Социально-психологические основы власти и управления

Особая проблема — психология власти и управления, ее глу­бинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы (69). Они традиционно исследовались в русле социальных наук (фи­лософии, социологии, психологии), а также в литературном и политическом творчестве лучших умов человечества. Действи­тельно, проявление власти, лидерства для человека естественно, глубоко заложено в биологических, природных и социально обусловленных началах его интеллектуальной и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти — подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать воздействия власти и следовать им. Командование и исполнение — два равным образом универсальных принципа власти. Они нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — склонной властвовать ("ведущей") и подчиняющей­ся, принимающей власть ("ведомой"). Оба типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в форме крупных социальных структур и отношений между ними — государства и общества, правительства и населения и т.д. Цивилизованное человечество ориентировано на координацию этих отношений, на превраще­ние их в организованные и, по возможности, бесконфликтные (69).

В работах современных исследователей власть и социальное управление стали рассматриваться как сложный социальный и психологический феномен, включенный в достаточно широкий историко-культурный контекст (55). Данный подход привел к тому, что исследователи все больше обращаются к религиозной и политической символике, политическим ритуалам, воплощаю­щимся в дипломатии, обрядах государственных празднеств, по-

гребении политических деятелей и т.д.; широко используют этнографические материалы и рассматривают те психологичес­кие аспекты истории власти, которые зачастую оставались в тени. Цель таких исследований — выяснение механизма реализа­ции на практике идеи господства, конкретных психологических факторов, способствующих функционированию власти, условий достижения влияния политического руководства, обеспечиваю­щего господство над людьми (55).

Власть и сопровождающее ее насилие не могут осуществляться без определенного психологического воздействия, внушения. Са­мо создание властного авторитета есть психологический акт, не­обходимыми предпосылками которого являются мотивы покор­ности, готовности к повиновению. Определенные действия пред­ставителей высших эшелонов управления (устраивание празд­неств, проведение торжеств, участие в церемониях) выполняют демонстративную, репрезентативную функцию, накладывающую свой отпечаток на их образ жизни. Эта репрезентативная функ­ция у разных народов и в разное время играла важную роль в со­здании психологических мотивов господства.

Анализируя проблемы реализации власти и социального уп­равления, исследователи большую роль отводят коллективным политическим представлениям, преобладающим в том или ином обществе, т.е. представлениям людей об их месте в окружающем мире и о своей истории. Такие представления базируются на историко-культурном наследии того или иного народа, но могут быть и специально сформированными господствующими соци­альными силами. Политическая власть и господство утвержда­лись также через систему мифологических и религиозных пред­ставлений. В принятых в традиционных обществах ритуалах, тра­дициях, церемониалах освящалась социальная практика управле­ния (55).

Власть и господство над людьми — это сложный и многогран­ный процесс взаимодействия экономических, социальных, поли­тических и психологических факторов, различных социальных сил и действующих лиц. При этом сами власть имущие находят­ся в определенной психологической и социальной зависимости от тех, над кем они господствуют. Этим, в частности, определя­ется специфика психологического воздействия на подчиненных в различных обществах в разные эпохи, отличие методов и сте­пени психологического воздействия в традиционных и индустри­альных обществах. Например, о средневековых и более ранних обществах зрелищная, репрезентативная функция господства бы-

ла намного эффективнее, чем в развитых индустриальных об­ществах. Но вместе с тем иррациональные мотивы, символика и ритуалы сохраняют свою эффективность и в развитых европей­ских странах.

Важным является также вопрос о различных типах взаимоот­ношений между господствующими и подчиненными, о зависи­мости степени реализации власти и самого типа подчиненных, их образованности, признаваемых ими ценностей, принадлеж­ности к разным социальным слоям, а также национального ха­рактера, темперамента, пола и возраста (55).

Коррелятом власти является уважение; этическую ценность она представляет собой лишь тогда, когда так направляет ува­жающего ее, что тот оказывается в состоянии осуществлять боль­шее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непос­редственно воздействию со стороны власти (98). При этом влас­ти присуще нечто демоническое, поэтому она всегда нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть со­циальной истории. "Поистине это демоническая сущность влас­ти: она даже там, где человек борется за идеальную цель в выс­шей степени самоотверженно, считая успех прочным только то­гда, когда он с исключительной жизненной силой отстаивает свой собственный интерес, решительно осуществляет свое собст­венное желание, связывая страстное стремление к собственной значимости непосредственно со своими делами. Кто обладает властью, тот одержим ею"* (98).

* G e r h Rilter, Die Odmonie der Mareht — 1947

РАЗДЕЛ I

РАСЫ. НАРОДЫ. КУЛЬТУРЫ

Если история управления и говорит нам о чем-нибудь, так это о том, что независимо от того, с чем мы имеем дело — миром или войной, процветанием или женщиной — этот мир всегда будет нуждаться в хороших управляющих, таких, которые смогут привести общество оттуда, где оно находится, туда, где оно хочет быть.

Р. Ф а л м е р

Глава 1. РАСЫ ЧЕЛОВЕКА: ПУТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ

По мнению некоторых исследователей, общий предок челове­ка, от которого произошли ныне живущие основные расы (евро­пеоидная, монголоидная, негроидная), появился на исчезнувшем уже материке в районе современного Мадагаскара (80). Отсюда, как предполагается, первые поколения людей двинулись в Азию, Австралию и Европу через Африку, а затем и в Америку. Из пер­вичных трех рас изначального человечества возникло все разно­образие современных народов*.

Согласно современной тектонической** теории литосфера (внешняя сфера "гвердой" Земли) разбита на крупные плиты, ко-

* Подробнее см Сикорский И А Всеобщая психология с физиогноми­кой - К. 1912 - 770с

Тектоника (от 1реч tektonikos - относящийся к строи гсльству) — отрасль геологии, изучающая развитие структуры зсмнои коры

2 6 W 17

РАЗДЕЛ III

ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Искусство научного управления — это эволюция, а не изобретение

Ф Т э и л о р

Понятие менеджмент первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими (52). В основе этого слова ле­жит английский глагол "to manage" (управлять), который проис­ходит от латинского "manus" (рука). Отсюда термин менеджмент буквально означает "руководство людьми". В современной тео­рии и практике социального управления под менеджментом по­нимается процесс руководства (управления) отдельным работни­ком, социальной группой, социальной общностью и обществом в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие менеджмент как процесс достижения цели со­циальной организации за счет руководства людьми (52)

Глава 14. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Рассматривая хронологическую последовагельность событии в XX в, можно замети гь одну характерную особенность быстрое

развитие теории и практики менеджмента во всем мире*. Дейст­вительно, наиболее характерным для него является стремитель­ное восхождение от неприметной периферийной дисциплины, каким менеджмент был во времена Ф.Тейлора**, до основного направления социальной мысли, ведущего общественного и на­учного института, который сегодня определяет образ жизни мил­лионов людей (42). Прежде, чем подняться до таких высот, ме­неджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития

РЕЛИГИОЗНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Уже в древнейших обществах — Шумере, Египте и Аккаде — наблюдается трансформация высшей касты священников в рели­гиозных функционеров, по своей сути, менеджеров (42). Это удалось сделать благодаря удачному переформулированию свя­щеннослужителями религиозных принципов: если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, как заявляли жрецы, им стала нужна сугубо символическая жертва" достаточно, если верующие ограничивались подношением денег, скота, ремеслен­ных изделий и т д.

По существу, речь идет о первой управленчес­кой революции в истории человеческого общества, в результате которой на свет появился принципиально новый тип деловых людей — еще не предпринимателей, но уже и не ре­лигиозных деятелей. Предприимчивые жрецы вскоре стали бога­тым и влиятельным классом. При этом деньги для них не служи­ли самоцелью, они являлись побочным результатом религиозной и государственной деятельности, поскольку жрецы помимо со­блюдения ритуальных процедур заведовали сбором налогов, уп­равляли государственной казной, регулировали государственный бюджет, ведали имущественными делами. Они прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, юридические записи, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и другие функции, относящиеся к практике управления. Побоч­ный результат управленческой деятельности жрецов — появле­ние письменности, которой затем овладели и другие слои насе­ления

Подробнп !М И о i.l g e t t s R M Minngi'nient thcoi\ pro< ets .in'1 piac'itC — Philcclelfia, 1975, Кравченко А Упратенческие революции // Социа iHL-гическ.ии груд - 1991 — № 1 — С 49 54

Тейлор Фредерик Уинслоу (1856 1915) — основоположник школы научною менеджмента, автор книг Цсховои менеджмент" (1903) "Принципы и методы научного менеджмента" (191!)

Таким образом, в результате первой управленческой револю­ции менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности жрецов, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие (42).

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Вторая управленческая революция про­изошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который издал знаменитый свод законов, содержащий 285 законодательных актов управления государством (42). Свод зако­нов Хаммурапи является ценным памятником древневосточного права и представляет собой очередной этап в развитии социаль­ного управления. Уникальное значение этого кодекса, регулиро­вавшего все многообразие общественных отношений между со­циальными группами населения, состоит в том, что он давал ру­ководство для администраторов всей обширной империи.

Кроме того, Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая образ самого себя как опекуна и защитника подданных. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было ценным нововведением.

Итак, суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отно­шений людей, наконец, зарождении первых ростков лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения (42).

Через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон вновь на­поминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Новуходоноссор II (605-562 гг. до н.э.) явился автором сис­темы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах, первым применившим цветные ярлыки, с по­мощью которых определялась продукция, поступавшая на фаб­рики и склады каждую неделю. Достижения Новуходоноссора II характеризуют третью управленческую р е в о -л ю ц и ю. Если первая была религиозно-коммерческой, вто­рам — светско-административной, то третья — производственно-строительной.

Значительное количество управленческих нововведений мож­но обнаружить в Древнем Риме, но самые знаменитые из них --система территориального управления Диоклетиана (243-316 гг. н.э.) и административная организация Римской католической

!76

церкви, которую и сейчас считают наиболее совершенной фор­мальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оцени­вается в таких областях менеджмента, как управление персона­лом, система власти и авторитета, специализация функций (42).

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Четвертая управленческая революция практически совпадает с индустриальной революцией XVII-XVIII вв., которая стимулировала развитие европейского капи­тализма и имела гораздо более существенное влияние на теорию и практику социального управления, чем все предшествовавшие революции в менеджменте (42).

По мере того, как индустрия перерастала границы ранней фа­бричной системы (мануфактуры) и созревала современная систе­ма акционерного капитала, владельцы капитала все более удаля­лись от занятия бизнесом как экономической деятельностью. В результате вместо единственного руководителя-собственника по­явилось несколько наемных менеджеров-несобственников, ре­крутировавшихся изо всех, а не только привилегированных клас­сов. Новая система собственности ускорила развитие промыш­ленности и привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менедж­мента в самостоятельную социально-экономическую силу.

Администрирование — это формулирование общих целей и по­литики компании, а менеджмент — организация и контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкоспециализирован­ный смысл менеджмента. Но затем менеджмент распался на множество подфункций — планирование, делопроизводство, снабжение, сбыт, организация, анализ хозяйственной деятель­ности и др. Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только число таких функций возросло, об­острилась проблема их координации и соединения на новой ос­нове. Менеджмент и администрация приобрели специальные ин­струменты координирования деятельности людей, в частности, систему принятия решений, цели политики компании, филосо­фию управления (42).

Итак, началом четвертой революции в управлении явилась буржуазная революция, которая символизировала выход на исто­рическую сцену новой фигуры — капиталиста, а по истечении определенного времени — наемного менеджера. Иными слова ми, начало этой эпохи — появление капиталиста, конец — появ-

ление менеджера. Как только появился класс профессиональных менеджеров, отделившийся от класса капиталистов, стало воз­можным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой управленческой революцией (42).

БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Зарождение акционерного капитала, появление огромных кор­пораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника (42). Его место начинал занимать бюрократ — государственный чиновник. Ад­министративные работники фактически захватили господствую­щие высоты в общественной жизни и превратились в самостоя­тельную социальную страту. "Люди, господствующие в бюро", монополизировали технику управления и каналы коммуникации. Чиновники — это прежде всего те, кто прошел специальную подготовку и занимается управлением в качестве профессио­нальной деятельности.

Усложнение управления общественным производством приво­дит к монопольному захвату его ключевых функций закрытой "статусной группой", имеющей свою идеологию и систему цен­ностей. Происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата, бюрократия превращается в господствующий элемент социальной структуры (42). Социологический анализ бюрокра­тии как социального явления наиболее основательно представ­лен в работах М.Вебера (17, 18, 19).

МЕНЕДЖЕРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В 1941 г. Дж.Бэрнхейм* написал книгу "Менеджерская рево­люция", где как основную провел идею о том, что в современ­ных условиях класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих (42). По существу эта мысль во многом совпадает с мыслями М.Вебера, но с той лишь разницей, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры — такой же социальный класс, как бюрократия или буржуазия. Собственность, полагает Бернхейм, это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет кон­троля, то нет и собственности, а контроль в настоящее время на-тодится в руках менеджеров.

* См В ч r n h a in J The managerial revolution — N Y , 1941

Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии менеджмента в обществе высказал в своей книге "Концепция корпорации" (1946) ведущий теоретик менеджмента П-Дракер*, который говорил в связи с этим о настоящем "менеджмент-бу­ме", когда идея менеджерской революции охватила сферу не то­лько научного, но и обыденного сознания. В 1963 г. П.Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджер­ский, а Т.Парсонс — о переходе контроля над производством, принадлежащего семьям собственников корпораций, к управлен­ческому и техническому персоналу. Апофеозом "менеджмент-бу­ма" явился известный бестселлер Дж.Гэлбрейта" "Новое индус­триальное общество", основной пафос которого состоял в утвер­ждении, что профессиональный менеджмент в больших корпо­рациях, вооруженный современной техникой становится непобе­димой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство (42).

РЕЗЮМЕ

Таким образом, история мирового менеджмента насчитывает несколько управленческих революций, знаменующих собой по­воротные моменты в теории и практике управления.

Первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и зарождению письменности как реакции на де­ловую переписку и калькуляцию.

Вторая революция в менеджменте, связанная с именем вави­лонского царя Хаммурапи, дала образцы сугубо светского арис­тократического стиля управления.

Основным итогом третьей революции в управлении, относи­мой по времени к царствованию Новуходоноссора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.

Четвертая революция совпала с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.

* Дракср Питер (1909) — американский экономист, социолог, специалист в об­ласти проблем управления, ведущий теоретик так называемой "эмпирической школы", предсталлющей собой синтез школы "научного менеджмента" с доктри­ной "человеческих отношений"

'*Гэлбрейт Джон Кеннет (1908) — американский экономист, социальный мыс­литель, дипломат, литератор Основные работы "Новое индустриальное общее тво" (М , 1969); "Экономические теории и цели общества" (М , 1979)

12-(,-1^ 179

Пятая управленческая революция знаменовала приход новой социальной силы — профессиональных менеджеров, класса уп­равляющих, который стал господствующим в сфере управления государством, материальным и духовным производством (42).

Иными словами, перечисленные управленческие революции соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий: власть жрецов постепенно вытесняется господством военной и гражданской аристократии, на смену ко­торой пришли предприимчивые буржуа, а последних на истори­ческой арене сменили наемные работники или "пролетарии уп­равления", после чего социально-управленческий цикл начался снова, но на новом, качественно ином уровне.

Глава 15. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО МИРА

Социальное управление — категория чрезвычайно сложная и емкая, привлекающая к себе лучшие умы человечества на про­тяжении всей его истории. Проблемам социального управления, оптимального общественного устройства посвящены труды выда­ющихся мыслителей Востока и Запада, значение и выводы кото­рых не устарели до настоящего времени.

Наши рекомендации