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации;
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательные технологии
Виды учебных занятий: лекции, семинарские и практические занятия, консультации, а также самостоятельная работа студентов по выполнению разных видов заданий.
Количество занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе составляет 16 часов от объема аудиторных занятий в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки.
Интерактивные образовательные технологии: проблемная лекция, лекция-диспут, работа в малых группах и дискуссия, анализ конкретных ситуаций, круглый стол.
Таблица 4
Используемые интерактивные формы и методы обучения по дисциплине
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Вид учебных занятий | Используемые интерактивные образовательные технологии | Формируе-мые компетенции (ОК, ПК) |
Социальное управление: понятие, содержание, виды. Развитие науки управления в России. | Л | Проблемная лекция | ОК-5; ПК-29; ПК-30 | ||
Управление правоохранительными органами как разновидность государственного и муниципального управления. Предмет, система и задачи курса «Основы управления в правоохранительных органах. | 2/2 | Л/ПЗ | Лекция-диспут, Круглый стол | ОК-5; ПК-29; ПК-30 | |
Система правоохранительных органов, ее задачи, функции и структура. Субъекты управления правоохранительными органами. | ПЗ | Анализ конкретных ситуаций | ПК-29 | ||
Организационно-инспекторские (штабные) подразделения правоохранительных органов и их роль как аппаратов управления. | ПЗ | Анализ конкретных ситуаций | ПК-29 | ||
Информационно - аналитическая работа в управлении правоохранительными органами (ее содержание, назначение, основные направления и организация). Подготовка аналитических документов. | ПЗ | Анализ конкретных ситуаций | ОК-5; ПК-29; ПК-30 | ||
Управленческое решение. Выработка и принятие его в правоохранительных органах. План как разновидность управленческого решения. | ПЗ | Работа в малых группах и дискуссия | ПК-29 | ||
Организация исполнения управленческих решений Система контроля и оценки деятельности правоохранительных органов. | ОК-5; ПК-29; ПК-30 | ||||
Управление правоохранительными органами в условиях чрезвычайных обстоятельств. | ПЗ | Работа в малых группах и дискуссия | ОК-5; ПК-29; ПК-30 | ||
Итого |
4.2. Порядок аттестации студентов по дисциплине
Для аттестации студентов по дисциплине используется балльная система.
Балльная система предполагает выставление зачета в зависимости от числа набранных баллов. Максимальное число баллов за освоение дисциплины соответствует трудоемкости дисциплины и определяется количеством часов по ФГОС. Объем дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах» по ФГОС – 108 часов.
Максимальная сумма баллов (Smax) должна соответствовать трудоемкости дисциплины и/или количеству зачетных единиц. При использовании кредитов (зачетных единиц) максимальная сумма баллов определяется по формуле 1.
Smax = 36 × K, | (1) |
где K – число зачетных единиц, в которые оценивается курс в текущем семестре.
Балльная структура оценки определяется по формуле 2.
Smax = x1 + x2 + x3 + x4 + x5 + + xn, | (2) |
где - посещение занятий – x1 баллов;
- активная работа на семинаре – x2 баллов;
- внутрисеместровые аттестации – x3 баллов;
- творческая работа (эссе) – x4 баллов;
- устные доклады на занятиях – x5 баллов;
- итоговое испытание – xn баллов;
Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные программой обучения. Преподаватель составляет понедельный график освоения дисциплины. Если студент без уважительных причин не выполнил какое-либо из учебных заданий (пропустил контрольную работу, позже срока сдал реферат и т.д.), то за данный вид учебной работы баллы ему не начисляются, подготовленные после положенного срока работы не оцениваются.
Обязательным является включение в рейтинг баллов за посещение студентом аудиторных занятий (не более 10% от общей суммы баллов по дисциплине в семестре).
Экзамены и зачеты как отдельные виды учебной нагрузки, при использовании балльно-рейтинговой технологии, проводить не рекомендуется. Оценка за экзамен или зачет определяется исходя из количества баллов, набранных студентом в процессе изучения дисциплины.
Балльная структура оценки по дисциплине «Основы управления в правоохранительных органах» представлена в таблице 5.
Исходные данные по дисциплине:
количество зачетных единиц – 3, лекций – 16 часов, практических (семинарских) занятий – 16 часов, самостоятельная работа – 76 часов, всего 108 часов.
Таблица 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СЗ.Б.19 «Основы управления в правоохранительных органах»
40.05.02 - Правоохранительная деятельность
Редактор Крупина Н.К.
Компьютерная верстка Федотова С.Н.
Подписано к печати _______________
Формат 60х 84 1/16. Объем _______ уч.-изд.л.
Тираж ______ экз. Заказ № _______
ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ
Кафедра государственного, муниципального и экономического управления
УТВЕРЖДАЮ
Рег. № _______________ Декан юридического факультета
«_____» __________2015г. _____________ Б.А.Мкртычян
«____»________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С 3. Б. 19.