Эффективность социального управления
О действительной эффективности социального управления можно говорить в трех случаях:
— когда затраты на управление сократились, а показатели управления не изменились или даже улучшились;
— когда затраты на управление не изменились, а качество управленческой деятельности улучшилось;
— когда затраты на управление возросли, но в большей мере улучшились показатели качества управления (65).
Таким образом, методология исследования эффективности управления базируется на сопоставлении эффекта, т.е. результата, полученного в системе, с затратами, связанными с его достижением (91). Эффект управления проявляется в том, что все элементы социальной системы (и управляемой, и управляющей подсистем, и их составляющих) приведены в действие и используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом, т.е., в конечном итоге, это системный эффект, отражающий как качественные и количественные характеристики каждого элемента системы, так и принципиально новое качество, возникающее в результате системных связей и отношений.
Затраты на социальное управление складываются из управленческих расходов по всем уровням и звеньям управления и включают: заработную плату работников управления с начислениями на социальное страхование и эксплуатационные расходы, связанные с использованием предметов и средств управленческого труда (здания, техника, средства связи и проч.) и с содержанием аппарата управления (расходы на командировки, подготовку управленческих кадров, приобретение канцелярских принадлежностей и оргтехники и т.п.) (91).
Измерение эффективности управления позволяет анализировать и сопоставлять различные варианты систем управления, выявлять резервы их совершенствования, оказывать влияние на заинтересованность и повышать ответственность управленческих работников за результаты профессиональной деятельности.
В теории и практике социального управления предлагаются и применяются различные методы определения эффективности управления. Среди них можно отметить следующие два:
• эффективность управления измеряется эффектом, полученным в социальной системе любого уровня- Этот эффект соизмеряется с затратами системы управления. В самом общем виде данный подход может быть выражен с помощью формулы:
Э -рп
у "Т" '
°У
гдеЭу — эффективность управления; Рд — конечный результат (эффект), полученный социальной системой в целом; Зу — затраты на управление;
• результат деятельности системы управления измеряется не по эффекту, полученному в социальной системе, а по объему и характеру (включая качество) действий, выполняемых в процессе управления. Поэтому самая общая трактовка этого методического подхода может быть выражена формулой:
Р.
У
3„
где Ру — эффект управления, выраженный параметрами, оценивающими действия системы управления (91)
23 6-183 353
РЕЗЮМЕ
1. Процесс управления характеризует систему управления в ее динамике и представляет собой деятельность органов и кадров управления по воздействию на объект управления с помощью выбранных методов для достижения поставленных целей (91). Сущность процесса управления заключается в приложении трудовых усилий человека для согласования коллективной деятельности. Содержание процесса управления определяется характером решаемых управленческих проблем.
2. Основными свойствами процесса управления являются устойчивость и изменчивость, непрерывность и последовательность, а также цикличность. Процесс управления тесным образом связан со структурой управления. При этом структура отражает стабильные формы разделения управленческого труда, т.е. статику управления, а процесс — последовательность выполнения управленческих действий, т.е. ее динамику.
3. Технология процесса управления включает три основных компонента: организацию информационной системы, документирование и документооборот процесса управления, управленческие процедуры. Техника управления представляет собой орудия и средства труда, предназначенные для выполнения информационных преобразований в процессе управления (65). Эффективность управления в наиболее общем виде определяется путем сопоставления результата с затратами, связанными с его получением.
Глава 30. СТИЛИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ