Функции социального управления
Функции управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управленияим (91). Состав функций управления должен обеспечивать эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение ее состояния. Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:
1) особенности самого процесса управления, т.е. выделения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования;
2) самого процесса социального развития, направленность управления на конкретные элементы этого процесса или сферы, объекты жизнедеятельности общества. В силу этого процессу социального управления объективно присущи основные и конкретные функции. К основным функциям управления относятся:
• планирование (прогнозирование), представляющее собой форму проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей, которая предусматривает выработку и постановку целей и задач в сфере социального управления, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;
• организация — форма проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей, предусматривающая создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур менеджмента как элементов процесса реализации планов и целей социального управления;
• координация (регулирование) — форма проявления целенаправленного воздействия, предусматривающая обеспечение необходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей;
• стимулирование (активизация) и обучение (инструктаж) —• формы проявления целенаправленного воздействия на людей путем побуждения и подготовки их к действию, предусматривающие обеспечение повышения эффективности системы менеджмента как элемент процесса реализации целей управления;
• контроль (анализ и учет) — форма проявления целенаправленного воздействия на людей, предусматривающая систе-
магическое наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации намеченных целей (91). Все перечисленные основные функции действуют в единстве и взаимосвязи, однако переход от одной ступени (уровня) социального управления к другой сопровождается изменением соотношения их содержания и роли (например, ведущая для министерского уровня функция прогнозирования сменяется на цеховом уровне функцией организации и т.д.).
Если основные функции являются общими для любых процессов социального управления, в каких бы системах управления обществом они не осуществлялись, то конкретные функции присущи тем или иным конкретным элементам социальной системы, отражая их специфику. Например, производственно-хозяйственная деятельность предприятия может быть подразделена на три стадии — подготовительную, производственную и заключительную, — каждая из которых, обособляясь, представляет собой объект управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций менеджмента, соответствующих каждому выделенному объекту социального управления. По содержанию каждая конкретная функция управления является, в свою очередь, комплексной и включает планирование, организацию, координацию, стимулирование, обучение и контроль организационно обособленных объектов воздействия (91).
Анализ управленческих функций. Важным условием совершенствования системы управления является анализ ее функций (91). Последний должен отвечать следующим требованиям:
• четкое определение и структурное обособление объектов управления на основе разработанных критериев;
• выделение конкретных функций управления, видов работ и операций;
• четкое разделение труда между функциональными и линейными звеньями управляющей системы;
• наличие положений о структурных звеньях и должностных инструкций;
• разработка модели процесса управления на основе реализации и учета всех основных функций менеджмента;
• обоснование путем сравнения модели процесса управления с фактически осуществляемой управленческой деятельностью основных направлений совершенствования системы управления.
Анализ функций социального управления содержит четыре основных этапа:
1) выделение объектов и конкретных функций управления;
2) построение модели процесса управления;
3) выявление фактически выполняемого состава работ и операций по реализации функций менеджмента;
4) сопоставление фактического состава управленческих работ с объективно необходимыми и выявление расхождений с построенной моделью (91).
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Категория структура отражает строение и внутреннюю форму системы (91). Система, между элементами которой установлены связи, обеспечивающие взаимодействие ее элементов, направленное на достижение определенных целей, является организованной. Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.
Функции и структура управления — две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого целого — организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Наличие организационной структуры управления и ее развитие являются основой всей организации. Вне их рамок исключается возможность реализации функций менеджмента, т.е. самого процесса управления. Процесс формирования организационной структуры представляет собой, прежде всего, организационное закрепление тех или иных функций за подразделениями аппарата управления. При этом функции управления определяют задачи органов управления (91).
В силу научно-технического прогресса и дальнейшего разделения труда общественное производство постоянно дифференцируется на составные части (отрасли, подотрасли, объединения, предприятия, цехи, участки и тд.). В конечном итоге, в управляющей системе формируются звенья и ступени управления. Они находятся в известном соотношении со звеньями и ступенями управляемой системы. Тем самым достигается соотносительность управляющей и управляемой систем, обеспечивается возможность воздействия органов управления на социальные процессы (91)
Звенья и ступени управления. Звено (подразделение, орган) управления представляет собой обособленную ячейку со строго очерченными функциями управления; ступень (уровень) управления — совокупность звеньев управления на определенном иерархическом уровне управления (91) В структуре управления конкретизируется управляющая система, определяется роль каждой ступени, каждого звена, раскрываются связи в процессе управления.
Структура управления может быть двухступенчатой (двухзвенной) и многоступенчатой (многозвенной). Если звенья находятся на одной ступени управления, то их связь носит сугубо координационный (горизонтальный) характер, если на нескольких — становится субординационной (иерархической), или вертикальной. В организационной структуре управления звенья (органы) управления подразделяются на линейные и функциональные Линейные звенья — это административно обособленные части социальной системы, осуществляющие непосредственное комплексное управление объектом (отраслевые министерства, корпорации, тресты, объединения, предприятия, цехи, участки и т.д.). Функциональные звенья представляют собой административно обособленные части аппарата управления, осуществляющие реализацию одной или нескольких функций управления (комитеты, управления, отделы, агентства, бюро и т.д.) (91).
Типы и виды организационных структур. Различают три основных типа организационных структур управления: линейную, функциональную и смешанную — линейно-функциональную (91). Для обеспечения гибкости сложных систем управления в линейно-функциональные структуры вводятся программно-целевые формы управления в виде матричных структур: управление по проекту; управление по продукту; координационные комиссии и т.д. (см. рис.23). В организационной структуре управления предприятиями выделяют также:
• безцеховую структуру управления, при которой основной административно-производственной единицей (звеном) являются самостоятельные участки, что соответствует наиболее простой двухзвенной структуре управления (заводоуправление — руководство участка);
• цеховую структуру управления, при которой основным административно-производственным звеном являются цехи, что приводит к трехступенчатой структуре управления (заводоуправление — аппарат управления цехом — руководство участка);
» корпусную (производственную) структуру управления, при которой, кроме участков и цехов, вводится дополнительная ступень (звено) в управляющей системе — корпус (производство), объединяющий несколько взаимосвязанных или однотипных цехов. В этом случае предприятие приобретает четырехзвенную структуру управления производственным процессом;
• филиальную структуру управления, при которой, кроме участков, цехов и в некоторых случаях корпусов, создаются филиалы. Филиал — это не дополнительная ступень управления, а особое звено, появление которого связано с территориальной удаленностью от головного (базового) производства группы цехов или самостоятельных участков (91). Критерии рациональной структуры управления. Условиями (или критериями) рациональной структуры управления выступают: а) соответствие звеньев управления его функциям; б) возможно меньшее число ступеней (звеньев) в иерархии управления; в) сосредоточение на каждой ступени всех необходимых функций управления; г) концентрация функциональных звеньев в функциональных узлах (например, все экономические службы объединяются под руководством главного экономиста или финансового директора); д) четкое выделение участия каждого функционального звена в едином процессе управления, исключение дублирования функций; е) наименьшее число источников "приема" и "выхода" команд из каждого звена управления.
Организационная структура менеджмента документально фиксируется в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, положениях о структурных подразделениях, а также в должностных инструкциях для исполнителей (91).
КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ
К кадрам управления относятся работники, осуществляющие функции управления или способствующие их осуществлению, т.е. работники, профессионально участвующие в процессе управления и входящие в аппарат управления (91).
Существуют различные классификации кадров управления: по должностному признаку, по уровням (ступеням) в иерархии управления, по специальному образованию, по отраслям производства и др. Однако базовой классификацией является классификация работников в процессе принятия и реализации решений. По этому признаку кадры управления подразделяют на три большие группы: руководителей, специалистов и вспомогательный
персонал (технических исполнителей) (65). Каждая из названных групп кадров управления характеризуется специфическим местом в системе управления, особенностями профессиональной деятельности, а также системой профессиональной подготовки.
Руководители. Руководители — это работники, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, осуществляющие контроль и регулирующие деятельность коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей (91). Руководители подразделяются на линейных и функциональных. Линейные руководители — лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее обособленной, организационно оформленной части (объединение, предприятие, цех, участок, бригада). К функциональным руководителям относят лиц, ответственных за определенный функциональный участок работы в системе управления и возглавляющих подразделения, осуществляющие конкретные функции управления (комитеты, отделы, бюро и др.). Руководители классифицируются также по уровням управления. Например, линейными руководителями являются: руководители низового (мастера, начальники участков, цехов и т.п.), среднего (начальники корпусов, директора предприятий, главные специалисты объединений) и высшего (начальники главков, министры, председатели комитетов и т.д.) звеньев. Иерархия управления схематически представлена на рисунке 24.
Специалисты. Специалисты — это специализированные работники, разрабатывающие на основе имеющейся у них информации варианты решения отдельных конкретных, как правило, функциональных вопросов производственного или управленческого характера (91). Специалисты управления классифицируются в соответствии с функциями управления и их профессиональной подготовкой. Различают главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов различных категорий и классов и т.д. К группе специалистов относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, психологи, социологи и пр.
Технические исполнители. Вспомогательно-технический персонал — это работники, обслуживающие деятельность руководителей и специалистов (91). Их, как правило, классифицируют по отдельным операциям управления. К таким работникам относятся секретари, машинистки, техники, операторы ЭВМ, архивариусы, чертежники, лаборанты и др. Технические исполнители имеют узкую и конкретную профессиональную подготовку, при-