I. Три основных уровня управления
Управляющие высшего звена |
Президент Генерал
Папа римский Ректор университета
Управляющие среднего звена |
Директор предприятия Полковник Кардинал Главный бухгалтер
Управляющие низшего звена |
Начальник цеха.отдела
Капитан
Пастор
Декан
II. Соотношение уровней управления с целями и планами организации
Уровень целей |
Предназначение |
Уровень планов |
Управляющие высшего звена |
Вся организация |
Управляющие среднего звена |
Основные подраз-деления и функции |
Управляющие низшего звена |
Подразделения и отдельные работники
Рис.24. Иерархия управления (82)
званы обеспечивать техническую помощь руководителям и специалистам управления, в частности, при выработке и реализации управленческих решений (сбор, первичная обработка, хранение и выдача информации, учет, контроль и т.п.).
Указанная классификация кадров управления позволяет четко сформулировать требования к каждому работнику в зависимости от его принадлежности к той или иной группе и организовать необходимую для данной категории работников систему их подбора, подготовки и рационального использования. Различие функций отдельных категорий кадров управления обусловливает специфику работы с ними, необходимость постановки особых задач, использования специальных форм и методов кадровой работы (91).
НОРМА УПРАВЛЕНИЯ
Количество людей, находящееся в непосредственном подчинении у менеджера, называется нормой управления, или сферой контроля (82). Когда в непосредственном подчинении у менеджера находится большое количество людей, он обладает высокой нормой управления; когда же это число невелико, то норма управления менеджера низка. Естественно, что для достижения поставленных целей потребуется тем меньше менеджеров, чем выше нормы управления, которыми они обладают.
На формирование нормы управления действует ряд факторов. Среди них индивидуально-психологические способности управляющего, уровень профессионализма и культуры работников, виды их мотивации и род профессиональной деятельности. Обычно высококвалифицированные работники в меньшей мере нуждаются в управлении, чем менее квалифицированные. Поэтому менеджер организации, состоящей почти исключительно из профессионалов или ученых, может иметь высокую норму управления (82).
Норма управления определяется числом иерархических уровней в организации, т.е. зависит от того, является ли ее вертикальная структура высокой или плоской. Высокая структура имеет более низкую норму управления и больше иерархических уровней, а плоская -- более высокую норму управления и меньше иерархических уровней (см. рис.25). Высокие структуры требуют больше средств на свое содержание, замедляют деловое общение и принятие решений, затрудняют четкое определение обязанностей и ответственности (82).
I. Плоская структура
Римская католическая церковь
Кардиналы |
Епископы Священники |
II. Высокая структура
Армейская структура
Капитаны и лейтенанты |
Сержанты и старшины |
Рядовые |
Рис.25. Плоская и высокая организационные структуры (82)