Iii. построение потенциальной диаграммы

Потенциальная диаграмма позволяет проследить за изменением потенциала между характерными точками какого-либо контура схемы и является одним из методов проверки расчётов. Для построения потенциальной диаграммы рекомендуется выбрать контур исходной схемы, имеющий два источника ЭДС.

а) В ветвях контура задаем направления полученных токов и произвольное направление обхода контура.

б) Одну из точек контура заземляем и относительно неё вычисляем потенциалы других точек. Например, для приведенного на рис.3 контура, расчет будет таким:

 
  Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru

в) Выбираем масштаб и строим потенциальную диаграмму ji(Ri). Согласно ранее проведенным расчетам она может иметь вид, например, как на рис. 4.

Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru

ЗАДАНИЕ № 2

РАСЧЁТ ОДНОФАЗНЫХ ЦЕПЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Цель задания – приобретение навыков анализа и расчета цепей переменного тока.

В ходе выполнения задания требуется:

– рассчитать токи во всех ветвях и напряжениях на всех участках и элементах схемы;

– рассчитать баланс мощностей;

– построить векторную диаграмму токов и напряжений.

Частота напряжения питания для всех вариантов ¦=50 Гц. Начальная фаза напряжения источника питания yu=0. Точность вычислений – два знака после запятой.

Исходные данные для расчета приведены в приложении 2.

I. АЛГОРИТМ РАСЧЕТА СИМВОЛИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

а) Находим величины реактивных сопротивлений:

Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru , Ом;

Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru , Ом,

где L – индуктивность, задана в Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru , т.е. Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru Гн; C – ёмкость, задана в Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru , т.е. Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru Ф; Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru и Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru допускается округлять до целого числа.

б) Определяем полные комплексные сопротивления каждой ветви в алгебраической и показательной форме, например:

Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru , Ом,

где Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru – модуль комплекса полного сопротивления первой ветви; Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru – угол сдвига по фазе между напряжением и током первой ветви.

Знак «+» соответствует индуктивному характеру сопротивления, знак «–»– ёмкостному.

в) Составляем схему замещения и обозначаем на ней токи и напряжения каждой ветви, например, как на рис. 5. При расчетах оперируем числами в комплексной форме.

Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru

г) Находим эквивалентное сопротивление всей цепи:

Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru ,

где Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru и Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru – эквивалентные активное и реактивное сопротивления всей цепи; Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru – модуль активного сопротивления; Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru – угол сдвига по фазе между напряжением и током всей цепи.

При нахождении эквивалентного сопротивления сложение ведется в алгебраической форме представления комплексного числа, умножение и деление – в показательной.

д) Рассчитываем токи в ветвях:

Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru ; Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru ; Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru .

е) Рассчитываем напряжения ветвей:

Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru ; Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru .

Найденные значения токов и напряжений должны быть представлены в алгебраической и показательной формах. Расчет допускается вести другими способами.

ж) Проверяем правильность вычислений по законам Кирхгофа:

Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru ; Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru .

з) Рассчитываем напряжения на активных, ёмкостных и индуктивных элементах, например:

Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru ; Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru ; Iii. построение потенциальной диаграммы - student2.ru и т.д.

Наши рекомендации